Формула стрессоустойчивости
Автор: Апряткина Вера Олеговна, педагог-психолог; Ащеулова Наталья Викторовна, соц.педагог ОГБОУ «Школа №10», г. РязаньИнтегрированное тренинговое занятие.
Несмотря на бурное развитие технологий в XXI веке, проблема зависимости остается такой же актуальной, как и много лет назад. Особенно остро она стоит в период подросткового возраста. Подростки не способны в одиночку противостоять активному давлению со стороны. У большинства подростков снижена привентивная психологическая защита: недостаточно развиты навыки противостояния групповому давлению, разрешения конфликтной ситуации, умения сделать правильный выбор в ситуации, когда им предлагают ПАВ.
Без организации профилактической работы невозможно добиться позитивных результатов в решении проблемы зависимости в подростковом возрасте, а так же необходимо проводить тренинги по формированию личностной устойчивости к негативным явлениям.
Цель: способствовать формированию стрессоустойчивости учащихся подросткового возраста при групповом давлении.
Задачи:
1. Повысить уровень самооценки подростков.
2. Создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы.
3. Сформировать представление о собственном «Я».
4. Способствовать повышению уровня межличностного общения подростков.
Участники тренинга – учащиеся 10х классов.
Продолжительность тренинга – 50-60 мин.
Этапы:
Первый этап – знакомство (самостоятельное определение цели тренингового занятия).
Второй этап – основной (формирование стрессоустойчивости к групповому давлению).
Третий этап – заключительный (рефлексия).
План тренингового занятия.
1. Знакомство.
Ведущий 1: «Добрый день участники нашего тренингового занятия и уважаемые гости. Давайте с вами просмотрим видеоролик и ответим с вами на вопрос – «Какова тема нашего тренингового занятия?»
(Видеоролик «Живи как мы» )
Ребята просматривают видеоролик и высказывают свои предположения. Определяется тема и цель трениногового занятия «Формула стрессоустойчивости».
Ведущий 2: «Давайте узнаем больше друг о друге. Занятие проведем мы социальный педагог Наталья Викторовна и педагог-психолог Вера Олеговна. Представьтесь, пожалуйста, как вас зовут, и чем вы любите заниматься».
(Дети по очереди представляются)
Принятие правил групповой работы тренингового занятия.
На ватмане записаны готовые правила тренинга. Подростки зачитывают правила по очереди. Если правило не принимается учащимися, то они обязаны предложить альтернативу.
1. Правило руки
2. Уважать друг друга
3. Принимать активное участие
4. Каждое мнение имеет право на существование, т.е. каждый из вас высказывает свое мнение, и мы это учитываем.
5. Критиковать высказывание, а не личность.
Ведущий 2: «Спасибо, ребята, а теперь мы хотим предложить наше сегодняшнее занятие с одного интересного упражнения».
Упражнение №1 «Воздушный шар» (перед участниками лежат листы бумаги формата А4, карандаши, играет спокойная музыка).
Инструкция:
- Давайте представим с вами, что вы совершаете путешествие на воздушном шаре. Представьте свой личный воздушный шар и изобразите его на листе бумаги.
- Изобразите себя, путешествующем на воздушном шаре.
- Представьте, что вместе с вами путешествуют такие качества как: семья, учёба, карьера, здоровье, деньги, любовь, путешествия, дружба (понятия заранее написаны на ватмане).
- Шар падает, поэтому лишний груз вам нужно выбросить за борт и оставить в нём только 3 самых важных понятия для вас.
Ведущий 2: «Давайте посмотрим, какие ценности для вас наиболее важны на данный момент (на доске записывается количество выбранных понятий). Итак, здоровье выбрали ____ человек. Это говорит о том, что тема здоровья и ЗОЖ актуальна во все времена».
Ведущий 1: «Мы должны с вами понимать, что вести здоровый образ жизни полезно и жизненно необходимо. Но с чего же тогда начинается знакомство с вредными привычками?» (Подростки высказывают свое мнение).
Упражнение №2 «Сюрприз».
Ведущий 1: «Ребята, перед вами лежит очень интересная коробочка, но то, что там лежит вредное и совершенно вам ненужное. Посмотрите, пожалуйста, на нее вы с ней можете сделать все, что пожелаете, но открывать ее нельзя».
Как правило, больше половины подростков выражают своё любопытство и не могут удержаться, чтобы не заглянуть внутрь. Участники тренинга не взяли во внимание предупреждения ведущих».
(По окончанию данного упражнения, подросткам следует рассказать о результатах исследования ученых о реальных причинах употребления ПАВ).
Ведущий 1: «Каждый из вас проявил себя по-разному, именно так мы с вами ведем себя по отношению к запрещенным веществам».
Ведущий 2: «Труднее всего бывает сопротивляться давлению, которое происходит со стороны группы людей, т. е. групповому давлению, так как каждый из нас, как правило, стремится быть членом определенной группы, а также соответствовать нормам и ценностям выбранной группы. Даже если мы не желаем уступать давлению, к сожалению, довольно часто не можем противостоять ему. Подражание окружающим или «стадное чувство» является одной из разновидностей группового давления.
Упражнение №3 «Приемы отказа от ПАВ».
Ведущий 2: «Как вы считаете, какие качества характера человека могут помочь сопротивляться групповому давлению?»
(Выслушать ответы детей).
Ведущий 1: «Возьмите альбомные листы и карандаши. Положите на листок свою ладонь и обведите ее. На каждом пальце напишите свои черты характера, которые помогут вам отказаться от предлагаемых наркотиков».
(Под спокойную музыку участники выполняют задание. По окончанию упражнения, желающие могут озвучить свои работы).
Ведущий 2: «Ребята, давайте обсудим с вами наиболее эффективные приемы отказа от предлагаемых наркотиков».
(Ведущий 2 зачитывает «Приемы отказа от предлагаемых наркотиков»)
1. Выбрать союзника: поискать, нет ли в компании человека, который согласен с вами, - это помогает получить поддержку и сократить число сторонников употребления.
2. «Перевести стрелки»: сказать, что вы не принуждаете никого из них что-либо делать, так почему же они так назойливы?
3. Смените тему: придумайте что-нибудь еще; придумайте что-нибудь, что тоже интересно и не связано с приемом наркотиков (пойти в спортзал, на танцы или еще что-нибудь придумать).
4. «Продинамить»: сказать, что как-нибудь в другой раз. . .
5. «Задавить интеллектом»: если они убеждают, что это безвредно, указать на то, где они врут или просто не знают последствия (для этого нужно знать, чем вредны табак, алкоголь, наркотики).
6. Упереться: отвечать «НЕТ» несмотря ни на что. Отстаивать свое право иметь собственное мнение. Это, кстати, будет свидетельствовать о твердом характере.
7. Испугать их: описать какие-нибудь страшные последствия, если они будут употреблять (например: поймают, случиться белая горячка, заболеем гепатитом и т. д.).
8. Обходить стороной: если есть подозрение, что в какой-то компании в определенное время могут предложить наркотики, просто обходите ее стороной.
Дискуссия «Как использовать приемы отказа».
Ведущий 1: «Ребята, как вы думаете, какие из этих приемов наиболее эффективны, а какие не сработают? Почему? Как их лучше использовать?»
(Выслушать мнения ребят и подвести к выводу: намного легче использовать приемы, обладая знаниями и уважая себя и окружающих).
Ведущий 2: «Ребята, всегда важно помнить о том, что человек в любой ситуации имеет право выбора, т. е. любой человек в различных ситуациях может принимать самостоятельно решение, и нам хочется, чтобы в своей жизни каждый из вас сделал правильный выбор – «свободу от наркотиков!»
Ролевые игры.
Ведущий 2: «А теперь мы поиграем. Мы подготовили несколько ситуаций из жизни подростков. Вам необходимо разыграть их. Главному герою надо продемонстрировать эффективные приемы отказа».
Ведущий 1: «Всем остальным можно говорить и делать все, что вздумается, ваша цель – заставит главного героя выпить, закурить или попробовать наркотик».
Ситуация №1. Ты вместе с друзьями в гостях. Родителей нет дома. Один из ребят говорит твоему другу:
«У твоего отца есть запасы спиртного. Давай немного выпьем». Друг говорит с неохотой: «Ладно, но только чуть-чуть, иначе отец заметит». Бутылка идет по кругу, двое уже сделали по глотку, теперь твоя очередь. Все смотрят на тебя, что ты будешь делать. Видя твое замешательство, ребята начинаю тебя уговаривать.
Ситуация №2. На перемене несколько ребят из твоего класса решили покурить. Ты не куришь, но тебе хочется с ними постоять. Один из них говорит тебе: «Давай закуривай. Не отрывайся от коллектива».
Ты не хочешь участвовать в этом и отказываешься. Ребята начинают тебя уговаривать и говорить, что если ты не закуришь, то можешь не приходить в их компанию.
Дискуссия «Результаты ролевых игр».
Ведущий 1: «Ну что, интересно было? Мы хотели бы задать вам несколько вопросов».
1. Почему окружающие хотели заставить главных героев употреблять опасные вещества?
2. Какие чувства испытывали главные герои?
Рефлексия.
Ведущий 1 и 2: «Всем спасибо! Вы хорошо поработали и, нам кажется, с большой пользой. Надеемся, вам тоже понравилось. Теперь давайте сядем в круг и ответим на вопросы»
- Что нового я сегодня узнал?
- Что показалось сложным и не совсем понятым?
- Что было самым интересным?
- Чему я научился?
Скачать вложение