Остановись и ты в изумлении перед красотой...
Автор: Едунова Анна Размиковна, учитель русского языка и литературы, МБОУ "Чулковская СОШ" Скопинского района Рязанской областиУрок внеклассного чтения в 6 классе по произведению В.Н. Крупина "Сбрось мешок!"
Тема: «Остановись и ты в изумлении перед красотой...»
Тип урока: урок изучения нового материала (урок изучения литературного произведения).
Педагогические цели:
Обучающая: организовать учебную деятельность учащихся, направленную на усвоение ими содержания произведения В.Н. Крупина «Сбрось мешок!».
Развивающая: способствовать развитию у учащихся познавательного универсального умения действия анализировать различные объекты на материале урока, а также коммуникативные умения работать в группе.
Воспитывающая: создать условия для выработки у учащихся умения видеть прекрасное, для формирования интереса к познанию нового на материале урока.
Педагогические задачи. Организовать:
- знакомство учащихся с жизнью и творчеством В.Н. Крупина;- понимание учащимися темы и идеи произведения посредством анализа текста;
- практическую деятельность учащихся по отработке у них умения пользоваться новыми понятиями («красота внутренняя и внешняя»);
- контроль результатов самостоятельной учебной деятельности учащихся;
- рефлексивную оценку результатов деятельности учащихся.
Оснащение урока: раздаточный материал (таблицы), текст произведения, компьютер, колонки, проектор.
Ход урока
- Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке литературы.
Мотивация.
На фоне фильма о природе рязанского края учитель исполняет песню «ЛЮБИТЕ РОССИЮ»Музыка С. Туликова
Слова О. Милявского
Колышет березоньку ветер весенний,
Веселой капели доносится звон...
Как будто читает поэму Есенин
Про землю, в которую был он влюблен.
Про белые рощи и ливни косые,
Про желтые нивы и взлет журавлей.
Любите Россию, любите Россию,
Для русского сердца земли нет милей.
- О чём эта песня, фильм? (о родном крае, о природе, её красоте).
- Как вы думаете, почему я начала урок именно с этой песни и этого видеоряда? (ответы детей).
- Молодцы, ребята. Тема нашего урока звучит так: «Остановись и ты в изумлении перед красотой...» В.А. Сухомлинский.
- Что нам надо сделать? (Остановиться. Что значит «в изумлении?» - в восхищении, в удивлении).
- О какой красоте идёт речь? (мы не знаем).
- А что такое «красота»? (ответы детей).
- А вот что говорит нам словарь С.И. Ожегова...(слайд 2).
- Зачем останавливаться перед красотой? (чтобы не упустить что-то важное)
2. Актуализация.
Решение задачи.
- Ребята, я предлагаю вам решить задачу, она поможет вспомнить термины и понятия, необходимые на сегодняшнем уроке. Работать вы будете в парах. Давайте вспомним правила работы в группе (взаимопонимание, взаимопомощь, командная работа). Соедините стрелками термин и его определение.
1. Употребление слова в переносном значении на основании сходства одного предмета или явления с другим |
Олицетворение |
2.Основная мысль художественного произведения |
Композиция |
3.Построение художественного произведения |
Пейзаж |
4.Картина природы в художественном произведении |
Идея |
5.Устное народное творчество |
Фольклор |
6. Перенесение человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления |
Метафора |
Проверка.
Спасибо, ребята.
3. Этап развёртывания проблемы (стадия вызова).
Ребята, сегодня мы познакомимся с небольшим, но очень красивым рассказом русского писателя Владимира Николаевича Крупина. Родился он в Сибири на вятской земле. Любимые герои Крупина – простые крестьяне, умеющие выявить подлинную суть событий, сказать правду. Писатель уверен, что «детство сильнее всей остальной жизни»: «Одухотворённое слово, оно в тебе с детства, от бабушек, от матери, от реки и леса, от первых слёз...» «И никогда не надо было мне говорить: “Люби Родину!” Я вырастал среди такой красоты — жилищ, церквей, природы — что мне не нужно было объяснять красоту, она во мне уже была с детства. Мои родители, дедушки, бабушки – вот кто русские писатели, а я просто записчик», — говорит В. Крупин.
Это удивительный, на мой взгляд, человек и писатель. В настоящее время он живёт в Москве, работает в Академии живописи, преподаёт древнерусскую литературу. Он пишет рассказы, повести как для взрослых, так и для детей. У него удивительный дар! В рассказ, занимающий всего страницу, а то и меньше, он может вложить такой огромный смысл! Но в произведении нет ни одного лишнего слова, ни одного лишнего предложения. И в этом нам с вами придётся убедиться.
Рассказ, с которым я хочу вас познакомить на уроке, называется «Сбрось мешок!». (стадия осмысления)
- Что необычного в этом названии? (глагол в повелительном наклонении, слово «мешок»)- Как вы думаете, о чём речь в произведении с таким названием?
- Как вы думаете, что это? (показывает мешок, настоящий, увесистый)
- Мешок.
- Правильно. Сейчас мне понадобится ваша помощь (учитель вызывает 1 ученика). Представь, что тебе его надо куда-то отнести, как ты его понесёшь? (тяжёлый, громоздкий).
- На спине (согнулся под тяжестью, смотрю в землю).
- Можешь ты увидеть, например, багряное от заката небо, полёт птиц над верхушками деревьев?
- Нет, не могу, я несу его согнувшись.
- А что надо сделать, чтобы увидеть красоту природы?
- Сбросить мешок! (учащийся садится)
- Как вы думаете, ребята, чем может быть наполнен мешок? (полезным грузом – овощи, вещи, бесполезным – обиды, горести, заботы).
4. Направляемое чтение (анализ текста – оформление таблицы).
Прослушайте текст (читает).
Сбрось мешок!
В девках я здоровая была, наравне с парнями мешки таскала. Тятя жалел, да ведь десять ртов в семье жалость заглушат.
И вот, никогда не забыть, грузили баржу картошкой. С обеда начали, к вечеру ноги подгибаются. Парни мне стараются мешки поменьше наваливать, а все равно. Дождь шел, промокла я, продрогла, все прокляла. К вечеру дождь перестал. Тащу мешок, а тятя (он тоже грузил) говорит: «Варя, посмотри-ка какая красота». Я отвечаю: «Тять, как же я посмотрю, меня мешок к земле пригибает, только под ногами и вижу». - «Сбрось, говорит, мешок, успеешь натаскаться, а такое не увидь - и не увидишь. Коня, говорит, какого в радугу запрягли». Что такое, думаю. Сбросила тяжесть, разогнулась. И ровно в глазах воссияло. Думала - пожар.
Вятка красная. Радуга во все небо. А над радугой, как под дугой, солнышко, поглядела я - как будто умылась, дышать легче стало.
И вот, думаю, не обрати мое внимание отец на красоту, да раз, да другой, так слепой бы и прожила. А от него переняла и детям передала.
Помню, пошла с дочкой за земляникой. День хороший, солнце. В березняке я нашла маленькую полянку и обомлела. Зову дочку, чуть не шепотом, ровно кого спугнуть боюсь. Полянка вся в землянике, красным-красна, и на ней роса играет.
Дочка на голос прибежала, увидела, хлоп на колени - и рвать. Подожди, говорю, не убегут ягоды, ты полюбуйся. Она встала рядом, смотрела-смотрела и говорит: «Жалко, мама, ягоды трогать, давай просто так уйдем». Я засмеялась: «Милая ты моя! Ты красоту запомни, а пользу зачем упускать».
И вот чем закончу. У этой дочки своя дочь. Гуляем мы втроем в парке, она дочери говорит: «Смотри, Машенька, какие цветы». На руки взяла: «Смотри, Машенька, какие облака».
- Каковы ваши первые впечатления от услышанного? Назовите слова, которые выразят ваши чувства (ответы учащихся).
Путь героев к красоте
Кто кому? |
Как повлияла красота на героев |
Идея |
Отец – Варе: «Посмотри-ка, какая красота». «Сбрось мешок!». Тятя. |
Целительная сила красоты.
|
Сбрось мешок - и увидишь красоту. Человек, не замечающий красоту – слепой. |
Варя - дочери: «Подожди, не убегут ягоды, ты полюбуйся». Милая моя. |
Исчезает жадность, проявляется бескорыстие.
| |
Дочь – внучке Вари: «Смотри, какие цветы; смотри, какие облака». Машенька. |
Учит красоте с детства.
|
Вопросы к анализу текста и заполнение таблицы.
1 часть текста |
Лабораторная работа в группах: 1. От чьего лица ведётся повествование? Кто рассказывает историю своей жизни? (от лица пожилой женщины). 2. Что вы узнали о героине? (она из простого народа, тяжело работала наравне с мужчинами). 3. Что можно сказать о её речи? Вы слышали такую речь? От кого? Где? (речь простая, но певучая, красивая, таким языком говорит деревня, народ. Значит, устами героини передаётся народная мудрость, передаются вечные ценности). 4. Найдите в тексте доказательства просторечия («в девках», «всё прокляла», «тащу мешок», «тятя», «не увидь»). 5. Ребята, а знаете ли вы, как звучало слово «красивый» на Руси? («красный»). 6. Что заставило героиню сбросить мешок? (заинтересовавшие слова отца). 7. Какое слово передаёт восхищение, удивление героини? («воссияло»- вносит праздничность, торжественность, возвышенную интонацию в рассказ героини). Заполнение первой строки в таблице. |
- Ребята, давайте разберёмся, что такое красота внутренняя и внешняя. Мне нужны 2 помощника (с карточками становятся у доски). И ещё я раздам вам фотографии, если на фото красота внешняя, вы идёте в одну сторону, если внутренняя, то в другую (обсуждение спорных моментов). Спасибо, можете присаживаться.
2 часть текста |
Фронтальная работа: 1. Что увидела Варя такое, что «в глазах воссияло»? 2. Как подействовала нерукотворная красота на Варю? (как будто умылась, дышать легче стало. Автору удается разбудить наши сердца. Казалось бы, мимолетное явление – радуга над рекой. Она не накормила, не высушила одежду, но в ней оказалась огромная целительная сила). 3. Почему родился такой поэтический образ «коня в радугу запрягли»? (радуга – дуга, солнце – голова рыжего коня). 4. Как называется это средство выразительности? (метафора). 5. Как подействовала красота на девочку – дочь Вари? (исчезла жадность, пришло бескорыстие. Красота изменяет нас, делает лучше, добрее и чище). 6. А в этом отрывке, какое народное слово передаёт состояние очарования? («обомлела» - т.е. так удивилась, что застыла в изумлении). Заполнение второй строки в таблице самостоятельно. |
3 часть текста |
1. Как называет Варя отца? («Тятя»). Как обращается Варя к дочери? (Милая моя). Как называет мама дочь? («Машенька»). 2. Что объединяет три поколения семьи? (забота, ласка, нежность, добро и чувство прекрасного). 3. Что передаётся в этой семье из поколения в поколение как сокровище? (умение видеть красоту). 4. Подумайте и скажите, какой вырастет Машенька, внучка Вари? (доброй, внимательной к людям, ласковой). Заполнение третьей строки в таблице. |
6. ФИЗМИНУТКА. Представьте себе, что вы, как и героиня, весь день носили мешки, вы, согнувшись под дождём и ветром силой воли удерживали себя на ногах (дети согнулись, сжались, ёжатся). И вдруг у вас в глазах «воссияло», вы увидели красоту закатного неба, огромную разноцветную радугу над рекой и рыжий шар солнца под ней! (дети распрямляют спины, разводят руками). Вы замерли в удивлении (изображают удивление). И поспешили передать своё восхищение другому человеку (смотрят друг на друга, улыбаются).
7. Осмысление текста.
- Ребята, с каким автором мы сегодня познакомились? С каким произведением?- Чтобы общая картина произведения стала совсем ясной, предлагаю ещё раз посмотреть на таблицу.
- Что мы видим в первом столбце? (из поколения в поколение передаётся умение замечать красоту).
- Что мы видим во втором столбце? (Как красота влияет на героев, делает их лучше, чище и добрее).
Заполняем третий столбец:
- Как увидеть прекрасное вокруг себя? (отринуть заботы, тягости жизни и смотреть во все глаза).
Сбрось мешок - и увидишь красоту. Человек, не замечающий красоту – слепой.
- Что нового вы узнали о красоте, какой она бывает? (внешняя/внутренняя – красота души).
- Ребята, давайте вернёмся к теме урока и подумаем, зачем
В.А. Сухомлинский просит нас остановиться перед красотой? (дети ещё раз формулируют идею и вывод).
Спасибо, ребята.
8. Обсуждение домашнего задания.
- К кому обращается Владимир Николаевич Крупин, говоря «Сбрось!»? (ко всем нам).
- Правильно, ребята. На улице весна, природа пробуждается к жизни. Я хочу, чтобы вы, когда пойдёте на прогулку с родителями, бабушками и дедушками, братьями или сёстрами, помогли им увидеть красоту окружающего нас мира. Обратите их внимание на обычные вещи, которые делают нашу жизнь необыкновенной.
9. Рефлексия.
- Ребята, хочу вас попросить продолжить слова Василия Александровича Сухомлинского. Вспомним, что он сказал: «Остановись и ты в изумлении перед красотой...» - и что тогда?
Литература
1. Крупин В.Н. Лёгкие облака: книга о родине (Антология вятской литературы. — т. 12). — Киров: О-Краткое, 2010. — 400 с.2. Крупин В.Н.Босиком по небу. Книга для детей и взрослых. — М.: Сибирская Благозвонница, 2011.
3. Крупин В.Н.Книга для своих. — М.: Институт русской цивилизации, 2012.
4. Интервью с писателем. Источник https://vk.com/video68505862_166362178 (20.10.2017)
5. Интервью с писателем. Источник http://www.youtube.com/watch?v=sp6d3ztf07s (20.10.2017)
6. Интервью с писателем. Источник http://www.youtube.com/watch?v=E5Dvqn5hF-A (20.10.2017)
7. Интервью с писателем. Источник http://www.pravmir.ru/russkij-pisatel-vladimir-krupin-video (20.10.2017
Вложение содержит архив с презентацией (zip, 392KB)
Скачать вложение