Рабочая тетрадь — дидактическое средство для организации занятий по финансовой грамотности
Автор: Крылова Оксана Николаевна, учитель истории и обществознания МБОУ «Школа 44», г. РязаньДля учащихся 6 - 8 классов общеобразовательной школы.
Интерес школьника к учению — один из самых мощных факторов обучения. Умение заинтересовать своим предметом — одно из главных качеств учителя. Творческая активность учащихся, успех урока во многом зависят от методических приемов и дидактических средств, которые выбирает учитель. Одним из методов организации эффективного обучения можно считать применение рабочих листов. Данное дидактическое средство способствует организации самостоятельной учебной деятельности школьника как на отдельном уроке, так и в итоге изучения материала тематического блока. Рабочая тетрадь содержит специально разработанные учителем задания на определенную тему. Но главное ее отличие от карточек, в которых тоже представлены задания — это наличие иллюстраций, изображений популярных персонажей, нестандартных рамок, полей, шрифтов, привлекающих внимание учеников и вызывающих желание учиться. Рабочую тетрадь можно использовать для групповой и индивидуальной самостоятельной работы на уроке, на отдельных этапах урока и во внеурочной деятельности.
Внеурочные занятия отличаются от традиционных уроков практической направленностью. Во время этих занятий ребята могут свободно обмениваться мнениями, идеями, рассуждать, выбирать способы действий. Учитель вправе выбирать организационные формы внеурочной деятельности в соответствии с целями и задачами курса, с учетом интересов и потребностей детей, пожеланий родителей. Применение рабочей тетради на таких занятиях помогает сделать их разнообразнее, способствует сотрудничеству и развитию творческих способностей. Задания рабочей тетради могут содержать не только вопросы, но и информацию, необходимую для выполнения данных заданий, иллюстрации, раскрывающие значение понятий, схемы, таблицы, логические цепочки.
В приложении размещена рабочая тетрадь по финансовой грамотности, в которой размещены задания по основным темам курса: «Семейный бюджет», «Банковские карты», «Осторожно, мошенники!», «Грамотный потребитель», «Личные сбережения», в них представлены разнообразные варианты заданий, упражнения для самопроверки, задачи с проблемными ситуациями. Все они имеют практическую направленность, учат формировать понятия, аргументировать собственную точку зрения. Задания сопровождаются схемами, иллюстрациями, знаками — символами, которые направляют действия учеников, способствуют достижению познавательных целей.
Разнообразием заданий и упражнений обусловлена структура рабочей тетради, в которой находится достаточное количество рамок, полей для записи ответов и планирования действий учеников. Отличительной особенностью является ее наглядность. Рабочие листы в тетради оформляется ярко, чтобы у детей появилось желание их заполнить, для этого применяются разные шрифты, линии, символы, стрелки, диаграммы, картинки. Все это делает рабочую тетрадь визуально привлекательной, создает эффект присутствия в конкретной жизненной ситуации, активизирует и направляет познавательную деятельность.
Используя рабочую тетрадь на уроках или внеурочной деятельности, учитель имеет возможность применять разные формы и методов преподавания. Для формирования базовых понятий используются иллюстративный, индуктивный, дедуктивный методы, методы сравнения и сопоставления признаков с понятием для того, чтобы изучение финансовых терминов стало увлекательным и интересным. На каждом рабочем листе есть практические задачи с конкретными жизненными ситуациями, для решения которых необходимы финансовые знания. Задания с аргументацией и выбором ответа учат детей принимать ответственные и обоснованные решения. Задания с алгоритмом рациональных действий помогают детям освоить правила поведения финансово грамотного человека. Предложенные практико-ориентированные задания способствуют развитию не только универсальных учебных действий, но и реализацию компетенцией по финансовой грамотности в соответствии ФГОС ООО.
В начале каждого рабочего листа тетради находится поле для подписи, а в конце помещена рамка для рефлексии ученика - эмоциональной и познавательной. В результате ученик оценивает личные достижения, а учитель дает оценку работе ученика и оценку качества собственной работы, после которой может усовершенствовать структуру занятия, содержание заданий и другие элементы.
Рабочая тетрадь как дидактические средство отличается не только разнообразием заданий, но и мобильностью, т. к. ее можно использовать в работе полностью или частично. Все зависит от того, какие именно цели и задачи поставит перед собой и учениками педагог.
Таким образом, рабочая тетрадь — это яркое и эффективное учебное пособие, которое становится для ученика неким путеводителем, следуя которому он не только осваивает основы финансовых знаний, но и учится критически осмысливать, анализировать экономическую информацию и применять ее в жизни.Рабочая тетрадь во вложении (2,4 Mb)
Скачать вложение