Преподавание русского языка в классах с полиэтническим составом учащихся
Автор: Фетисова Екатерина Яковлевна
Настоящие методические рекомендации предназначены для педагогов, работающих в классах с полиэтническим составом учащихся, и ориентированы на оказание помощи учителям-словесникам в преподавании русского языка в поликультурной образовательной среде.
В последнее десятилетие значительно усилился приток в Россию мигрантов – выходцев из стран ближнего и дальнего зарубежья. В связи с этим актуальной становится проблема преподавания в классах с полиэтническим составом учащихся. Особенность таких классов – одновременное обучение детей разных этнических групп. Основные трудности, возникающие у детей мигрантов в процессе обучения, связаны с языковым барьером. Ответственность за адаптацию таких детей ложится, как правило, на плечи учителя-словесника, ведь русский язык является не только учебным предметом, но и средством обучения, а главное – средством социализации ребёнка в новом для него коллективе, в обществе. Полиэтническое пространство класса требует от учителя выработки новых принципов и моделей организации образовательного процесса, поиска наиболее эффективных в данных условиях средств и методов обучения. Но профессиональная подготовка русиста не включает в себя методику преподавания русского как иностранного (РКИ) и русского как неродного (РКН). Специальных знаний для работы с детьми в условиях полиэтнической среды учитель не имеет. Тем не менее, в классе занимаются дети с самыми разными уровнями владения русским языком. Задача учителя в этой ситуации - организовать учебный процесс таким образом, чтобы учесть интересы как русскоязычных детей (зачастую процесс обучения в таких классах замедляется, снижается его качество), так и детей-инофонов, давая им возможность достойно участвовать в нём.
Полный вариант статьи во вложении (doc, 335KB)
Полный вариант статьи во вложении (doc, 335KB)
Скачать вложение