Фонетика - наука о звуках речи
Автор: Тарасова Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы ОГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №10 г. Рязани»
Цель: познакомить учащихся с разделом «Фонетика»; закрепить умения дифференцировать звуки и буквы.
Задачи:
- Образовательные: закрепление в памяти учащихся сведений о фонетике и её единицах; дать представление о различии звука и буквы.
- Коррекционные: развитие памяти, внимания, мышления; развитие у учащихся познавательного интереса и интеллектуальных способностей; развитие умений самостоятельной работы, расширение словарного запаса (фонетика, фонема).
- Воспитательные: воспитание чувства уважения к языку; пробуждение интереса к родному языку, грамотному обращению с языковым материалом; воспитание аккуратности в работе.
Планируемые образовательные результаты:
- Предметные: знать предмет изучения фонетики; группы и подгруппы, на которые делятся звуки в русском языке, различия в образовании гласных и согласных звуков; иметь представление об элементах транскрипции, смыслоразличительной роли звуков; уметь различать гласные и согласные звуки по способу образования.
- Метапредметные: способность чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса.
- Личностные: осознание эстетической ценности русского языка на основе культуры своего народа.
Методы и формы обучения: наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная работа.
Тип урока: урок систематизации ЗУН.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, проектор.
План урока:
I. Организационный момент.
II. Мотивация к учебной деятельности учащихся.
III. Целеполагание.
IV. Изучение нового материала.
V. Физкультминутка.
VI. Закрепление нового материала.
VII. Итог урока. Рефлексия.
VIII. Домашнее задание.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУУ: познавательные (П), регулятивные (Р), коммуникативные (К), личностные (Л) |
Организационный момент |
Учитель приветствует учащихся. |
Учащиеся приветствуют учителя, демонстрируют готовность к занятию. |
Л: положительное отношение к познавательной деятельности; желание приобрести новые знания, умения, навыки. К: умение слушать и понимать других. |
Мотивация к учебной деятельности |
Слово учителя:
Сегодняшний урок мне бы хотелось начать с высказывания Н.В. Гоголя о языке: «Необыкновенный язык наш есть ещё тайна. В нём все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твёрдых до самых нежных и мягких…»
- Что такое эпиграф?
- Как вы понимаете смысл такого яркого высказывания Н.В. Гоголя о языке?
- О чём мы сегодня будем говорить?
- Какой раздел науки о языке занимается изучением звуков речи?
Словарная работа: фонетика.
- Сегодня на уроке мы окунёмся в мир звуков. Многообразный мир звуков окружает нас со всех сторон: шум листвы за окном, детский смех на площадке, рёв автомобилей, стук дождя и многое другое. |
Учащиеся обращаются к толковому словарю, выясняют значение слова «эпиграф», высказывают своё мнение о смысле слов Н.В. Гоголя.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
|
П: извлечение нужной информации из диалога, систематизация собственных знаний. Р: планирование действий. К: осуществление совместной деятельности с учётом учебно-познавательной задачи, формулирование собственных мыслей, обоснование своей точки зрения. Л: положительное отношение к учебно-познавательной деятельности. |
Целеполагание |
Слово учителя:
- Сформулируем цель нашего урока. - Что мы должны уметь? |
Учащиеся формулируют цель урока: «Познакомиться с разделом « Фонетика», научиться различать звуки и буквы.
|
П: извлечение необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизация собственных знаний. Р: планирование необходимых действий. К: умение владеть монологической и диалогической формами речи. Л: осознание своих возможностей в учении. |
Изучение нового материала |
Слово учителя:
- Попробуем отгадать загадку: «Его не видно, в руки не взять, но зато слышно»?
- А сколько же звуков в природе? Десять? Сто? Тысяча? Можно ли подсчитать количество звуков?
- Обратимся к стихотворению: Сколько на свете звуков? Сколько звуков у речи? Сколько в лесу - снежинок, Сколько струек у речки. Сколько в дожде – дождинок. Сколько в песке – песчинок.
- Да, действительно, нас окружает огромное количество звуков, с которыми иногда случаются весьма курьёзные ситуации:
Закричал охотник: Ой! Двери гонятся за мной! Посмотрите-ка, ребятки, Раки выросли на грядке! Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно врачей. Старый дедушка Пахом На козе скакал верхом. На пожелтевшую траву Роняет лев свою листву. Мама с бочками пошла По дороге вдоль села. Синеет море перед нами, Летают майки над волнами.
