Использование ресурсов Российской электронной школы для повышения качества образовательного процесса
Автор: Миловзоров Александр Владимирович, проректор по по научно-исследовательской работе и инновационной деятельности, Лапкина Елена Владимировна, старший преподаватель кафедры ТИМЕМОИКТ, Флид Александр Александрович, старший преподаватель кафедры ТИМЕМОИКТ, ОГБУ ДПО «РИРО»«Российская электронная школа» на современном этапе рассматривается как многостороннее комплексное средство повышения качества образования, эффективности и доступности информационно-образовательной среды. В соответствии с основными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими стратегию развития системы общего образования в информационно-образовательной среде, необходимо формирование банка лучших практик «Российской электронной школы» (далее - РЭШ).
За счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса, в которой появляется возможность использования различных средств обучения и воспитания, лучшие практики РЭШ позволяют в образовательном процессе гораздо шире применять современные педагогические технологии, ориентированные на индивидуализацию обучения, включающую ускоренное обучение.
Помимо этого, РЭШ позволяет учесть интересы всех участников образовательного процесса, в том числе детей с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями: одарённые дети, обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся на дому и в медицинских организациях, обучающиеся в форме семейного образования и (или) самообразования, обучающиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, а также обучающиеся, проживающие за пределами Российской Федерации, в том числе соотечественники за рубежом.
Современные тенденции образования развиваются в контексте социально-экономических процессов, происходящих в России, поэтому векторы развития, в частности, «Российская электронная школа», задаются не только нормативно-правовыми материалами, регламентирующими деятельность в сфере образования, но и целым рядом документов, на основании которых проектируются стратегические направления государственной политики в различных областях.
С учетом вышеизложенного было принято решение провести апробацию образовательных ресурсов «Российской электронной школы» в системе образования Рязанской области.
Организация апробации
В целях апробации образовательных ресурсов «Российской электронной школы» на территории Рязанской области была проведена следующая работа:
1. Создана рабочая группа, ОГБУ ДПО «Рязанский институт развития образования» назначен координатором.
2. Определён список тьюторов, которые прошли обучение в ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (ФГАОУ ДПО «Центр реализации государственной образовательной технологий»).
3. Дано и выполнено в указанный срок поручение педагогам, участвовавшим в обучении в ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (ФГАОУ ДПО «Центр реализации государственной образовательной технологий») разработать урок с использованием электронных сценариев учебных занятий в среде РЭШ до 10.11.2018 года.
4. В целях организации методического сопровождения процесса использования электронных сценариев, а также взаимодействия с муниципальными методическими службами состоялся семинар по вопросам подготовки уроков 17.10.2018 года в форме вебинара на базе ОГБУ ДПО «РИРО».
5. Для эффективного работы опорных школ в муниципалитетах региона проведены демонстрация и обсуждение электронных сценариев уроков 20.11.2018 года.
6. Проведены заседания предметных клубов, на которых осуществлена экспертная оценка поступивших от педагогов готовых материалов, а также сформированы пакеты индивидуальных и общих рекомендаций по техническим и методическим аспектам.
7. Осуществлена доработка готовых уроков авторами, согласно поступившим рекомендациям предметных клубов и технических специалистов.
8. Сформирован банк электронных уроков, созданных в среде РЭШ.
Результаты проведения анализа состояния системы формирования банка лучших практик «Российской электронной школы»
По итогам проведения апробации были получены следующие результаты:
- экспертные листы по итогам экспертной оценки электронных уроков и электронных дидактических материалов, включая обзор лучших практик РЭШ из 5 субъектов Российской Федерации;
- разработанный на основе результатов экспертизы и анализа лучших практик комплект инструктивно-методических рекомендаций к виду и содержанию электронных уроков или электронных дидактических материалов;
- сформированный электронный банк лучших практик «Российской электронной школы» на уровне среднего общего образования (не менее 10 лучших практик).
Индикаторы разработки инструментария для проведения анализа состояния формирования банка лучших практик «Российской электронной школы» на уровне среднего общего образованиясформированы в соответствии с определением понятия «электронный урок и электронный дидактический материал» на современном этапе развития российского образования и обусловлены рядом требований, отражающих специфику организации и реализации электронного обучения в конкретной образовательной организации, в том числе:
- наличие нормативной базы (легитимно принятые и утвержденные нормативные акты школьного уровня, регламентирующие: общие вопросы организации электронного обучения, включая вхождение школы в межшкольную локальную сеть для совместной территориально распределенной организации банка лучших практик; содержание, технологии и методическую поддержку создания электронных уроков или электронных дидактических материалов; порядок разработки, утверждения и модерирования электронных уроков или электронных дидактических материалов; вопросы кадрового обеспечения электронного обучения; финансово-экономические вопросы; вопросы управленческого сопровождения проекта);
- наличие образовательной сети, инфраструктуры и аудиторного фонда для реализации проекта формирования банка лучших практик «Российской электронной школы» (наличие достаточной инфраструктуры и технически оснащённого аудиторного фонда для организации работы в «Российской электронной школе» в соответствии с избранными в регионе/школе моделями организации электронного обучения; наличие в сети различных учреждений и организаций, предоставляющих обучающимся разнообразие выбора электронных уроков или электронных дидактических материалов, обеспечивающих максимальное удовлетворение образовательных потребностей обучающихся; наличие регламентов сетевого взаимодействия; наличие доступности высокоскоростного интернета для получения обучающимися услуг «Российской электронной школы» (для регионального уровня, в том числе - в городе и в селе);
- наличие кадровых ресурсов (педагогические работники, прошедшие повышение квалификации для работы в Библиотеке РЭШ, (в целом и отдельно по разным группам образовательных программ)); методические кадры, прошедшие повышение квалификации для работы Библиотеке РЭШ по модерированию готовых электронных уроков или электронных дидактических материалов (в целом и отдельно по разным группам образовательных программ); управленческие кадры, прошедшие повышение квалификации для работы в Библиотеке РЭШ (в целом и отдельно по разным группам образовательных программ); технические специалисты, имеющие опыт работы в системе образования, включая опыт технического сопровождения образовательных проектов; система работы с кадрами, планы по повышению квалификации педагогических кадров по работе с Библиотекой РЭШ);
- наличие концептуальных научно-методических ресурсов (модель и/или концепция формирования банка лучших практик «Российской электронной школы», методические рекомендации к виду и содержанию электронных сценариев учебных занятий в соответствии с критериями, примерные региональные, муниципальные, школьные программы перехода на работу в РЭШ; модель методического консультирования и технического сопровождения введения РЭШ в регионе, районе школе; инфраструктура изучения, обобщения и распространения опыта введения РЭШ; закрепление ответственности технических и методических кадров за оказание консультационных услуг в области внедрения РЭШ);
- наличие программно-методических ресурсов (методические пособия и рекомендации для учителей (в целом и по отдельным направлениям работы с электронными уроками или электронными дидактическими материалами); методики диагностики обученности в системе РЭШ.
- наличие материально-технических ресурсов, соответствующих современным достижениям науки, техники и технологий (учебные кабинеты для реализации создания электронных уроков или электронных дидактических материалов, оснащенные оборудованием и средствами обучения; партнерские отношения с научными организациями, центрами технологической и методической поддержки);
- использование информационного, рекламного и РК-сопровождения (наличие информационных ресурсов, систематически занимающихся информационным, рекламным и РК-сопровождением введения РЭШ; наличие информирования обучающихся и их родителей о цели, задачах, преимуществах РЭШ, особенностях реализуемой в школе модели);
- наличие финансовых ресурсов (расчет потребностей в финансовых ресурсах на введение РЭШ, учитывающий все основные статьи расходов; утвержденная схема финансирования основных расходов по внедрению РЭШ с учетом бюджетов всех уровней и внебюджетных средств; включенность вопросов финансирования введения РЭШ в среднесрочные региональные программы развития региона (района, школы или системы образования));
- наличие механизмов управления формирования банка лучших практик «Российской электронной школы» (документированная региональная / муниципальная/ школьная модель управления внедрения РЭШ в регионе, содержащая распределение целей, функций управления, описание организационной структуры, регламентов и механизмов управления; взаимодействие между федеральными и региональными структурами и конкретными специалистами, обеспечивающими ресурсное и управленческое сопровождение введения РЭШ в регионе, районе, школе; взаимодействие педагогических работников с родителями обучающихся; региональная/муниципальная/школьная система мотивации, стимулирования и поддержки кадров, создающих в РЭШ электронные уроки или электронные дидактические материалы; региональная/муниципальная/школьная система мониторинга и оценки процесса внедрения/реализации РЭШ).
Организация экспертной оценки электронных уроков
или электронных дидактических материалов
В качестве основного метода проведения исследования рассматривается экспертная оценка с помощью специально разработанных критериев. Преимущества проведения экспертизы в форме экспертной оценки заключаются в доступности, понятности, нейтральности и однозначности критериев, что позволяет обеспечить наибольшую объективность оценки; в ориентации на самостоятельность оценки экспертов; в возможности обработки большого объема информации за короткий срок; в оптимизации процесса анализа экспертных листов.
Для проведения исследования системы формирования банка лучших практик «Российской электронной школы» на уровне среднего общего образования разрабатывается диагностический инструментарий - экспертный лист, включающий не менее 30 вопросов, которые подразделяются на четыре части:
1. технические требования к электронным урокам или электронным дидактическим материалам;/
2. методические требования к электронным урокам или электронным дидактическим материалам;
3. наличие в сценарии контента разных видов;
4. соответствие нормативно-правовым актам Российской Федерации.
Выбор указанных групп критериев обусловлен необходимостью выявить лучшие практики «Российской электронной школы», а также перспективы формирования банка лучших практик. Первая целевая установка достигается путем формирования группы специалистов в области изучаемого вопроса и экспертизы, вторая - прозрачностью и конкретностью выбранных критериев оценки.
Отбор электронных уроков или электронных дидактических материалов для экспертизы проводится из созданных на базе Библиотеки РЭШ электронных уроков или электронных дидактических материалов.
Аспекты анализа состояния системы формирования
банка лучших практик «Российской электронной школы»
Анализ состояния системы формирования банка лучших практик Российской электронной школы проводился по следующим направлениям:
- техническое оснащение общеобразовательной организации: наличие высокоскоростного интернета, современной компьютерной техники, интерактивных досок/интерактивных панелей; зависимость от возможностей образовательной организации и учет потребностей обучающихся;
- модель технического оснащения образовательной организации: актуальная, оптимальная;
- обеспечение:нормативно-правовое,финансовое, материально-техническое, кадровое, методическое.
Содержание экспертного листа разрабатывалось с опорой на ряд принципов:
- принципы изначальной ориентации на продуктивность и оптимальности информации, в соответствии с которыми инструментарий проведения анализа ориентирован на получение наиболее соответствующей целям анализа информации;
- принцип целостности и преемственности, в соответствии с которым экспертиза материалов предполагает участие опытных экспертов;
-принцип контекстности и логической последовательности содержания критериального поля, в соответствии с которым каждый отдельный критерий значим и необходим, а совокупность критериев представляет собой содержательное единство;
- принцип корректной формулировки критериев, в соответствии с которым предполагается получение понятных и информативных оценок.
Содержание экспертного листа условно подразделяется на четыре части:
- вводная часть, в которой указываются сведения об авторе электронных уроков или электронных дидактических материалов, субъект Российской Федерации, полное наименование образовательного организации в соответствии со свидетельством о государственной аккредитации;
- сведения о сценарии электронного урока, включающие в себя указание темы, уровня образования, предмета, уровня изучения, номер КЭС;
- общая часть, в которой содержатся критерии, одинаковые по целевой установке и содержанию, но разбитые на группы в зависимости от вида требований.
Анализ полученных данных включает формулирование выводов по результатам оценки экспертов с целью: выявления возможностей (потенциала) формирования банка лучших практик «Российской электронной школы».
Итоговые выводы по результатам анализа данных экспертизы должны отражать состояние современной системы формирования банка лучших практик «Российской электронной школы» и содержать предложения по её совершенствованию. Качество полученных аналитических данных по результатам экспертизы оценивается по следующим критериям: полнота, научность, точность, логичность, аргументированность, ясность, корректность.
Под практикой формирования банка лучших практик «Российской электронной школы» в контексте цели проводимого анализа состояния системы современного электронного обучения на уровне среднего общего образования понимается целесообразная, систематическая и эффективная деятельность, направленная на обеспечение условий и достижение планируемых результатов формирования банка лучших практик «Российской электронной школы» для общеобразовательных организаций РФ на основе принципов индивидуализации и дифференциации в соответствии с требованиями ФГОС, с учетом региональных особенностей и специфики образовательных организаций.
Основные требования к разработке критериев отбора лучших практик профильного обучения на уровне среднего общего образования:
- комплексность и системность;
- репрезентативность, сопоставимость и возможность получениянеобходимой информации;
- достоверность, объективность и релевантность.
Критерии и показатели отбора лучших практик ориентированы на индикаторы разработки инструментария анализа состояния системы формирования банка лучших практик «Российской электронной школы» на уровне среднего общего образования.
Результатом отбора лучших практик является сформированный электронный банк, который обеспечит образовательным организациям доступ к доказавшему свою эффективность опыту в области использования электронных уроков или электронных дидактических материалов, и возможность воспроизведения этого опыта в своей деятельности.
В контексте решения задачи формирования федерального банка лучшими будут признаны электронные уроки или электронные дидактические материалы, наиболее соответствующие критериям отбора и набравшие не менее 75% от максимальной оценки, выставляемой одним экспертом.
Удаленная поддержка педагогических работников, предоставляющих материалы для размещения в банке лучших практик, (консультирование по вопросам выполнения электронных уроков или электронных дидактических материалов и организации обратной связи) осуществляется специалистами ФГАОУ ДПО ЦРГОП и ИТ по электронной почте и телефону.
Отбор практик для размещения в федеральном банке осуществляется экспертами - специалистами ФГАОУ ДПО ЦРГОП и ИТ в области управления образованием и электронного обучения, а также привлечёнными из сторонних организация специалистами-экспертами. Оценку одной представленной практики осуществляет один эксперт.
По завершении оценки электронных уроков или электронных дидактических материалов, наиболее соответствующие критериям отбора, материалы размещаются в специально созданном разделе Библиотеки РЭШ. Также делается обзор 10 лучших практик «Российской электронной школы».
Материалы, представляющие формирование банка лучших практик «Российской электронной школы», должны содержать описание составляющих педагогического опыта в соответствии с установленными формами представления практики. Требованиями к описанию являются: грамотность, самостоятельность, лаконичность, полнота, аргументированность.
Отдельные составляющие электронных уроков или электронных дидактических материалов (единичный атомарный образовательный контент) к рассмотрению с целью отбора лучших практик приниматься не будут.
Заключение
Апробация платформы «Российская электронная школа» в Рязанской области позволила определить следующие основные ее достоинства.
Для учителя:
-
способствует повышению профессионального уровня учителя в вопросах использования онлайн образовательных платформ, применения современных образовательных технологий, включающих электронное обучение и дистанционные образовательные технологии,
-
расширяет спектр педагогических технологий, способствует повышению квалификации в области конструирования уроков;
-
способствует структурированию профессиональной деятельности, овладению новыми компетенциями;
-
позволяет разнообразить учебный процесс за счёт применения информационных технологий, расширить программный материал по предмету за счет использования большого объема наглядного материала;
-
повышает эффективность образовательного процесса, его метапредметную и практическую направленность.
-
расширяет возможности общения и обмена опытом с коллегами.
Для учащихся:
-
помогает освоить современные технологии обучения, позволяющие строить персональные образовательные траектории в рамках предметного курса;
-
способствует реализации индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
-
повышает мотивацию к обучению;
-
повышает активность учеников;
-
делает образовательный процесс более ярким и интересным, в том числе за счет включения разнообразных заданий с мгновенной проверкой ответов, игровых моментов и т.п.;
-
способствует формированию информационной компетентности учащихся.
Таким образом, «Российская электронная школа» прошла успешную апробацию и может быть использована для работы в общеобразовательных организациях.
Литература
1. Афанасьев, В.В. Мониторинг как особый вид научной теории и практики [электронный ресурс] //Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2013. - №2 (26)// адрес доступа https://elibrary.ru/item.asp?id=19084889 (дата обращения: 28.05.2018)
2. Фещенко // Успехи современной науки и образования. - 2016. - № 5. - Т.1. - С. 73-78.
3. Аллен, Майкл. Как сделать электронное обучение понятным, качественным и доступным. Изд-во: Альпина Паблишер, 2016. - 200 с.
Полный текст статьи с приложениями (pdf, 586 KB)
Скачать вложение