Жизненный и творческий путь А.И. Солженицына. Повесть «Матрёнин двор» и рассказ «Для пользы дела»
Автор: Малахова Наталья Васильевна, преподаватель русского языка и литературы, ОГБПОУ «Рязанский строительный колледж имени Героя Советского Союза В.А. Беглова»Обзор
Жить не по лжи
Цель – ознакомить студентов с жизнью и творчеством А.И Солженицына, историей создания повести «Матрёнин двор» и рассказа «Для пользы дела», их жанровыми и композиционными особенностями, проблематикой; углубление представления студентов о художественном своеобразии прозы А.И. Солженицына.
Задачи:
Обучения – совершенствование умения студентов анализировать художественное прозаическое произведение, видеть художественно – выразительные средства писателя; совершенствование навыков студентов в точности, правильности, логичности и выразительности изложения своей точки зрения по поставленной проблеме; продолжение обучения студентов сравнивать и систематизировать полученную информацию, использовать различные источники для получения информации;
Развития - продолжение развития навыков студентов самостоятельно делать выводы, умения отстоять свою точку зрения.
Воспитания – формирование нравственного сознания и жизненных ценностей студентов, развитие чувства гордости за Рязанский край.
Деятельность студентов на уроке:
Рецептивная - чтение, восприятие художественного текста, докладов и презентаций, поиск нужного материала в учебнике.
Поисковая - поиск нужного материала в учебнике.
Исследовательская - анализ художественного текста.
Оборудование:
1. Учебник «Русский язык и литература: Литература» Базовый уровень, 11 класс, 2-я часть. Т.Ф. Курдюмова, Е.Н. Колольцев, О.Б. Марьина и др., 2014г.
2. Журнал «Новый мир».
3. Компьютер: презентации студентов.
4. Музей рассказа «Для пользы дела» в Рязанском колледже электроники.
5. Доклады студентов.
Ход урока
Организационный этап.
Актуализация опорных знаний:
Фронтальный опрос об авторах (современниках А.И. Солженицына) и тематике произведений, ранее изученных на уроках – конференциях по темам «Жизненный и творческий путь Б. Васильева, Ю. Бондарева, В. Распутин, В. Астафьева, В. Высоцкого, Е. Носова)».
Проблема.
1.В конце урока студенты должны доказать правильность выбора эпиграфа к уроку и к жизни А.И.Солженицына.
Мотивация учебной деятельности. Преподаватель пишет тему и озвучивает цели и задачи.
Слово преподавателя.
В 2008 году в серии «Биография продолжается» («Жизнь замечательных людей») вышла книга литературоведа Л.И. Сараскиной об Александре Исаевиче Солженицыне. Книга эта удостоена литературной премии «Ясная Поляна» имени Л.Н. Толстого в номинации «ХХI». Имя Александра Исаевича Солженицына, долгое время пребывавшее под запретом, теперь по праву заняло своё место в истории русской литературы советского периода.
Творчество Солженицына притягивает читателя правдивостью, болью от происходящего, прозорливостью. Писатель, историк, он всё время предупреждает нас: не теряйтесь в истории!..
Нам сегодня сложно понять, что произошло в лите6ратуре в начале 1950-х годов. Но тогда это стала настоящим откровением: жизнь человеческая многообразна, в ней существует не только производство и не только общественные интересы заполняют её. Литературе стал интересен простой человек, повседневная жизнь, в которой каждому приходится решать не только социальные, но и этические, нравственные проблемы.
Так появились самые пронзительные литературные шедевры эпохи. Первым и самым ярким из них стала опубликованная А.Т. Твардовским в 1962 году в журнале «Новый мир» повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», в которой мастер открыл читателю лагерную тему. Эта повесть стала событием в общественной жизни страны.
В 1963 году в этом же журнале были публикованы повесть «Матрёнин двор», а позже – рассказ «Для пользы дела», с которыми мы сегодня познакомимся.
Работа над темой урока.
Записать (в тетрадях) тему,эпиграф и план урока.
-
Историческая обстановка в стране (в годы жизни и деятельности писателя).
-
Жизнь и творчество А.И. Солженицына (две презентации, одна из которых «Солженицын - в Рязани»).
-
Обзор повести «Матрёнин двор».
-
Экскурсия в музей одного рассказа (в колледж электроники).
-
Обзор рассказа «Для пользы дела».
-
Подведение итогов. Ответы на вопросы, поставленные в начале урока.
1. Студенты перечисляют исторические события, свидетелем и участником которых был Солженицын, с целью определить, как формировалось мировоззрение писателя и какие события могли повлиять на его творчество.