- Что же получается в этом забавном стихотворении?
- Совершенно верно, меняем один звук, а получаем совсем другое слово. И каждый из звуков помогает различать слова по смыслу. Эти звуки – смыслоразличители. Выдающийся лингвист Бодуэн де Куртенэ именовал их фонемами.
Словарная работа: фонема, лингвистика, лингвист.
Слово учителя:
- Как называется перечень букв, обозначающих звуки?
- Обратимся к детскому стихотворению Бориса Заходера: Тридцать три родных сестрицы, Писаных красавицы, На одной живут странице, А повсюду славятся. К нам они сейчас спешат, Славные сестрицы, Очень просят всех ребят С ними подружиться! А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Же – Прикатили на еже. Зэ, И, Ка, эЛь, эМ, эН, О – Дружно вылезли в окно. Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха – оседлали петуха. Цэ, Чэ, Ша, Ща, Э, Ю, Я – все теперь мои друзья! Пять сестрёнок опоздали – Заигрались в прятки. А теперь все буквы встали В азбучном порядке. Познакомьтесь с ними, дети: Вот они стоят рядком, Очень плохо жить на свете Тем, кто с ними незнаком.
- Вспомним, каких букв не хватаем, запишем алфавит – все 33 буквы.
- На какие две большие группы делятся буквы?
- А как поступить с ъ и ь? это гласные или согласные? |
Учащиеся дают ответ: «Это звук».
Учащиеся рассуждают, приходят к выводу, что количество звуков подсчитать нельзя.
Учащиеся с помощью учителя приходят к выводу: меняем один звук, а получаем совсем другое слово.
Учащиеся отвечают: «Алфавит».
Учащиеся записывают в тетрадь алфавит.
Учащиеся: «Гласные и согласные».
Учащиеся совместно с учителем приходят к выводу, что Ъ и ь не относятся ни к гласным, ни к согласным, поскольку не обозначают отдельных звуков. |
П: поиск и выделение необходимой информации; обобщение, умение делать выводы в результате совместной с учителем и одноклассниками работы. Р: умение анализировать. К: формулирование собственных мыслей, участие в диалоге. Л: осознание своих возможностей в учебно-познавательной деятельности. |
Физкультминутка |
Слово учителя:
Буратино потянулся, Раз – нагнулся, два – нагнулся, Руки в стороны развёл, Ключик, видно, не нашёл. Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать. |
Учащиеся выполняют движения, описываемые в стихотворении. |
|
Закрепление изученного материала |
Слово учителя:
- Мы с вами открыли много новых теоретических знаний, пришло время применить их на практике.
Задание 1:
Из каждого слова извлеките по одной фонеме. Но сделать это необходимо так, чтобы получилось новое слово: горсть – гость. Краска, склон, полк, экран.
Задание 2:
Добавьте к каждому слову фонему, чтобы получилось новое слово: дар – удар. Стол, роза, клад.
Задание 3:
Замените в словах одну гласную фонему, чтобы получилось новое слово: корж – морж. Чайка, дочка, тоска, рамочка. |
Учащиеся с помощью учителя письменно выполняют задания. |
П: операции анализа, сравнения, классификации; умение обобщить, сделать выводы. Р: оценивание своих достижений, осознание возникающих трудностей, поиск решения. К: осуществление совместной деятельности.
|
Рефлексия |
Слово учителя:
- Вспомним цели нашего урока? - Достигли ли мы их?
Учитель предлагает учащимся оценить работу на уроке, продолжив фразы: Сегодня я узнал… Мне было сложно… Мне на уроке понравилось… Мне на уроке не понравилось… |
Учащиеся оценивают работу на уроке. |
Р: навыки оценки и самооценки. |
Домашнее задание |
Учитель озвучивает задание: «Стр. 123 упр. 263». |
Учащиеся записывают задание. |
Р: навыки планирования. |
Литература:
1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. Русский язык. 5 класс. – М.: Просвещение, 2015.
2. Е.А.Евлампиева «Внеклассные мероприятия по русскому языку». Чебоксары, 1999 г.
3. Журнал Русский язык и литература для школьников, 2002 г. Статья В. Капинос, Л. Пучковой, стр. 24-26.
4. Внеклассные занятия по русскому языку и литературному чтению в 5-8 классах, стр. 4-16.
Скачать вложение