Создание сетевого сообщества
Автор: Иванюк Людмила Васильевна , Ермолова Светлана Анатольевна.
Методика создания информационного сообщества в образовательной среде
Заведующая Центром развития профессионального образования
Рязанского института развития образования Иванюк Людмила Васильевна
Заведующая отделением Областного государственного бюджетногообразовательного учреждения
Рязанский строительный колледж Ермолова Светлана Анатольевна г. Рязань
Методика создания информационного сообщества в образовательной среде.
В рамках непрерывных структурных изменений, с высоким динамизмом, роль информационного сообщества возрастает, не возможно обойти этот факт и в образовательном процессе.
Главный вопрос стратегии развития профессионального образования — достижение нового качества, создание инновационной модели профессионального развития.
На это нацелены:
• новые ФГОСы профессионального образования;
• индивидуализация образования ( в первую очередь, на основе индивидуальных учебных планов и организации дистанционного обучения);
• новая система оценки качества образования, основанная на независимой экспертизе с привлечением работодателей;
• участие социальных партнёров на внутреннем, муниципальном, региональном и федеральном уровнях;
• информатизация профессионального образования.
Информация выступает в качестве важного стимулятора изменения качества образования, при этом формируется и утверждается «информационное сознание» при широком доступе к информации.
Цель: создание информационного пространства, обеспечивающего:
-эффективное информационное взаимодействие между преподавателями;
— удовлетворение потребности в электронных продуктах и услугах;
— доступность к информационным ресурсам участников;
— развитие электронной демократии.
Задачи:
— мотивация процесса творчества преподавателей путем интегрирования общих целей и идей;
— распространение опыта сетевых коллег;
— переход коллективно-трудовых отношений на интерактивный режим;
— создание сетевого механизма координации деятельности в образовательной среде.
Концепция:
— получение, обработка, хранение, преобразование информации;
— стимулирование интеллектуального и творческого потенциала.
Возможности:
1) Телекоммуникационная — техническая составляющая (развивает в том числе демократическую составляющую) позволяет человеку почувствовать себя непосредственным членом общества без посредников.
2) Образовательная — формируется, как стратегический ресурс в современных условиях функционирования государства и политической структуры.
3) Информационно — контактные — оказание прямого информационно — психологического влияния (коммуникатор создает ситуации заседания, диспута и т.д.).
Основные свойства сетевого сообщества:
1.Форма — горизонтальное взаимодействие: максимальное число связей, многоначалие, включение любого числа объектов (ОУ).
Состав сетевого сообщества отличается постоянным изменением количества субъектов, которое определяется в соответствии с решением конкретной проблемы. Максимальная степень структурной гибкости переводит эту гибкость из статуса количественной в статус качественной характеристики.
2. Процессы — ориентированность на результат: мобильность перегруппировки, краткосрочность существования, консенсусные процедуры.
3. Управление — использование «слабых» связей: частичное лидерство, аутсорсинг (использование внешних ресурсов).
Главным звеном в деятельности информационного сообщества (ИС) становится коммуникатор (лидер в сетевой организации), который обеспечивает устойчивые связи между членами сообщества и окружающей средой. Он является носителем интеллектуального, экспертного или иного ресурса, актуального и важного для работы в данное конкретное время. Другим необходимым условием лидерства является готовность субъекта сетевой организации к использованию своего ресурса для достижения общих целей работы (параллельно с реализацией собственных целей). Система лидерства в сетевой организации соответственно имеет изменяющийся характер, что определяется изменяющимся сочетанием ресурсов.
Схема работы при организации сетевого сообщества:
Сетевое взаимодействие эффективно может осуществляться при наличии определенных условий. К таковым относятся следующие.
1. Возможность совместной деятельности участников сети:
— проявление собственной инициативы;
— коллективная поддержка и оценка своей инициативы;
— участие в поддержке и оценке других инициатив;
— участие в складывании общей цели, общей системы ценностей (профессиональных);
— участие в формировании общих критериев эффективности деятельности;
— представление совместной деятельности;
— участие в управлении совместной деятельностью, влияние на распределение ресурсов для осуществления деятельности.
2. Общее информационное пространство. Возможность предоставлять информацию о своей деятельности другим участникам сети:
— возможность иметь информацию о деятельности других участников сети;
— создавать собственные каналы информации;
— становиться частью других информационных каналов.
Практическое применение организации сетевого взаимодействия в образовательной среде нашло в Центре развития профессионального образования, который является структурным подразделением Рязанского института развития образования. Одним из видов его деятельности является организация и проведение повышения квалификации, педагогических и руководящих работников системы профессионального образования с использованием модульных дополнительных профессиональных образовательных программ, дистанционного обучения, сетевой поддержки индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
В ноябре 2012 года в Рязанском институте развития образования были проведены курсы повышения квалификации для преподавателей экономических дисциплин региона по теме «Формирование профессиональных компетенций педагога экономических дисциплин при работе в системе дистанционного обучения». По результатам курсовой подготовки в оболочке moodle, на базе РИРО было создано сетевое сообщество, основой которого являлась учебная группа педагогических работников ОУ СПО. Значимость и ценность сетевого сообщества заключаются в том, что к существовавшему ранее вертикальному взаимодействию (преподаватель — слушатель) добавляется существенная для модели профессионального развития возможность горизонтального (слушатель — слушатель) и проблемно-ситуационного сотрудничества (слушатель, преподаватель — эксперт-специалист).
Ожидаемый результат организации сетевого взаимодействия образовательных учреждений и ресурсного центра организованного на базе РИРО может быть сформулирован следующим образом:
— обновление форм и методов работы с педагогическими коллективами;
-активизация участия образовательных учреждений в решении конкретных образовательных проблем в процессе работы опорных учреждений;
— повышение эффективности использования методических ресурсов;
— расширение возможностей для повышения квалификации педагогических кадров;
— повышение качества работы образовательных учреждений.
Список использованных источников:
• Костина А.В. Тенденции развития культуры информационного общества: анализ современных информационных и постиндустриальных концепций // Электронный журнал «Знание.Понимание.Умение». — 2009.-№ 4 — Культурология.
• Скородумова О.Б. Отечественные подходы к интерпртитации информационного общества: постиндустриалистская, синергитическая и постмодернистская парадигмы // Электронный журнал «Знание.Понимание.Умение». — 2009.-№ 4 — Культурология.
• http://www.33333.ru/teoriya/glossariy/glossariy.php?st=167
Скачать вложение