РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них.

Автор: Гудкова Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы ОГБОУ «Школа №10», г. Рязань

Конспект урока для учащихся 8 классов коррекционной школы (учащиеся с тяжелыми нарушениями речи).

Цель данного урока: совершенствовать умение обучающихся опознавать условия постановки знаков препинания, навык правильной их постановки; воспитание интереса к родному языку и краю.

В ходе реализации данного урока развивается познавательная активность обучающихся, любознательность, формируется ценностное отношение к природе родного края. Урок сопровождается презентацией. Результатом урока является создание лирической зарисовки, где обучающиеся могут проверить знания по данной теме и выразить свою любовь к «малой» Родине.

Актуальность данного урока заключается в том, что на уроке ученики не только получают новые знания, но и знакомятся с текстами, написанными известным русским писателем М.М. Пришвиным, формирующими гуманное отношение человека к природе, прививающими любовь к окружающему их миру.

Методы обучения обеспечивают мотивацию к учению, сотрудничество учителя и обучающихся. В процессе урока используются различные формы организации познавательной деятельности учеников (фронтальная, индивидуальная, групповая)

Цель: совершенствовать умение учащихся опознавать условия постановки знаков препинания при обособленных определениях, навык правильной их постановки; умение читать с правильной интонацией; формирование интереса к родному языку и краю

Задачи:

Образовательные:

- систематизировать знания обучающихся об обособленных определениях и знаках препинания при них.

Развивающие:

- продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание на грамматическую тему; развивать пунктуационную и орфографическую зоркость, творческие способности обучающихся.

Воспитательные:

- работать по формированию положительной мотивации к предстоящему и последующему обучению; формировать позитивную психологическую атмосферу; вызвать интерес к чтению книг о природе; стимулировать творческую активность; развивать культуру чтения.

Коррекционные:

- способствовать развитию навыков самоконтроля, умения выражать свои чувства

Деятельность обучающихся на уроке будет направлена на формирование следующих результатов:

Личностные результаты:

- формирование навыков самоанализа, самоконтроля и самооценки, устойчивой мотивации к обучению, осознание своей идентичности как гражданина страны.

Метапредметные результаты:

- регулятивные: определение цели учебной деятельности, осуществление поиска средств её достижения, понимание причины ошибок, способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;

- познавательные: владение умениями работать с учебной информацией; анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы, способность решать творческие задачи, формировать развитие кругозора обучающихся;

- коммуникативные: готовность к сотрудничеству в коллективной работе, формирование коммуникативных навыков через работу в паре, группе (не соотнесено с содержанием урока), умение организовать учебное взаимодействие в коллективе, умение высказывать точку зрения, обосновывая ее.

Предметные результаты: определять в предложении обособленные определения разных видов, обозначать их графически, применять правила обособления определений

Воспитательный потенциал урока реализуется через:

- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организацию их работы с получаемой на уроке с информацией, высказывания обучающимися своего мнения;

- демонстрацию обучающимся примеров искренней любви к родине через подбор соответствующих текстов для чтения;

- применение на уроках интерактивных форм работы с обучающимися: групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся взаимодействию с другими обучающимися.

Целевая группа: учащиеся 8 классов

Форма проведения урока: интегрированный

Тип урока: урок изучения нового материала

Используемые методы обучения: словесный, поисковый, объяснительно-иллюстративный, эмоционального воздействия и убеждения

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа с раздаточным материалом

Межпредметные связи: краеведение, литература

Учебно-методическое обеспечение урока: выставка книг М.М. Пришвина («Золотой луг», «В краю непуганых птиц», «Лисичкин хлеб», «Рассказы», «Как заяц сапоги съел», «Кладовая солнца», «Глаза земли»)

Оборудование: учебник, проектор, доска, мультимедийная презентация, раздаточный материал

Практическая значимость мероприятия: реализация данного мероприятия позволит повысить и развить обучающихся интерес и бережное отношение к природе родного края

Ход урока

1. Оргмомент. Проверка готовности к занятию, создание благоприятного настроя на работу.

(на доске записан эпиграф: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину» М.М. Пришвин)

- С детства вы читали книги самых писателей. Некоторые писатели посвятили своё творчество природе. Можете назвать их имена? (Скребицкий, Бианки, Пришвин)

Михаил Михайлович Пришвин - писатель, замечательный фотограф, запечатлевший как в своих художественных произведениях, так и на фотографиях всё красоту нашей земли, как никто другой, учит любви к природе, умению ценить прекрасное в каждом миге.

Сегодня на уроке мы будем обращаться к его произведениям.

2. Актуализация.

- Давайте послушаем, как писатель описывает, будто рисует, Ладожское озеро:

«Светло по-прежнему, но мало-помалу становится призрачным. Призрачным становится этот оранжевый, освещенный притаившимся солнцем дым… Призрачным кажется след на воде от парохода, почему-то не исчезающий, но все расширяющийся и расширяющийся к исчезнувшему берегу. Призрачны все эти молчаливые люди, глядевшие на водную и небесную дорогу…»

(отрывок из очерка «В краю непуганых птиц»)

Работа с текстом. Вставляем пропущенные буквы, объясняем знаки препинания.

- Итак, в этом тексте с какой пунктограммой вы встретились? (со знаками препинания при обособленном определении, выраженном причастным оборотом)

3. Сообщение темы и постановка целей урока. Мотивация учебной деятельности (совместная постановка целей и задач урока с помощью создания проблемной ситуации).

- Но только ли причастный оборот может обособляться. Я предлагаю рассмотреть следующий пример. Давайте пройдемся по лесу, описанному Пришвиным, понаблюдаем за деталями его пейзажа.

Можно предложить карточку такого вида (в ней ученики обозначают определения и под диктовку записывают условия обособления)

Примеры

Условия обособления

А вот старая-престарая сыроежка, огромная, красная, и края завернулись от старости.

обособляются однородные нераспространенные определения, стоящие после определяемого слова.

В холодные дни на Кубре ещё встречаются на воде целые поляны белых цветочков, похожих на землянику.

обособляются распространенные определения, выраженные прилагательным с зависимым словом, стоящие после определяемого слова.

4. Изучение нового материала

А вот старая-престарая сыроежка, огромная, красная, и края завернулись от старости.

Вопросы:

- какие слова здесь выделены запятыми?

- какие это члены предложения?

- чем они выражаются?

- где стоят по отношению к определяемому слову?

Вывод – правило: обособляются однородные нераспространенные определения, стоящие после определяемого слова.

А вот еще одна примета пришвинского леса.

В холодные дни на Кубре ещё встречаются на воде целые поляны белых цветочков, похожих на землянику.

Вопросы:

- можно сказать, какой член предложения обособлен?

- чем он выражается?

- чем этот пример отличается от предыдущего?

- чем отличается от причастного оборота?

Вывод – правило: обособляются распространенные определения, выраженные прилагательным с зависимым словом, стоящие после определяемого слова.

Таким образом, что мы написали в первой колонке нашей таблицы? – примеры (записываем в первый столбик)

А что записали во втором столбике? – условия обособления (записываем во второй столбик)

- Таким образом, мы можем сделать какой вывод?

Обособленные определения могут быть выражены не только причастным оборотом, но и двумя или несколькими прилагательными либо прилагательными с зависимыми словами.

- А теперь откройте учебник на стр. 164, сравните вашу формулировку и формулировку учебника.

- Теперь и сформулируем тему урока и запишем в тетрадь.

5. Релаксационная пауза. Проведение физкультпаузы.

- Давайте покажем, как ветер качает верхушки сосен.

- Теперь изобразим размах крыльев белого журавля.

- Улыбнемся солнышку и помашем улетающим вдаль птицам.

6. Закрепление изученного материала.

Давайте ещё почитаем М. Пришвина.

Задание дублируется на экран. Ученики должны будут найти обособленные определения и объяснить, почему обособили.

1. Сегодня на рассвете одна пышная береза выступила из леса на поляну, как в кринолине, и другая берёза, робкая, худенькая, роняла лист за листком на темную елку.

2. Вот кочка, расчесанная лапками тетеревов.

3. И когда солнце стало порядочно греть на телеграфной проволоке, капли, большие радужные, начали падать на землю.

4. Над скошенной травой изредка перелетают белые бабочки.

5. Среди обгорелых от лесных пожаров в прошлом году деревьев сохранилась одна осинка, небольшая и пушистая.

6. Стволы сосен, чёрные от влаги, становятся вокруг нас.

 (В конце говорим ещё раз правило)

- Теперь обобщаем:

- о чем эти предложения? (о русской природе)

- какие качества души нужны человеку, чтобы написать эти строки? (наблюдательность, воображение, любовь к природе)

- а если человек так любит природу, так трепетно к ней относится, значит, он любит…? (Родину)

- а что значит – любить Родину? (оберегать, охранять природу, защищать)

- Об этом и писал М. М. Пришвин:

«Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Эти слова я и вынесла в эпиграф.

7. Итог урока. Рефлексия.

- Какую цель ставили в начале урока?

- Оцените, как усвоен материал:

· Я узнал…

· Я научился…

· Возникли трудности…

8. Домашнее задание.

Предлагаю и Вам рассказать о красоте нашего края. Выберите любую понравившуюся фотографию из предложенного раздаточного материала и составьте предложения, включив в него согласованные обособленные определения, чтобы у вас получилось художественное описание природы.

Источники:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287[Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920 (дата обращения 21.08.2023 г.)

2. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1025"Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"(Зарегистрирован 21.03.2023 № 72653) [Электронный ресурс]. –Режим доступа URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202303220006 (дата обращения 21.08.2023 г.)

3. Ладыженская Т.А. Русский язык. 8 класс: учебник для 8 класса общеобразоват.школы/ Т.А. Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2021;

4. Фефилова Г.Е. Русский язык. 8 класс. 1 полугодие. Планы-конспекты уроков/ Г.Е. Фефилова. – Ростов н/Д: Феникс, 2017.

5. Пришвин М.М. «В краю непуганых птиц»/ М.М. Пришвин. – М.: Вече, 2019;

6. Пришвин М.М. «Золотой луг»/ М.М. Пришвин. – М.: ГИДЛ, 1955.

Конспект с презентацией во вложении (zip, 577 Kb)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru