Выполнение расчетов в электронной таблице Excel
Автор: Мельникова Вера Владимировна, преподаватель ОГБПОУ «Рязанский железнодорожный колледж»Конспект урока по информатике для студентов 1 курса по специальностям технического профиля
- обобщение основных понятий электронной таблицы MS Excel, использование при выполнении расчетов различных видов форматов данных.
- развитие умения обобщать полученные знания и применять их в процессе выполнения работы.
- воспитание аккуратности и точности при записи математических формул, информационной культуры, культуры общения.
Задача урока: организовать деятельность обучающихся по применению возможностей табличного процессора Excel для решения задач профессиональной направленности.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: блиц - опрос, практикум
Формы организации деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая.
Методы проведения урока:
- словесные: беседа;
- наглядные: демонстрационный метод;
- практические: формирование умений и навыков, их применение для решения задач профессиональной направленности.
Технические и программные средства обучения:
- компьютерный класс,
- интерактивная доска,
- принтер,
- приложения Windows – программы MS Office Excel, PowerPoint, Word
Дидактический материал: презентации к уроку (слайды с иллюстрациями для опроса, упражнения для глаз), заготовки для объяснения новой темы, карточки с заданием и методическим указанием к практической работе, лист самооценки.
Межпредметные связи: физика, математика, экономика.
Продолжительность: 90 минут.
План урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Целеполагание.
4. Объяснение нового материала и самостоятельная работа обучающихся на компьютерах в программе Excel.
5. Физкульминутка.
6. Закрепление и применение знаний и умений - выполнение практической работы.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
8. Домашнее задание.
Ход урока
1. Орг. момент
Мотивирование на учебную деятельность (создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу).
Здравствуйте, ребята! Очень рада вас видеть. Как настроение? Все готовы к уроку? Запишите в тетради сегодняшнее число, а название темы Вы сформулируете сами немного позже.
2. Актуализация знаний
Давайте вспомним основные понятия и определения по теме «Электронная таблица Excel». (Приложение 1)
- Из чего состоит рабочее поле в Excel?
Рабочее поле электронной таблицы состоит из столбцов и строк, на пересечении которых расположены ячейки. Заголовки столбцов обозначаются буквами или сочетаниями букв (А, В, С, …АВ), заголовки строк - числами (1, 2, 3…).
- Из чего состоит адрес ячейки электронной таблицы?
Адрес ячейки электронной таблицы состоит из буквы заголовка столбца и номера заголовка строки, например, Al, B5, ЕЗ.
- Назвать адреса выделенных ячеек
В2, А3, С4
- Какая ячейка называется активной?
Ячейка, с которой производятся какие-то действия, выделяется рамкой (кликом) и называется активной (В4).
- Назвать адреса диапазонов ячеек
А3:F3, А5:C9, E5:F11
- Данные каких типов можно ввести в ячейку?
В любую ячейку таблицы можно ввести: текст, число, формулу.
- Какие форматы данных вы знаете?
Общий, числовой, денежный, финансовый, дата, время….
- Дан фрагмент электронной таблицы.
Определите значения ячеек В1 и С1
- Дан фрагмент электронной таблицы.
Определите значения ячеек С1 и С2.
- Запишите формулу
=А2*В8/4, =СУММ(С1:С15), =СУММ(А4:L4)
- Какие способы выравнивания текста в ячейке вы знаете?
По левому краю, по центру, по правому краю, по ширине
- Каким образом можно объединить ячейки электронной таблицы?
Выделить нужные ячейки, кнопка объединить и поместить в центре
- Как произвести копирование содержимого ячейки?
Выделить ячейку – Копировать
Выделить ячейку – Вытянуть за Маркер заполнения
- Как перенести текст в ячейке по словам?
Главная – Выравнивание – Перенос по словам (галочка)
3. Целеполагание.
Учащиеся получают задания к практической работе. (Приложение 2)
Ребята, посмотрите на задание, над которым нам сегодня предстоит поработать. Вы сможете сразу приступить к выполнению задания? С данными в каких форматах мы еще с Вами не работали? Чем мы сегодня с Вами будем заниматься на уроке?
В совместном обсуждении выявляются причины затруднения, выясняется проблема, проговариваются цели урока и тема. Заполняется 1 часть листа самооценки. (Приложение 3)
4. Объяснение нового материала и самостоятельная работа обучающихся на компьютерах.
Знакомство с форматом - «Время» осуществляется на примере, путем создания проблемной ситуации. Обучающиеся работают с заготовками, смотрят на интерактивную доску и повторяют за преподавателем.
Предлагаю студентам открыть файл (Приложение 4) и выполнить упражнение 1. Для нахождения времени, затраченного на прохождение заданного пути с определенной скоростью в ячейке С3 создаем формулу С3=А3/В3. Затем формулу копируем и распространяем на выделенные ячейки (диапазон С4:С7). В полученных ответах видим в некоторых ячейка числа с большим количеством знаков после запятой. Один из ответов - 1,090909. В какой единице измерения получен ответ? 1мин 9 сек, 1 час 9 мин или 1,9 часа?
Становится ясно, что в ячейках с ответами должен быть задан формат «Время». Однако, при выделении ячеек с ответом и задании для них формата «Время» ответы получаются ошибочными (для контроля значения в некоторых ячейках легко контролируются устным счетом).
Для задания требуемого формата и перевода времени в часы:минуты есть 2 способа:
1 способ: = формула/24 Формат ячейки - Время
2 способ: =ТЕКСТ((формула)/24;"ч:мм")
Для упражнения №1 отрабатываем 1 способ, для упражнения №2 – 2 способ.
Для выполнения расчетов в упражнении №2 формула усложняется, при создании формулы добавляются скобки, ячейки используются непоследовательно.
При выполнении расчетов в упражнении №3 (лист2) при создании формулы используются ячейки, расположенные в различных строках.
При выполнении упражнения №4 (лист3) при создании и распространении формул сталкиваемся с ошибками в некоторых ячейках.Разбираем типы ошибок:
Ошибка ##### - число не помещается в ячейке, необходимо увеличить ширину столбца.
Ошибка #ЗНАЧ! - используется неправильный тип аргумента для функции (в данном случае в формуле участвуют ячейки с текстом).
Ошибка #ДЕЛ/О! – в формуле задано деление на ноль.
Ошибка #ИМЯ? - ошибка в имени формулы.
Ошибка #ЧИСЛО! - в формуле присутствуют некорректные числовые значения, выходящие за границы допустимого диапазона.
Поясняю, что происходит при копировании формул в данном задании и предлагаю обучающимся добавить в формулу знак $ перед именем столбца. Делаю акцент, что на следующем уроке мы научимся выполнять подобные расчеты и составлять формулы с ссылками.
1. Физкультминутка
Выполняется комплекс упражнений для глаз в течении 2-3 минут.
2. Закрепление и применение знаний и умений.
Выполнение практического задания.
Учащиеся получают методические указания к выполнению практической работы для решения своих задач.
Составим ведомость оборота локомотивов в депо. Это основной документ любого локомотивного депо. Правильно составленный график оборота должен предусматривать организацию обеспечения поездов локомотивами (т.е. рассчитать количество пар поездов), нормальные условия работы и отдыха локомотивных бригад, а также наиболее рациональное использование локомотивов (т.е. интервал движения поездов).
Необходимо разработать таблицу для определения пар поездов, времени хода, интервала движения поездов по участку Б-А-В. (Приложение 5)
Дано:
Длина участка БА, км
Длина участка АВ, км
Суточный грузооборот, тыс.км.брутто
Средний вес поезда, т
Участковая скорость, км/ч
Оформим таблицу по образцу:
Длина участка БА, км |
Длина участка АВ, км |
Суточ. грузооб., т.км.бр. |
Средн. вес поезда, т |
Уч. скор., км/ч |
Кол-во пар поездов |
Время хода на БА, ч |
Время хода на АВ, ч |
Интервал движения поезда, ч |
280 |
310 |
44560000 |
2900 |
55 |
|
|
|
|
300 |
318 |
44600000 |
3100 |
53 |
|
|
|
|
320 |
326 |
44640000 |
3050 |
54 |
|
|
|
|
340 |
334 |
44680000 |
3000 |
59 |
|
|
|
|
360 |
342 |
44720000 |
2950 |
52 |
|
|
|
|
Следуя указаниям к работе выполним необходимые расчеты.
1. На основании суточного грузооборота, веса поезда и длины обслуживаемого участка найти размер грузового движения, т.е. количество пар поездов по формуле N=(G*B)/(P*L)
где: G - заданный суточный грузооборот
B - коэффициент неравномерности
Р - вес поезда
L - длина обслуживаемого участка Б-В
Скопировать формулу для всех значений.
2. Определить время хода между станциями БА и АВ по формуле: T=L/V
где: L - длина участка
V - участковая скорость
Скопировать формулу для всех значений.
3. Найти интервал движения по формуле: I=24/N
Скопировать формулу для всех значений.
Внимание: для перевода времени в часы:минуты (для расчета T и I) необходимо пользоваться функцией
1 способ: = формула/24 Формат ячейки - Время
2 способ: =ТЕКСТ((формула)/24;"ч:мм")
Готовую созданную и заполненную таблицу подписать и распечатать.
3. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Распечатки сверяется с эталоном и выставляются оценки.
Выставить оценки, похвалить активных обучающихся.
Выяснить степень усвоения нового материала (с каждым индивидуально, путем заполнения листа самооценки). (Приложение 3)
У вас на листах есть смайлики. Если вам урок понравился, то выберите улыбающегося смайлика (1), если вам что-то осталось непонятным - то сомневающегося (2), если вам не понятна тема – то грустного (3).
4. Домашние задание:
Используя функцию =ТЕКСТ(значение;формат) записать в тетради формулы для записи значения времени в формате час:мин:сек, день:час:мин
Всем спасибо за урок! До новых встреч!
Примечание: обучающимся, раньше других выполнивших задание, можно предложить решить кроссворд. (Приложение 6)
Решеный кроссворд подписать и распечатать. После проверки за кроссворд выставляется оценка.
Критерии оценивания практической работы:
оценка «5» ставится, если:
- обучающийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ПК;
- работа выполнена полностью, распечатана и получены верные ответы.
оценка «4» ставится, если:
- работа выполнена полностью и распечатана, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение навыками работы с ПК в рамках поставленной задачи;
- правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %), допущено не более трех ошибок;
оценка «3» ставится, если:
- работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но обучающийся владеет основными навыками работы на ПК, требуемыми для решения поставленной задачи.
оценка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не владеет обязательными знаниями, умениями и навыками работы на ПК или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
оценка «1» ставится, если:
- работа показала полное отсутствие у обучающихся обязательных знаний и навыков практической работы на ПК по проверяемой теме.
Литература
1. Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М. С. Цветковой. — М., 2014
2. Цветкова М. С., Великович Л. С. Информатика и ИКТ: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Полный вариант статьи с приложениями во вложении (архив, zip, 1.74MB)
Скачать вложение