2. Работа с опережающим заданием:
а) студенты смотрят две презентации о жизненном и творческом пути писателя (одна из них «Солженицын - в Рязани»), записывая тезисы (с понятием «тезис» мы познакомились на уроке русского языка) в тетрадях: этапы жизни писателя, названия и тематику его произведений;
б) работа с учебником, из которого студенты выписывают информацию, отсутствующую в презентациях, озвучивают её;
в) студенты рассказывают о Нобеле, Нобелевской премии, о русских писателях – лауреатах Нобелевской премии, их произведениях. Делают вывод, что в этих великих творениях раскрыта история России, показан человек в истории.
г) студенты вспоминают рязанца – лауреата Нобелевской премии И. Павлова и говорят о том, что мы гордимся тем, что Рязанская земля вскормила 2-х великих лауреатов.
Студенты подводят итог: в творчестве Солженицына отразилась история развития России со всеми её проблемами.
3. Делается доклад о повести «Матрёнин двор», которая, в первую очередь важна для нас тем, что написана в Рязани.
Беседа по анализу повести:
- Какова тема повести? (Послевоенное жизнеописание простой крестьянки из Российской глубинки, описание её трагической судьбы).
- Кто главные герои повести? (Матрёна и Фаддей). Студенты дают характеристики этим героям как двум противоположностям: с разными ценностями в жизни.
- Как вы думаете, какова позиция автора, кто из героев ближе Александру Исаевичу? (Матрёна).
- Какие ключевые слова в повести? («Не стоит село без праведника». Эти слова о Матрёне. Праведник – человек, живущий по совести. Это сказано с большим уважением к героине).
- А слово «праведник» можно применить к Солженицыну? (Да!)
- Я правильно подобрала эпиграф; какая главная ценность в жизни у писателя? (Жить не по лжи!).
4. Экскурсия в музее одного произведения А. И. Солженицына, рассказа «Для пользы дела». Экскурсию проводят обучающиеся колледжа электроники: рассказывают об истории создания музея, о директоре колледжа, преподавателях и студентах, которые стали героями рассказа Солженицына. Студенты строительного колледжа делают записи, которыми позже будут пользоваться при подготовке домашнего задания.
5. Беседа по анализу рассказа «Для пользы дела»:
- почему так тронула Солженицына ситуация с учебным корпусом колледжа электроники? (Был учителем, переживал за студентов и образовательный процесс, зная сложившуюся ситуацию с материальной базой колледжа);
- какова позиция автора, что для него главное: сам факт (здание, предназначенное для колледжа, власти передали НИИ) или как это было сделано, т.е. моральная сторона вопроса (моральная сторона вопроса: власти обманули, не предупредили ни директора, ни коллектив колледжа, проблема лжи, автор жил не по лжи. Это главная проблема);
- как автор раскрывает эту проблему, через каких героев, параллельно ставя, возможно, и другие проблемы? (1. На примере преподавателя Лидии Георгиевны – проблема взаимоотношения студентов и преподавателей. 2. Ставится проблема чтения – молодёжь мало читает – с одной стороны, с другой – автор критикует периодические издания и мемуарную современную литературу. 3. Автор критикует министерских чиновников - «комиссию» и Хабалыгина, похожих на Швондера, которых совершенно не интересует образовательный процесс, 4. С большой теплотой рисует фронтовиков, двух друзей - директора колледжа Фёдора Михеевича и секретаря горкома партии Грачикова, с уважением описывая стиль их руководства).
Рефлексия.
1. Студенты отвечают на вопрос, правильно ли я подобрала эпиграф и, работая в группах, заканчивают фразы, данные в начале урока.
2. Студенты (по кругу) заканчивают фразы:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- было трудно…
- я выполнял задания…
- я понял, что…
- теперь я могу…
- я приобрёл…
- я научился…
- у меня получилось…
- урок дал мне для жизни…
- меня удивило…
- мне захотелось…
Выставление отметок за урок.
Задание на дом:
1. Подготовить устный рассказ по теме «Жизнь и творчество А.И. Солженицына».
2. Подготовить письменный творческий отчёт «Что нового об А.И. Солженицыне и его творчестве я узнал(а), посетив музей колледжа электроники».
Библиографический список и интернет – ресурсы:
1. ркэ.рф/indeks.php/2015-03-27-07-16-00/stranitsy-istorii. Статья «Музей», (дата обращения 3 апреля 2018 г.)
2. Фактический материал музея одного рассказа (А.И. Солженицын. «Для пользы дела») ОГБПОУ «Рязанский колледж электроники»
3. Литература. 11 класс: II полугодие: планы – конспекты уроков / Г.Е. Фефилова. – Изд. 2-е, - Ростов н/Д: Феликс, 2015. – 226с., ил., табл.-( Педагогический конспект).
Скачать вложение