РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Имя существительное. Повторение и обобщение знаний

Автор: Кузькина Надежда Вячеславовна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Малостуденецкая СШ» Сасовского района Рязанской области

Конспект урока по русскому языку для 6 класса 

Аннотация

Основной целью данного урока является повторение и обобщение изученного грамматического материала по теме «Имя существительное».
Урок построен в форме игры – путешествия. Игра позволяет не только активно включаться в учебную деятельность, но и решает образовательные задачи урока, активизирует познавательную деятельность. В ходе урока ученики отправляются в виртуальное путешествие на воздушных шарах, где встречают различные препятствия. Чтобы их преодолеть, необходимо выполнить задания по изученным орфограммам. При этом класс поделен на 2 команды, так как командная работа помогает глубже разобраться в проблеме и эффективно, быстро выполнить задание. Все это делает урок более динамичным, ярким и запоминающимся.
На уроке учащиеся выполняют различные задания:

  • отгадай загадку;

  • выполни тест;

  • вставь орфограммы;

  • различные виды грамматических разборов.

Актуальность данного урока заключается в том, что современные дети мало времени уделяют познавательным играм. На данном уроке ребята выполняют задания, которые способствуют раскрытию не только образовательных, но и творческих способностей, а также задания, которые развивают умение работать в группах, что соответствует современным требованиям. 

Цель урока: повторение и обобщение изученного об имени существительном.

Планируемые образовательные результаты.

Личностные: ученик получит возможность формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; мотивацию к творческому труду, к работе на результат; осознанию важности получения новых знаний, ответственность за выбор своих действий.

Предметные: ученик получит возможность использовать практические умения определять имя существительное как часть речи, член предложения, подбирать проверочные слова и формы слов с целью проверки изученной орфограммы, анализировать устную и письменную речь.

Метапредметные 

Регулятивные УУД: ученик научится работать по предложенному учителем плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценкой; слушать и понимать речь других.

Коммуникативные УУД: ученик научится формировать собственное мнение и позицию, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую помощь.

Познавательные УУД: ученик научится определять цель деятельности на уроке с помощью учителя, осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям.        

Тип урока – повторительно-обобщающий

Оборудование: раздаточный материал, мультимедийный проектор, презентация к уроку.

Учебник. Русский язык. 6 класс. Учебник в 2 частях – Рыбченкова Л. М. и др., М.: «Просвещение», 2020

Ход урока

1.    Оргмомент. Приветствие. Дата­­­­­__________. Урок – путешествие.

( слайд №1) 

- Здравствуйте, ребята, сегодня замечательный солнечный день. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи на уроке.

- Молодцы! Вижу, готов весь класс, тему назову сейчас. 

2. Мотивация учебной деятельности. (слайд 2)

- Тема урока…

- Давайте попробуем определить тему урока, прослушав стихотворение -загадку:

В этот тёплый день
Заниматься нам не лень.
Тексты будем мы читать,
Имена существительные в них искать,
Упражнения выполнять
И орфограммы объяснять.

- Тот, кто внимательно слушал, сможет назвать тему урока.

- Проверим, кто внимательно слушал стихотворение.

(Имя существительное.)

Сообщение темы урока, постановка целей.

- О чем это стихотворение?

- Какова тема нашего урока?

- «Имя существительное. Повторение и обобщение знаний» (слайд №3)

- Ребята, каковы цели нашего урока?

а) обобщить и расширить сведения о существительном как части речи;
б) повторить морфологические признаки имени существительного;
в) уметь определять синтаксическую роль существительного в предложении;
г) закрепить навыки правильного написания имен существительных. 

3. Актуализация знаний

Работа по теме урока.

- Сегодня мы с вами отправимся в виртуальное    путешествие на воздушном шаре. У каждой команды будет свой воздушный шар. Одна команда отправится в путешествие на оранжевом воздушном шаре, другая полетит на голубом воздушном шаре. Это необычный полет, чтобы успешно справиться с ним, нужно знать все правила по теме «Имя существительное». Вы готовы отправиться в путешествие? 

- Сначала проверим, как вы подготовлены к полету, а для этого надо узнать, хорошо ли изучили тему «Имя существительное».

(Учащиеся выполняют задание 1 на стр.142 «Найдите верные утверждения»).

    1) Существительное — это часть речи, которая не просто обозначает предмет, но выражает грамматическое значение предметности (бег, белизна, свобода), в отличие, например, от прилагательных и глаголов, которые выражают грамматические значения признака (белый, свободный) или действия (бежать).
    2) Грамматический признак одушевлённости существительных определяется только по смыслу.
     3) Все существительные в русском языке можно разделить на существительные мужского, женского и среднего рода.
     4) Разносклоняемые существительные имеют окончания разных склонений.
    5) Все существительные иноязычного происхождения в русском языке являются несклоняемыми.
    6) Существительные общего рода — это слова, которые в разных предложениях могут обозначать как лиц мужского, так и лиц женского пола.
    7) Правила написания сложных слов во многом зависят от того, с помощью каких морфем и от каких частей речи образованы эти слова. 

Организуется фронтальный опрос учащихся.

(Проверка: верные утверждения- 1, 3, 4, 6. (слайд 4) 

- Все справились с заданием: кто-то очень хорошо, а кто-то допустил ошибки. Предлагаю выбрать капитанов из тех, кто выполнил задание без ошибок. (2 человека).

- Итак, все допущены к полету.

- Вот мы и определили капитанов ваших команд по их ответам на вопросы. Капитан команды должен в течение полета заполнять лист достижений своей команды по мере выполнения заданий: отмечать, сколько ребят справилось с заданием.

№

«Найдите верные утверждения»

«Внимание: ветер!»

«Внимание: тучи!»

«Внимание: снежная метель!»

«Внимание: горы!»

«Мы дома! На земле»

итог

1к.

 

 

 

 

 

 

 

2к.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Обобщение и систематизация знаний.

- Теперь с полным багажом знаний отправляемся в путешествие.

1) «Внимание: ветер!» (слайд 5)

- Но что происходит? Ветер нас сносит в сторону и поднимает воздушные шары ввысь. Чтобы преодолеть это препятствие, надо выполнить задания:

Задания для 1 команды.

Подчеркните разносклоняемые существительные как члены предложения.

1. Превращается имя и отчество в предвечернее пламя и облачко. (И. В. Чиннов)

2. Заржал твой конь в тревоге, ногу в стремя. (В. А. Рождественский)

3. Бурятский район состоит из трех племён, которые до сего времени носят имена своих легендарных предков.

4. Не гребень голову чешет, а время.

5. Время разум даёт.

Ответьте на вопрос:

- Почему разносклоняемые существительные так называются?

Задания для 2 команды

Выпишите несклоняемые существительные. Докажите, что они несклоняемые.

Друзьям домой пора давно,
Ведь закрывается метро,
И кенгуру к нему спешит.
«Пока»,- он шимпанзе кричит.
Закрылись двери все в метро,
И поезд, как в немом кино,
Уходит, развозя зверей,
Чтобы в депо попасть скорей.
Задумавшись, вздыхает грустно кенгуру:
«Пальто, наверно, завтра я куплю…» (А. Буйнов) 

- Хорошо ответили на все вопросы, полет продолжается.

2) «Внимание: тучи!» (слайд 6)

- Но что это мы видим впереди? Тучи грозовые! Сильный ветер уносит воздушные шары в разные стороны.

- Чтобы остановить ветер, мы должны выполнить тест. Каждая команда выполняет один и тот же тест.

1. Укажите имена существительные:

а) трудиться

б) трудоголик

г) трудовой

д) трудно

2. Укажите имена собственные:

а) Алёнка

б) воробей

г) инженер

д) одессит.

3. Укажите одушевленные имена существительные:

а) дерево

б) человек

г) собака

д) общество.

4. Укажите существительное общего рода:

а) народ

б) симпатяга

г) молодёжь

д) бумага.

5. Укажите существительные, которые имеют форму только множественного числа:

а) ножницы

б) гвозди

г) плоскогубцы

д) молоко 

- Все ответили правильно, мы смогли обойти грозовые тучи.

Проверка: 1- б, 2- а, 3- б, г, 4- б, 5- а, г. (слайд 7) 

3) «Внимание: снежная метель!» (слайд 8)

- Что я вижу? На нашем пути опять преграда – это снежная метель. Метель закружила воздушные шары. Чтобы снежная метель успокоилась, надо выполнить ещё одно задание. У каждой команды своё задание.

Задание для 1 команды

A1. Образуйте от глагола существительное с суффиксом - ЩИК

1) грузить
2) погонять
3) рассказывать
4) летать

А 2. В суффиксе какого существительного пишется буква И?

1) клубоч..к
2) человеч..к
3) луч..к
4) дружоч..к

А 3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) крюч..к, печ..т
2) ветероч..к, лодч..нка
3) лимонч..к, кусоч..к
4) бельч..нок, сач..к

А 4. В каком слове выделенная буква обозначает твёрдый согласный звук?

1) рейс
2) деталь
3) кафе
4) фанера

А5.  Из данного предложения выпишите существительное, образованное бессуффиксным способом.

- Из самого сложного положения можно найти выход, нельзя опускать руки.
Проверка: А1-2, А2-3, А3- 2, 4, А4-3, А5- выход (слайд 9)

Задание для 2 команды.

A 1. Образуйте от глагола существительное с суффиксом - ЧИК?

1) фонарь
2) возить
3) табун
4) стекло

А 2. В суффиксе какого существительного пишется буква И?

1) голубоч..к
2) ореш..к
3) звоноч..к
4) нол..к

А 3. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) стереж..т, зайч..нок
2) платоч..к, карандаш..к
3) малъч..нка, суч..к
4) поч..т, медвеж..нок

А 4. В каком слове выделенная буква обозначает твёрдый согласный звук?

1) тиРе
2) акаДемия
3) спортсМен
4) фаНера

В1. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.

В мастерской кругом валялись опилки, стружки, об­резки дощечек.

Проверка: А 1-2, А 2- 4, А 3-3, А 4-1, В 1- опилки (слайд 9)

- Молодцы, вы прекрасно справились со снежной метелью.

Физкультминутка. (слайд 10)

- Теперь передохнем. Дух переведём! 

Ну-ка, дружно встали вместе,
Повернулись-ка на месте,
Громко хлопнули три раза,
Подмигнули правым глазом,
Левой тонули ногой!
А потом ещё другой!
Закричали все «Ура!»
А теперь и сесть пора. 

- Время нашего путешествия подходит к концу. Вы теперь знаете, сколько опасностей подстерегает путешественников на воздушном шаре. Запас газа заканчивается, нам надо вернуться домой.

- Мы много преодолели препятствий. Ветер уносил ввысь нас, метель кружила воздушные шары. Теперь новое препятствие: горы! Чтобы нас не унесло на горы, нам надо выполнить ещё задание. 

4. «Внимание: горы!» (слайд 11)

Задание для 1 команды.

Объясните правописание НЕ с существительными.
Выпишите сначала предложения, в которых НЕ с существительными пишется слитно, а затем – раздельно.

1. (Не)правды я не потерплю ни в ком. 2. К (не)счастью, то ж бывает у людей: как ни полезна вещь, цены не зная ей, (не)вежда про нее свой толк всё к худу клонит. 3. Ученье без уменья – (не)польза, а беда. 4. И, полно, куманек! Вот (не)видаль: мышей! Мы лавливали и ершей! 5. Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, и выйдет из него (не)дело, только мука. 6. «Как расшумелся здесь! Какой (не)вежа!» — про дождик говорит на ниве камень лежа.

Задание для 2 команды.

Спишите, заменив выделенные существительные синонимами с приставкой НЕ-.

1. Нельзя терпеть ложь. 2. Его не сломило горе. 3. Болезнь портит настроение. 4. Надо исправить дефекты. 5. Испытания закаляют характер. 6. Рабство для всех горько.

3. Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните слова, в которых НЕ- является частью корня.

(Не)нависть к врагу; (не)поладки в работе; (не)вежливость, а грубость; мелкие (не)взгоды; (не)грамотность только, а образование; сказал (не)правду; (не)правильность речи; (не)способность к музыке.

- Пока вы выполняли задания, воздушные шары благополучно приземлились.

Ответы на задания для 1 команды: (слайд 12) 

1) слитно:1, 2, 4, 6; раздельно: 3, 5. 

Ответы на задания для 2 команды:

1) неправда, несчастье, нездоровье, недочёты, невзгоды, неволя;

2) ненависть, неполадки, невзгоды.

 

5. Применение знаний в новой ситуации.

«Мы дома! На земле!»

- В ходе воздушного полёта мы получили много впечатлений и повторили правила по теме «Имя существительное». Теперь вы с легкостью сможете выполнить следующие задания:

1 команда выполняет синтаксический разбор предложения: "Небо синее ласково манит и к бескрайним просторам ведет."

2 команда выполняет морфологический разбор существительного из этого предложения. 

6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок.

Подведение итогов.

- Вот мы и завершили необычное путешествие на воздушных шарах.

- Капитаны, расскажите, как члены вашей команды справились с    выполнением заданий?

- Какие задания вызвали затруднения у команды?

- Что вам сегодня на уроке понравилось?

- Какие правила помогли удачно совершить путешествие?

- Какие орфограммы мы повторили во время путешествия?

7. Домашнее задание. (слайд 13)

- Написать мини – сочинение, используя как можно больше существительных, или упр.3 на стр.144, или выполнить тест в учебнике на стр.142- 143.

8. Рефлексия (подведение итогов).

- Что было интересным?

- Оцените себя. 

Литература

1. Рыбченкова Л. М. и др. Учебник. Русский язык. 6 класс. Учебник в 2 частях.– М.: «Просвещение», 2020.

2. Рыбченкова Л. М., Александровой О. М., Загоровской О. В. Программа. Рабочие программы. Русский язык. Предметная линия учебников 5-9

классы. – М.: «Просвещение», 2014.

3. Дидактический материал к учебнику русского языка. 6 класс. Пособие для учителя.– М.: «Просвещение», 2019.– 85 с.

4. Карточки «НЕ с существительными [Электронный ресурс]. – Режим доступ: URL: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2022/01/11/kartochki-ne-s-sushchestvitelnymi (Дата обращения: 02.02.2023).

5. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык. 6 класс [Электронный ресурс]. – Режим доступ: URL:

https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/11/13/kontrolno-izmeritelnyy-material-po-russkomu-yazyku-v-6 (Дата обращения: 02.02.2023).


Конспект с презентацией во вложении (Архив 2.7 MB)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru