РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Профессия - строитель

Автор: Потапова Лариса Николаевна, учитель русского языка и литературы ОГБОУ «Школа №10», г. Рязань

Методическая разработка урока развития речи в 6 классе. Урок посвящен знакомству с профессией строителя.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Цели урока:

  • формирование умения выражать свои мысли в устной и письменной форме;

  • обогащение словарного запаса учащихся;

  • совершенствование навыков развития речи;

  • способствование расширению знаний учащихся о профессии строителя.

Задачи урока:

1)    Воспитательные:

  • воспитывать интерес к профессии строителя;

  • познакомить учащихся с профессией строителя.

2)    Развивающие:

  • создать условия для развития творческих способностей учащихся;

  • способствовать формированию познавательных потребностей и интересов учащихся.

3)    Обучающие:

  • расширение знаний учащихся о профессии строителя;

  • осуществление метапредметной связи;

  • повторение сведений по теории написания сочинений.

Планируемые результаты:

Предметные умения: формирование научного типа мышления, развитие различных видов речевой деятельности, отработка навыков самостоятельной и групповой работы, увеличение словарного запаса, развитие умения свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).

Личностные: формирование у учащихся готовности и способности к саморазвитию и личностному самоопределению, формирование их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, способности ставить цели и строить жизненные планы.

Познавательные УУД: поиск информации в различных источниках, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, ориентирование в своей системе знаний, умение делать предварительный отбор источников информации, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт, информацию, полученную на уроке, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные УДД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого поведения, умение оформить свою мысль в устной и письменной форме, умение слушать и понимать высказывания собеседника.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, учиться работать по предложенному плану, учиться отличать верно выполненное задние от неверного, учиться совместно с учителем и другими учениками давать элементарную оценку деятельности на уроке.

Межпредментные связи: литература, русский язык.

Оборудование: компьютер, проектор,  мультимедийная презентация.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Ход урока

Организационный момент  (слайд № 1,2).

Слово учителя.

Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Думаю, сегодняшний урок обогатит вас новыми знаниями,  и вы получите удовольствие от совместной работы.

Начать занятие я хочу строками В.В. Маяковского :  «У меня растут года – будет и семнадцать. Где работать мне тогда, чем заниматься?»

Настанет время, и вам придётся сделать один  из важнейших жизненных шагов – выбрать профессию по душе. Я думаю, вы догадались , о чём мы будем сегодня вести наш разговор.

Ответ ученика.

Да, наш урок развития речи необычный, мы посвятим его знакомству с профессией.

Целеполагание.

Слово учителя.

Ребята, сейчас я прочитаю стихотворение, а вы подумайте, каким стихотворным размером оно написано? О какой профессии в нем говорится?

Не похож он на героя

И не пишут книг о нем,

Но зато он город строит,

Тот, в котором мы живем.

О какой профессии мы будем говорить на нашем уроке?

Ответ учащихся.

Строитель, о профессии строителя (слайд № 3).

Выступление заранее подготовленных учеников. Учащиеся дают краткую характеристику профессии строителя.

Первый ученик.

Профессия строителя появилась вместе с человеком. Древние люди обустраивали свое незамысловатое жилье таким образом, чтобы было сухо и в жилище не могли попасть дикие звери.

Второй ученик.

Шли столетия. Человек для строительства применял разные материалы, стремился усовершенствовать свое жилище, сделать его уютным, теплым. Народы нашей страны испокон веков использовали древесину для строительства жилья, для изготовления предметов домашнего обихода и других изделий. Первые заводы в России, вырабатывающие лесоматериалы, были построены в начале восемнадцатого века.

Третий ученик.

Дом на Руси называли избой. Рубили ее из бревен. И все, что было в избе, тоже было сделано искусными руками плотника.

Четвертый ученик.

Время безжалостно уничтожило деревянные строения. Пожары, во время которых выгорала половина зданий города, были частым явлением. Но уцелели белокаменные соборы и церкви. Из камня стали строить больше, хотя камень был дорогой.

Пятый ученик.

С незапамятных времен строитель стал «историком, географом» - ведь это его усилиями возводятся города, реки начинают течь по новым руслам, земля изменяет свой вид.

Слово учителя  (слайд № 4).

Мы совершили небольшой экскурс в профессию «строитель».  Предлагаю вам  вспомнить названия специальностей, которые требуются на стройке.

На ваших партах лежат карточки с названиями специальностей, которые требуется на стройке,  и толковые словари. Пользуясь словарями, дайте определение этим специальностям.

Дети находят определение в  словарях, записывают в карточки, затем зачитывают ответы.

Арматурщик –

Бетонщик –

Кровельщик –

Плотник –

Отделочник –

Штукатур –

Маляр –

Крановщик –

Слово учителя (слайд № 5).

Предлагаю вам игру «Скороговорки».

На интерактивную доску выводятся тексты скороговорок. Дается время на тренировку. Учащиеся соревнуются в произнесении скороговорок.

Кровельщик Кирилл

Криво крышу крыл.

Перекрыть крышу

Пригласили Гришу.

Щипцы да клещи –

Вот наши вещи.


Каков мастер,

Такова и работа.

 

Слово учителя (слайд № 6).

Сейчас я зачитаю отрывки из литературных произведений о стройке и строителях, а вы  отгадаете  названия произведений и их авторов.

«Он вот уже несколько дней был занят постройкой.

Натаскал камней, намесил глину и теперь не спеша строил себе  надежный прочный дом, в котором можно было бы укрыться от ветра, дождя и мороза.

Он сделал в доме тяжелую дубовую дверь с засовом, чтобы волк из соседнего леса не мог к нему забраться».

Правильный ответ (слайд № 7).

Английская сказка в обработке С. Михалкова «Три поросенка».

Следующее задание (слайд № 8).

«Мальчик вышел на улицу с ведром известки и длинной кистью. Он окинул взглядом забор, и радость в одно время улетела у него из души, и там воцарилась тоска… Со вздохом обмакнул он кисть в известку, провел ею по верхней доске, потом проделал тоже самое с новой и остановился: как ничтожна белая полоска по сравнению с огромным пространством некрашеного забора!».

Правильный ответ (слайд № 9).

М. Твен «Приключения Тома Сойера».

Последнее задание  (слайд № 10).

«… Приняв решение, он взялся за работу. Он был очень хорошим плотником, мастером на все руки.

Надо сказать, что Пуговка был очень маленького роста и очень худенький, и дом ему нужен был совсем небольшой. Он его и построил совсем маленьким – умещались в нем только он сам, молоток и рубанок. А  вот пила уже не помещалась – ее пришлось повесить на гвоздь снаружи возле двери. Над входом Пуговка написал свое имя».

Правильный ответ.

Дж. Родари «Пуговкин дом» (слайд № 11).

Работа в микрогруппах.

Слово учителя (слайд № 12).

Предлагаю вам заполнить таблицу,  используя карточки. Затем  проведем  самопроверку, правильные ответы будут показаны на экране.

     

Названия профессий

Что делает человек данной профессии

Техника и инструменты

1.

разрабатывает, чертит

чертеж, карандаш, линейка

2.

выкладывает

кирпич, мастерок, цемент

3.

управляет, поднимает, опускает

подъемный кран, плиты, блоки

4.

накрывает

крыша, железо, шифер, черепица

5.

штукатурит, обмазывает

стены, мастерок

6.

красит, белит

валик, кисть

7.

рубит, пилит, строгает, забивает, изготавливает

топор, пила, молоток, рубанок

8.

устанавливает, ремонтирует

водопроводные, канализационные трубы

9.

меняет, чинит

провода, плоскогубцы, электричество

Слова подсказки:  архитектор, крановщик, каменщик, штукатур, кровельщик, маляр,  плотник, электрик, сантехник. 

Проверка (слайд № 13).

Физкультминутка (слайд № 14).

Слово учителя.

Таблица помогла нам повторить специальности и подготовиться к написанию мини-сочинения. Вспомним памятку «Как работать над сочинением». Она есть в ваших тетрадях  и на экране (слайд № 15).

Как работать над сочинением.

1. Конкретизируйте тему сочинения и определите его основную мысль.

2. Подумайте: кого, в чем и как вы будете убеждать своим сочинением.

3. Соберите или отберите необходимый материал.

4. Определите, какой тип речи (повествование, описание, рассуждение) будет основным в вашем сочинении.

5. Подумайте об особенностях стиля сочинения (например, художественный, публицистический  и др.).

6. Продумайте план сочинения.

7. Напишите черновик сочинения, затем после проверки и исправлений перепишите его.

Слово учителя (слайд № 16).

Предлагаю вам  выбрать понравившуюся тему   и написать мини-сочинение.

Темы сочинений:

1. Я выбираю профессию строителя.

2. Почему я хочу стать строителем?

3. Чем интересна профессия строителя?

Слово учителя (слайд № 17).

Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки. За правильные ответы вы получаете очки, а победителя, набравшего наибольшее количество очков, ждет приз.

Бьют Ермилку по затылку,

Он не плачет, только носик прячет. (гвоздь)

 

Кланяется, кланяется,

Придет домой – растянется. (топор)

 

У них тяжелый труд:

Все время что-то жмут. (тиски)

 

Он одет в комбинезон,

Красит рамы, стены.

Он и пол, и потолок

В доме красить нам помог. (маляр)

 

Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски.

Потом окрашенной косичкой

По стенке водит невеличка. (кисточка)

 

Я велик и вот громадную

Многопудовую плиту

Я словно плитку шоколадную,

В миг поднимаю в высоту. (подъемный кран)

 

Подводятся итоги викторины.

Рефлексия (слайд № 18).

Проанализируйте свои сочинения.

Кого из вас заинтересовала профессия строителя?

Что нового вы узнали об этой профессии?

Домашнее задание: составить небольшой рассказ о  профессии, которая вам интересна.

Слово учителя.

Ребята, спасибо за работу. Я искренне надеюсь, что наш сегодняшний урок поможет вам в выборе будущей профессии.

Литература:

1. Мискарян Е.В.  Азбука профессий. Строитель/ Е.В. Мискарян. – Москва:  Формат М, 2012. -208с.

2. Алябьева Е.А.  Поиграем в профессии  Занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет/ Е.А. Алябьева – Москва: Сфера, 2016.-127с.

3. Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях: методическое пособие/  Т.А. Шорыгина – Москва, 2015. -128с.

4. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 72500 слов и 7500 фразеол. выражений/ Российская АН. Ин-т рус. яз.; Российский фонд культуры. – Москва: Азъ Ltd., 1992. – 960 с.

Полный вариант статьи и презентация к занятию во вложении (zip, 3MB)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru