Программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников в рамках введения ФГОС НОО
Автор: Грецова Наталья Ивановна, педагог-психолог высшей квалификационной категории МБОУ «Школа № 14 с углубленным изучением английского языка» г. Рязани.Обобщение опыта работы педагога-психолога подготовлено Елгиной С.В., доцентом кафедры ПО и ППС ФГОС РИРО.
Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения [2, с. 2].
Приоритетное направление образования – реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Актуальной задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования [4, с. 5].
Диагностическая система психологического сопровождения служит базовой основой для разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий. Впервые сформированность универсальных учебных действий у ребенка диагностируют при его поступлении в школу. Его личностная готовность к обучению в школе определяется при изучении уровня сформированности самоопределения, смыслообразования и нравственно-этической ориентации. Общекультурное, личностное и познавательное развитие учащегося становится целью его образования.
В новом стандарте в качестве основных образовательных результатов выделены следующие компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Они основаны на современных научных достижениях в области психологии, технологии их формирования и оценки. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств требует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, технологии формирования и измерения указанных компетенций [1].
С введением нового стандарта образовательная ситуация в школе претерпевает значительные изменения. Первоочередными задачами в образовательном процессе становятся:
- укрепление и сохранение психического здоровья учащихся;
- индивидуализация образовательных маршрутов;
- создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Исходя из вышесказанного, целью психолого-педагогической сопровождения первоклассников становится создание социально-психологических условий для всестороннего развития их личности и их успешного обучения.
Первоочередными задачами психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в начальной школе новый образовательный стандарт определяет: обеспечение готовности к обучению в школе, адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие у них познавательной и учебной мотивации, самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитие у детей творческих способностей.
Осуществляя психолого-педагогическое сопровождение первоклассников для их успешного обучения и полноценного развития, педагог-психолог МБОУ «Школа № 14 с углубленным изучением английского языка» г. Рязани Грецова Наталья Ивановна выявляет психолого-педагогический статус каждого ученика, следит за динамикой психологического развития детей, проводит с ними своевременную профилактическую работу.
Реализуемая Грецовой Н.И. программа психолого-педагогической поддержки первоклассников в период первичной школьной адаптации позволяет детям быстрее приспособиться к школьным требованиям и развиваться, совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности. Социально-психологические условия, созданные коллективом школы, так же способствуют развивающей работе с детьми, испытывающими проблемы в психологическом развитии, обучении. Грецовой Н.И. проводятся занятия по формированию у учащихся способностей к самопознанию, саморазвитию и самоопределению.
Программу психолого-педагогического сопровождения первоклассников педагог-психолог Грецова Н.И. осуществляет по следующим направлениям деятельности:
1. Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление статуса школьников: особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.
2. Консультативная работа с педагогами, родителями, школьной администрацией, учащимися для помощи в решении возникающих у них психологических проблем.
3. Психологическое просвещение для формирования психологической культуры, развития психолого-педагогической компетентности у педагогов, родителей и учащихся.
4. Развивающая работа, ориентированная на оказание помощи детям, испытывающим трудности в школьной адаптации. Эти трудности могут проявляться в поведении, обучении, самочувствии ребенка. Оказание помощи осуществляется в форме групповой и индивидуальной развивающей работы [3].
В рамках программы психолого-педагогическое сопровождение первоклассников по данным направлениям Грецовой Н.И. проводится поэтапно, отражаясь во всех видах психолого-педагогической деятельности в школе.
Осуществление психолого-педагогического сопровождения первоклассников по программе, разработанной Грецовой Н.И., обеспечивает:
Вложение содержит архив с программой и презентациями (zip, 3.7MB)
В новом стандарте в качестве основных образовательных результатов выделены следующие компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Они основаны на современных научных достижениях в области психологии, технологии их формирования и оценки. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств требует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, технологии формирования и измерения указанных компетенций [1].
С введением нового стандарта образовательная ситуация в школе претерпевает значительные изменения. Первоочередными задачами в образовательном процессе становятся:
- укрепление и сохранение психического здоровья учащихся;
- индивидуализация образовательных маршрутов;
- создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Исходя из вышесказанного, целью психолого-педагогической сопровождения первоклассников становится создание социально-психологических условий для всестороннего развития их личности и их успешного обучения.
Первоочередными задачами психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в начальной школе новый образовательный стандарт определяет: обеспечение готовности к обучению в школе, адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие у них познавательной и учебной мотивации, самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитие у детей творческих способностей.
Осуществляя психолого-педагогическое сопровождение первоклассников для их успешного обучения и полноценного развития, педагог-психолог МБОУ «Школа № 14 с углубленным изучением английского языка» г. Рязани Грецова Наталья Ивановна выявляет психолого-педагогический статус каждого ученика, следит за динамикой психологического развития детей, проводит с ними своевременную профилактическую работу.
Реализуемая Грецовой Н.И. программа психолого-педагогической поддержки первоклассников в период первичной школьной адаптации позволяет детям быстрее приспособиться к школьным требованиям и развиваться, совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности. Социально-психологические условия, созданные коллективом школы, так же способствуют развивающей работе с детьми, испытывающими проблемы в психологическом развитии, обучении. Грецовой Н.И. проводятся занятия по формированию у учащихся способностей к самопознанию, саморазвитию и самоопределению.
Программу психолого-педагогического сопровождения первоклассников педагог-психолог Грецова Н.И. осуществляет по следующим направлениям деятельности:
1. Психолого-педагогическая диагностика, направленная на выявление статуса школьников: особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.
2. Консультативная работа с педагогами, родителями, школьной администрацией, учащимися для помощи в решении возникающих у них психологических проблем.
3. Психологическое просвещение для формирования психологической культуры, развития психолого-педагогической компетентности у педагогов, родителей и учащихся.
4. Развивающая работа, ориентированная на оказание помощи детям, испытывающим трудности в школьной адаптации. Эти трудности могут проявляться в поведении, обучении, самочувствии ребенка. Оказание помощи осуществляется в форме групповой и индивидуальной развивающей работы [3].
В рамках программы психолого-педагогическое сопровождение первоклассников по данным направлениям Грецовой Н.И. проводится поэтапно, отражаясь во всех видах психолого-педагогической деятельности в школе.
Осуществление психолого-педагогического сопровождения первоклассников по программе, разработанной Грецовой Н.И., обеспечивает:
- получение достоверной информации о том, готов ли ребенок успешно учиться;
- создание и поддержание психологически комфортной для каждого ребенка образовательной среды;
- создание основы для развития у учащихся универсальных учебных действий;
- применение педагогических методов и приемов с учетом уровня готовности каждого ребенка;
- планирование индивидуальной работы с детьми.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.
2. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования / Приложение к письму Минобразования России от 27.06.03 № 28-51-513/16. – 16 с.
3. Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе. – М.: Образоват. Центр «Педагогический поиск», 1997.
4. Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения. Методические рекомендации. – Куженер, 2013.
Скачать вложение