РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

К вопросу психологического сопровождения старшеклассников при подготовке и сдаче ЕГЭ

Автор: Жильцова Ю.В. доцент кафедры юридической психологии и педагогики Академии ФСИН России, к.п.н., доцент, Чурикова И.Э. доцент кафедры профессионального образования и психолого-педагогического сопровождения ФГОС, к.п.н..

Актуальность данной проблемы связана с тем, что в процессе подготовки и прохождения ИГА у старшеклассников появляются определенные психологические трудности, которые впоследствии могут негативно повлиять на результаты ЕГЭ, а, значит, и на успешную реализацию жизненных планов. Полностью экзаменационный стресс снять невозможно, но уменьшить его можно посредством организации психологического сопровождения выпускников в процессе ИГА.

Теоретический анализа психологических особенностей личности старшеклассников показывает, что самооценка и личностная тревожность, мотивация достижения успеха, учебная мотивация, уровень притязаний являются основными факторами в определении учебной успешности учащихся в процессе сдачи ЕГЭ. Целью психологического сопровождения является создание определенных условий, ориентированных на способности, возможности и здоровье выпускников, их потенциальные ресурсы, способствующие их личностному и интеллектуальному развитию.

У старшеклассников во время подготовки к ИГА формируется психологическая готовность к ЕГЭ, которая заключатся в определенном эмоциональном состоянии, внутренней психологической настроенности на определенное поведение, ориентированности на целесообразные и успешные действия в ситуации сдачи экзамена. (А.А. Бодалев М.И., С.Ю. Головин, М.И. Дьяченко).[1]

Таким образом, для успешного прохождения ИГА выпускник должен иметь не только глубокие знания учебных предметов, но и обладать умственной работоспособностью, стрессоустойчивостью, достаточным объемом памяти (зрительной, слуховой), высоким уровень концентрации и переключения внимания, развитым мышлением, способностью принимать правильные решения в условиях дефицита времени, саморегуляцией поведения и т.д.

Далее рассмотрим приемы, мобилизующие личностные ресурсы выпускников в процессе ГИА.

Стресс провоцирует сильное обезво­живание организма, т.к. нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное коли­чество жидкости. Ее недостаток резко снижает ско­рость нервных процессов. Полезнее пить минеральную воду, т.к. она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях. Следовательно, перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды. Можно пить просто чистую воду или зеленый чай. [3]

Кроме того, в стрессовой ситуации возникает нару­шение гармоничной работы левого и правого полу­шарий. Если доминирует одно из них - правое (образное) или левое (логическое), то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи. Однако гармонию можно восста­новить или приблизиться к ней. Известно, что пра­вое полушарие управляет левой половиной тела, а левое полушарие - правой половиной. Эта связь действует в обоих направлениях, поэтому коорди­нация обеих частей тела приводит к координации полушарий мозга.

Физическое упражнение, влияющее на гармони­зацию работы левого и правого полушарий, назы­вается «Перекрестный шаг» и проводится следую­щим образом. Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно. Можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок, навстречу руке, соприкасаются то левое колено с правой рукой, то правое колено с левой рукой.

Чтобы быстро сосредоточиться можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «X», и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических уп­ражнений, однако поможет согласованности рабо­ты левого и правого полушарий.

Еще одно упражнение поможет уменьшить кислородное голодание и негативное влияние стрес­са - «Энергетическое зе­вание». Но зевать необходимо правильно: во время зевка обеими руками круговыми движениями мас­сировать сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти, здесь распложено большое количество не­рвных волокон. Для того чтобы оградить свой орга­низм от кислородного голодания, достаточно 3-5 зевков.

Учебный процесс у тревожных выпускников вызывает определенное эмоциональным напряжением. Они воспринимают абсолютно любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Проверка знаний в любом виде (контрольная работа, зачет т.д.) вызывают особую тревогу у них.

Для тревожных выпускников особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкза­менационном этапе. Ни в коем случае нельзя на­гнетать обстановку, напоминая о серьезности пред­стоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у выпускников этой кате­гории приводит только к дезорганизации их деятель­ности. [2]

Задача психолога - создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. В этом огромную роль иг­рают поддерживающие высказывания: «Я уверен, что ты справишься», «Ты так хорошо справился с конт­рольной по физике».

Выпускников, испытывающих недостаток произвольности и самоорганизации обычно характеризуют как «невнима­тельных», «рассеянных», но у них очень редко имеют место истинные наруше­ния внимания. Гораздо чаще «невнимательные» - это учащиеся с низким уровнем произвольности. Несмотря на то, что у них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, общий уровень организации деятельности очень низкий. У таких выпускников часто неустойчивая работо­способность, им присущи частые колебания темпа деятельности. Они могут часто отвлекаться.

Поэтому на этапе под­готовки очень важно научить старшеклассника использовать для саморегуляции деятельности различные мате­риальные средства. Такими средствами могут стать песочные часы, отмеряющие время, нужное для вы­полнения задания; составление списка необходи­мых дел (и их вычеркивание по мере выполнения) и т.д.

Бесполезно призывать таких выпускников «быть внима­тельнее», поскольку это им недоступно.

Перфекционисты и «отличники» обычно отличаются вы­сокой или очень высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительнос­тью. Любое задание они пытаются выполнить лучше всех, быстрее и чаще остальных исполь­зовать дополнительный материал. К любой оценке своей деятельности перфекционисты очень чувствительны. Должно быть замечено и получить соответствующую (естественно, высокую!) оценку все, что они делают. Таким старшеклассникам присущ очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Для того чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими, не просто хорошо справ­ляться с заданием, а делать это блестяще. Очень важно помочь им скорректиро­вать их ожидания и осознать разницу между «до­статочным» и «превосходным». [3]

С целью профилактики тревожности, не­уверенности в себе и своих силах, оказание учащимся психологической под­держки нами разработана программа тренинга по активизации внутренних ресурсов личности для учащихся 9-11 классов. Для снятия психоэмоционального напряжения и приобретения уверенности перед ЕГЭ мы предлагаем выполнить ряд упражнений, таких как «Восточные стихи», «Снайперы», «Письмо трусу», «Сосулька», «Лимон», «Воздушный шар» и другие.

Упражнение «Восточные стихи». Знает ли кто-то из вас хоть одно стихотворение об экзаменах или контрольных? Нет? Это легко исправить. Предлагаем вам придумать стихи об экзаменах или обо всем, что с ними связано. Но сочинять необходимо не просто стихи, а восточные стихи строго по правилам восточного стихосложения:

Главное слово (существительное). Прилагательное, прилагательное. Глагол, глагол, глагол. Фраза, выражающая отношение. Существительное.

Например:

Экзамен!

Страшный, мучительный.

Выучен, выстрадан, сдан.

Кто придумал экзамены?

Счастье!

Упражнение «Снайперы». Перечислите свои страхи или самые, на ваш взгляд, распространенные страхи ваших сверстников. То, что говорят ребята, записывается на заранее приготовлен­ных полях для дартса. В результате должно получиться четыре одинаковых поля. Задача участников - рассчитаться на 1-4-й. В результате по­лучится 4 команды, которые выстроятся в 4 колонны по одному перед каждым из полей, висящих на стене. Задача учащихся - бросая по очереди, попасть магнитным дротиком в тот страх, который ему не нравится, который он считает наиболее вредным для подростка (человека). Если он попал, то все члены его ко­манды дружно ему хлопают и поддерживают; если не попал, пробует еще раз. После попадания участник сам красным мар­кером зачеркивает этот страх, в него больше не стреляют. Игра длится до тех пор, пока в ней не примут участие все члены ко­манды или не выбьют все страхи. Затем происходит обсуждение чувств, которые испытывали участники, когда играли, попадали в страхи.

Упражнение «Письмо трусу». Задача учащихся - написать небольшое письмо трусу, в ко­тором они должны оказать ему психологическую поддержку, приободрить и вселить уверенность в свои силы. После этого участники по очереди очень убедительно и с выражением чита­ют это письмо своему отражению в зеркале. Затем в кругу про­исходит небольшое обсуждение чувств, возникших от выполне­ния этого упражнения.

Упражнение «Лимон». Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте его медленно сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находиться в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

Упражнение «Сосулька». Встаньте,  закройте глаза, руки поднимите вверх. Представьте что вы сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе на1-2 минуты. Затем представьте, что под действием солнца вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно мышцы рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до  достижения оптимального психоэмоционального состояния. Это упражнение можно выполнять лежа на полу.

Упражнение «Воздушный шар». Встаньте, закройте глаза руки поднимите вверх, наберите воздух. Представьте, что вы - большой воздушный шар, наполненный воздухом. Постойте в такой позе 1-2 минуты, напрягая все мышцы тела. Затем представьте себе, что в шаре появилось небольшое отверстие. Медленно начинайте выпускать воздух, одновременно расслабляя мышцы тела: кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. И, наконец, при сильном нервно- психическом напряжении вы можете выполнить 20-30 приседаний, либо 15-20 прыжков на месте.

Таким образом, психологическое сопровождение учащихся в процессе подготовки и прохождения ИГА способствует формированию психических процессов и функций, личностных характеристик, поведенческих на­выков, обеспечивающих успешность выпускника при подготовке и сдаче ЕГЭ.

Литература

1. Жильцова Ю.В. Профилактика и коррекция психологического здоровья учащихся и педагогов при подготовке и сдаче ЕГЭ/ Ю.В. Жильцова. Рязань, РИРО, 2010. с. 53.

2. Солохович С.Н. Психологическое сопровождение Единого государственного экзамена как общенациональной оценки качества образования / Сост.: С.Н. Солохович - Невинномысск: МОУ гимназия 10 ЛИК, 2018 Режим доступа- http://docplayer.ru/41722725-Mezhdunarodnaya-pedagogicheskaya-akademiya-municipalnaya-gimnaziya-10-l... 

3. Яковлева Е. В. Психологическое сопровождение государственной (итоговой) аттестации выпускников при подготовке и проведении единого государственного экзамена / Е. В. Яковлева 2013. Режим доступа- http://kak.znate.ru/doc

s/index-31471.html (Дата обращения 22.03.2019г.)





Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru