Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них.
Автор: Гудкова Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы ОГБОУ «Школа №10», г. РязаньКонспект урока для учащихся 8 классов коррекционной школы (учащиеся с тяжелыми нарушениями речи).
Цель данного урока: совершенствовать умение обучающихся опознавать условия постановки знаков препинания, навык правильной их постановки; воспитание интереса к родному языку и краю.
В ходе реализации данного урока развивается познавательная активность обучающихся, любознательность, формируется ценностное отношение к природе родного края. Урок сопровождается презентацией. Результатом урока является создание лирической зарисовки, где обучающиеся могут проверить знания по данной теме и выразить свою любовь к «малой» Родине.
Актуальность данного урока заключается в том, что на уроке ученики не только получают новые знания, но и знакомятся с текстами, написанными известным русским писателем М.М. Пришвиным, формирующими гуманное отношение человека к природе, прививающими любовь к окружающему их миру.
Методы обучения обеспечивают мотивацию к учению, сотрудничество учителя и обучающихся. В процессе урока используются различные формы организации познавательной деятельности учеников (фронтальная, индивидуальная, групповая)
Цель: совершенствовать умение учащихся опознавать условия постановки знаков препинания при обособленных определениях, навык правильной их постановки; умение читать с правильной интонацией; формирование интереса к родному языку и краю
Задачи:
Образовательные:
- систематизировать знания обучающихся об обособленных определениях и знаках препинания при них.
Развивающие:
- продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание на грамматическую тему; развивать пунктуационную и орфографическую зоркость, творческие способности обучающихся.
Воспитательные:
- работать по формированию положительной мотивации к предстоящему и последующему обучению; формировать позитивную психологическую атмосферу; вызвать интерес к чтению книг о природе; стимулировать творческую активность; развивать культуру чтения.
Коррекционные:
- способствовать развитию навыков самоконтроля, умения выражать свои чувства
Деятельность обучающихся на уроке будет направлена на формирование следующих результатов:
Личностные результаты:
- формирование навыков самоанализа, самоконтроля и самооценки, устойчивой мотивации к обучению, осознание своей идентичности как гражданина страны.
Метапредметные результаты:
- регулятивные: определение цели учебной деятельности, осуществление поиска средств её достижения, понимание причины ошибок, способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;
- познавательные: владение умениями работать с учебной информацией; анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы, способность решать творческие задачи, формировать развитие кругозора обучающихся;
- коммуникативные: готовность к сотрудничеству в коллективной работе, формирование коммуникативных навыков через работу в паре, группе (не соотнесено с содержанием урока), умение организовать учебное взаимодействие в коллективе, умение высказывать точку зрения, обосновывая ее.
Предметные результаты: определять в предложении обособленные определения разных видов, обозначать их графически, применять правила обособления определений
Воспитательный потенциал урока реализуется через:
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организацию их работы с получаемой на уроке с информацией, высказывания обучающимися своего мнения;
- демонстрацию обучающимся примеров искренней любви к родине через подбор соответствующих текстов для чтения;
- применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися: групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся взаимодействию с другими обучающимися.
Целевая группа: учащиеся 8 классов
Форма проведения урока: интегрированный
Тип урока: урок изучения нового материала
Используемые методы обучения: словесный, поисковый, объяснительно-иллюстративный, эмоционального воздействия и убеждения
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа с раздаточным материалом
Межпредметные связи: краеведение, литература
Учебно-методическое обеспечение урока: выставка книг М.М. Пришвина («Золотой луг», «В краю непуганых птиц», «Лисичкин хлеб», «Рассказы», «Как заяц сапоги съел», «Кладовая солнца», «Глаза земли»)
Оборудование: учебник, проектор, доска, мультимедийная презентация, раздаточный материал
Практическая значимость мероприятия: реализация данного мероприятия позволит повысить и развить обучающихся интерес и бережное отношение к природе родного края
Ход урока
1. Оргмомент. Проверка готовности к занятию, создание благоприятного настроя на работу.
(на доске записан эпиграф: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину» М.М. Пришвин)
- С детства вы читали книги самых писателей. Некоторые писатели посвятили своё творчество природе. Можете назвать их имена? (Скребицкий, Бианки, Пришвин)
Михаил Михайлович Пришвин - писатель, замечательный фотограф, запечатлевший как в своих художественных произведениях, так и на фотографиях всё красоту нашей земли, как никто другой, учит любви к природе, умению ценить прекрасное в каждом миге.
Сегодня на уроке мы будем обращаться к его произведениям.
2. Актуализация.
- Давайте послушаем, как писатель описывает, будто рисует, Ладожское озеро:
«Светло по-прежнему, но мало-помалу становится призрачным. Призрачным становится этот оранжевый, освещенный притаившимся солнцем дым… Призрачным кажется след на воде от парохода, почему-то не исчезающий, но все расширяющийся и расширяющийся к исчезнувшему берегу. Призрачны все эти молчаливые люди, глядевшие на водную и небесную дорогу…»
(отрывок из очерка «В краю непуганых птиц»)
Работа с текстом. Вставляем пропущенные буквы, объясняем знаки препинания.
- Итак, в этом тексте с какой пунктограммой вы встретились? (со знаками препинания при обособленном определении, выраженном причастным оборотом)
3. Сообщение темы и постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности (совместная постановка целей и задач урока с помощью создания проблемной ситуации).
- Но только ли причастный оборот может обособляться. Я предлагаю рассмотреть следующий пример. Давайте пройдемся по лесу, описанному Пришвиным, понаблюдаем за деталями его пейзажа.
Можно предложить карточку такого вида (в ней ученики обозначают определения и под диктовку записывают условия обособления)
Примеры |
Условия обособления |
А вот старая-престарая сыроежка, огромная, красная, и края завернулись от старости.
|
обособляются однородные нераспространенные определения, стоящие после определяемого слова.
|
В холодные дни на Кубре ещё встречаются на воде целые поляны белых цветочков, похожих на землянику.
|
обособляются распространенные определения, выраженные прилагательным с зависимым словом, стоящие после определяемого слова.
|
4. Изучение нового материала
А вот старая-престарая сыроежка, огромная, красная, и края завернулись от старости.
Вопросы:
- какие слова здесь выделены запятыми?
- какие это члены предложения?
- чем они выражаются?
- где стоят по отношению к определяемому слову?
Вывод – правило: обособляются однородные нераспространенные определения, стоящие после определяемого слова.
А вот еще одна примета пришвинского леса.
В холодные дни на Кубре ещё встречаются на воде целые поляны белых цветочков, похожих на землянику.
Вопросы:
- можно сказать, какой член предложения обособлен?
- чем он выражается?
- чем этот пример отличается от предыдущего?
- чем отличается от причастного оборота?
Вывод – правило: обособляются распространенные определения, выраженные прилагательным с зависимым словом, стоящие после определяемого слова.
Таким образом, что мы написали в первой колонке нашей таблицы? – примеры (записываем в первый столбик)
А что записали во втором столбике? – условия обособления (записываем во второй столбик)
- Таким образом, мы можем сделать какой вывод?
Обособленные определения могут быть выражены не только причастным оборотом, но и двумя или несколькими прилагательными либо прилагательными с зависимыми словами.
- А теперь откройте учебник на стр. 164, сравните вашу формулировку и формулировку учебника.
- Теперь и сформулируем тему урока и запишем в тетрадь.
5. Релаксационная пауза. Проведение физкультпаузы.
- Давайте покажем, как ветер качает верхушки сосен.
- Теперь изобразим размах крыльев белого журавля.
- Улыбнемся солнышку и помашем улетающим вдаль птицам.
6. Закрепление изученного материала.
Давайте ещё почитаем М. Пришвина.
Задание дублируется на экран. Ученики должны будут найти обособленные определения и объяснить, почему обособили.
1. Сегодня на рассвете одна пышная береза выступила из леса на поляну, как в кринолине, и другая берёза, робкая, худенькая, роняла лист за листком на темную елку.
2. Вот кочка, расчесанная лапками тетеревов.
3. И когда солнце стало порядочно греть на телеграфной проволоке, капли, большие радужные, начали падать на землю.
4. Над скошенной травой изредка перелетают белые бабочки.
5. Среди обгорелых от лесных пожаров в прошлом году деревьев сохранилась одна осинка, небольшая и пушистая.
6. Стволы сосен, чёрные от влаги, становятся вокруг нас.
(В конце говорим ещё раз правило)
- Теперь обобщаем:
- о чем эти предложения? (о русской природе)
- какие качества души нужны человеку, чтобы написать эти строки? (наблюдательность, воображение, любовь к природе)
- а если человек так любит природу, так трепетно к ней относится, значит, он любит…? (Родину)
- а что значит – любить Родину? (оберегать, охранять природу, защищать)
- Об этом и писал М. М. Пришвин:
«Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Эти слова я и вынесла в эпиграф.
7. Итог урока. Рефлексия.
- Какую цель ставили в начале урока?
- Оцените, как усвоен материал:
· Я узнал…
· Я научился…
· Возникли трудности…
8. Домашнее задание.
Предлагаю и Вам рассказать о красоте нашего края. Выберите любую понравившуюся фотографию из предложенного раздаточного материала и составьте предложения, включив в него согласованные обособленные определения, чтобы у вас получилось художественное описание природы.
Источники:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287[Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920 (дата обращения 21.08.2023 г.)
2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025"Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"(Зарегистрирован 21.03.2023 № 72653) [Электронный ресурс]. –Режим доступа URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202303220006 (дата обращения 21.08.2023 г.)
3. Ладыженская Т.А. Русский язык. 8 класс: учебник для 8 класса общеобразоват.школы/ Т.А. Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2021;
4. Фефилова Г.Е. Русский язык. 8 класс. 1 полугодие. Планы-конспекты уроков/ Г.Е. Фефилова. – Ростов н/Д: Феникс, 2017.
5. Пришвин М.М. «В краю непуганых птиц»/ М.М. Пришвин. – М.: Вече, 2019;
6. Пришвин М.М. «Золотой луг»/ М.М. Пришвин. – М.: ГИДЛ, 1955.
Конспект с презентацией во вложении (zip, 577 Kb)
Скачать вложение