Статистические характеристики. Симфония цвета в стихотворениях С.А. Есенина
Автор: Джум Светлана Павловна
Урок математики в 7 классе с использованием технологии деятельностного подхода
Урок математики с использованием технологии деятельностного подхода
"Статистические характеристики. Симфония цвета в стихотворениях С.А. Есенина "
(урок исследования, урок творчества)
Стандарты второго поколения предполагают переход с объяснительного на деятельностный метод обучения, в основе которого лежит «рефлексия самоорганизации» - возникло затруднение, значит надо прекратить действовать и начать думать». Данный урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода, урок по типу урок – исследования (урок творчества)
На каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий. Использование технологии обеспечивает достижение высоких результатов как в освоении знаний и навыков, так и в общем развитии учащихся. На уроках с использованием данной технологии ребята учатся лучше рассуждать, думать, анализировать, не бояться трудностей, самостоятельно решать ставшие перед ними проблемы, ставить цели и их добиваться, быть творческими личностями. Они учатся общаться, уважать мнение каждого и считаться друг с другом
Цель урока:
- сформировать представления о статистической обработке информации, о её необходимости в повседневной жизни;
- сформировать чувство гордости Малой Родиной во время статистических исследований творчества С.А. Есенина;
Формируемые УУД:
Личностные действия: формирование духовно-нравственных ценностей - патриотизма, гордости за родной край, восхищение красотой Малой Родины, формирование представления о С. Есенине как певце земли русской.
Регулятивные действия: постановка целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценка успешности усвоения.
Познавательные действия: действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Актуализация знаний и фиксация затруднений Формируемые УУД:
Познавательные: анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие
Регулятивные: выполнение пробного учебного действия, фиксация индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учёт разных мнений учащихся
Цель:
1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: статистические характеристики;
2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;
3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде свойств и определения;
4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний.
1 этап. Самоопределение к деятельности.
- Ребята, о чем вам говорит дата 25 января?
(Добиться, чтобы дети вспомнили о В.Высоцком)
Мне случайно попалась вырезка из газеты, в которой приводилась вот такая диаграмма.
Меня лично очень заинтересовали результаты этого исследования. Я знакомилась с творчеством В.Высоцкого с песен о горах, шуточных, а оказывается у него больше песен философских.
- Как вы думаете, каким образом собиралась и обрабатывалась информация?
- Можете ли вы составить план такой исследовательской работы?
-Какая математическая наука занимается изучением и проведением таких исследований?
2 этап. Мотивация. Актуализация ЗУН и мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.
- Какие статистические понятия вам знакомы?
Демонстрация слайдов.
На слайдах определение среднего арифметического, размаха, моды, медианы.
-Можете ли вы сами придумать задачу на применение статистических исследований?
Фиксирование затруднения в индивидуальной деятельности.
- Придумать сам объект статистических исследований.
3 этап Постановка учебной задачи. Операционно-исполнительский этап.
I.Самоопределение к учебной деятельности
Личностные: самоопределение, смыслообразование
Познавательные: целеполагание
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества
1.1. Постановка проблемы:
а) создание проблемной ситуации;
- Что означает высказывание:
Поверять/ поверить алгеброй гармонию — Книжн. Проверять разумом, точным расчётом то, что выражено чувством. Выражение из трагедии А. С. Пушкина “Моцарт и Сальери”
-Приведите пример песни и стихотворения, которое бы содержало цвет.
-Вспомните цвет в современных песнях, которые вам нравиться.
-На ваших столах лежат томики А. Блока. Посмотрите навскидку стр., стр . --- Сделайте вывод. Какого цвета эти стихи? (Стихотворение Осенний вечер) Есть ли здесь цвет? Можно ли сделать вывод, что стихотворения А.Блока не имеют цвета? Сколько надо просмотреть произведений?
Сегодня мы хотим посмотреть на творчество нашего земляка С.Есенина с точки зрения статистики.
Мы очень часто говорим о творчестве С.Есенина.
- Какой штамп в отношении Есенина существует?
- А почему он считается певцом земли русской?
Сегодня мы попытаемся с помощью статистических исследований доказать это утверждение.
Сейчас, ребята, я обращаю ваше внимание на экран. Посмотрите, пожалуйста, на пейзажи Центральной полосы. Я бы хотела, чтобы вы обратили внимание на преобладающие цвета. (демонстрация фильма о природе центральной России, звучит песня «Отговорила роща золотая…»)
Назовите наиболее выраженные цвета, которые вы увидели.
б) постановка проблемы исследования;
Какие цвета использует С.Есенин при описании природы?
На столах у вас лежат сборники С.Есенина. Какие исследования мы можем с вами провести?
- Определите тему исследования.
- Как называть буйство красок?
«Симфония цвета в стихотворениях С.Есенина»
1.2. Формулирование цели исследования.
- Выявить цветовую палитру стихотворений Есенина.
Для этого исследуем сборник стихотворений С.Есенина. Посчитаем сколько раз будет использована цветовая палитра.
1.3. Выдвижение гипотезы.
Качественные прилагательные, используемые для передачи цвета в стихотворениях Есенина, будут совпадать с тем, что мы увидели на пейзажных изображениях.
1.4. Выбор метода выхода из проблемной ситуации.
- Статистическое исследование.
4 этап. Статистическое исследование.
1. Составление плана исследования.
- Прочитать стихотворения Есенина абстрагируясь от содержания; - выписывать прилагательные, которые обозначают цвет;
- кроме того учтем, что у Есенина есть слова, которые не являются прилагательными, а обозначают цвет. Например: синь, неуютная жидкая лунность.
- выпишем отдельно такие слова, сопоставим им цветовое решение.
2. Проведение исследования. Проверка гипотезы. Проведение эксперимента, наблюдений, чтение литературы, размышление. Создание мотивации на успех для каждого ребенка.
Работа с текстом сборника.
Формирование списков и статистических выводов.
На каждом столе, у каждого ученика лежит сборник стихотворений Есенина. Класс разбит на три группы, по рядам. Учащиеся получают свой объем задания. Те, кто быстрее выполнит свой объем, могут переходить к выполнению следующего. В дальнейшем они смогут дополнять выступление своих товарищей.
5 этап. Итоги исследования. Оценочно-рефлексивный этап.
Какие результаты получились?
Давайте отобразим это на диаграмме. Какой вид диаграммы лучше выбрать? Такая диаграмма называется гистограммой.
6 этап. Создание собственной модели интерпретации результатов исследования.
-Кто знает, что обозначает фраза: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан?»
Показать шкалу электромагнитных волн.
Построить кривую распределения: по горизонтали шкала электромагнитных волн, по вертикали – количество использованных цветов
Раскрасить, получившуюся диаграмму.
Провести аналогию с радугой.
Вывод по результатам исследовательской работы.
Какие цвета стали главными?
Как можно применить для характеристики, проведенного исследования понятия: среднее арифметическое, размах, мода, медиана.
7 этап. Использование полученных результатов. Применение новых знаний в учебной деятельности. Проверка понимания учащимися изученного материала и его первичное закрепление.
- Как еще можно было назвать наше исследование?
- Мы научились проводить статистические исследования с использованием текста литературных произведений.
Что еще можно исследовать с помощью статистики, на других уроках?
Тематику стихотворений, размер стиха, более продуктивный по времени период жизни.
А далее отвечать на вопросы. С чем это связано?
А можно ли найти музыкальное решение, полученной диаграммы? – Да, ведь цветов 7.
Учитель музыки пробует проиграть, примерную мелодию. На диаграмме виден будет и диапазон, и длина.
8 этап. Итоги урока. Самооценка детьми собственной деятельности.
Рефлексия деятельности на уроке
Цель: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.
2) оценить собственную деятельность на уроке;
3) поблагодарить одноклассников, которые помогли получить результат урока;
4) зафиксировать неразрешённые затруднения как направления будущей учебной деятельности.
5) обсудить и записать домашнее задание.
Формируемые УУД:
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха
Коммуникативные: аргументация своего мнения, планирование учебного сотрудничества
Организация учебного процесса на этапе 8:
– Что нового узнали на уроке?
– Какую цель мы ставили в начале урока?
– Наша цель достигнута?
– Что нам помогло справиться с затруднением?
– Какие знания нам пригодились при выполнении заданий на уроке?
– Как вы можете оценить свою работу?
Домашнее задание. Домашнее задание предусматривает элементы выбора, творчества.
Что такое цветомузыка?
А можно ли переложить цвет на музыку. Как бы звучали стихи С. Есенина?
Сколько нот в гамме? До, ре, ми, фа, соль, ля, си. до
Исследовательская работа учащихся занимает на уроке больше времени, чем выполнение заданий по образцу. Однако затраты времени впоследствии компенсируются тем, что учащиеся быстро и правильно выполняют задания, могут самостоятельно изучать новый материал. Кроме того, повышается осознанность и прочность их знаний, появляется устойчивый интерес к предмету.
Скачать вложение