Развитие речи у детей с ОВЗ на уроках русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС
Автор: Иванова Светлана Валентиновна, учитель русского языка и литературы ОГБОУ «Школа №10» г. РязаниОсновной контингент школы №10 – это дети с ОВЗ, среди которых обучающиеся с ТНР (тяжёлыми нарушениями речи), но с сохранным интеллектом и относительно сохранным слухом составляют большинство. Речевые нарушения у таких детей, проявляющиеся в несформированности языковых средств, тяжело поддаются коррекции. Цель учителя-словесника в условиях перехода на ФГОС – разработать эффективные методы и приёмы, позволяющие обучающимся овладеть нормами русского литературного языка, грамматического строя речи, а также сформировать навыки выразительного чтения.
Как один из ведущих учебных предметов образовательной школы, литература вооружает школьников широкими возможностями познания мира и человека. Но первой ступенькой в большой мир литературы является чтение. В силу специфики школы мне часто приходится сталкиваться с таким нарушением у детей, как дислексия – частичное расстройство процесса овладения чтением. Это нарушение оказывает отрицательное влияние на весь процесс обучения ребенка в школе, на его психическое и речевое развитие. Ограниченный словарь и недостаточно развитые грамматические обобщения вызывают трудности понимания прочитанного. В работе с такими детьми я отвожу важное место словарной работе и даю задания такого типа:
1. Подбери синонимы (к отдельным словам текста)
2. Найди слова, обозначающие действия (цвет, форму и так далее)
3. Закончи взятое из текста предложение по памяти.
4. Найди предложения, в которых заключен основной смысл.
5. Придумай заглавие к данному тексту (отрывку) и так далее.
На уроках литературы я стараюсь применять самые разнообразные виды чтения. При этом много времени уделяю орфоэпии, дикции. Добившись от учащихся правильного, безошибочного чтения, я перехожу к следующему этапу – выразительному чтению. Начинаю с самого простого требования: соблюдать знаки препинания, которые расчленяют фразу на части. Внимание к знакам препинания закладывает основу для правильного понимания и воссоздания смысла читаемого. Смысловая и эмоционально-образная выразительность взаимосвязаны.
Еще одним видом работы по совершенствованию связной живой речи учащихся является устный пересказ. Обучение устному пересказу связано с составлением плана, упражнениями по орфоэпии, стилистике. Сжатому пересказу приходится долго и кропотливо учить, начиная эту работу на материале малых по объему произведений или отдельных эпизодов из них. В процессе обучения пересказу ведется трудоёмкая работа по усовершенствованию речи учеников. Исправляются недочёты в произношении слов, построении фраз и тому подобное. В эту работу я стараюсь вовлекать весь класс. От детей требуется внимательно следить за речью отвечающего, отмечать допущенные им ошибки и быть готовыми сделать конкретные замечания. Это благотворно сказывается на развитии ребят: содействует обострению их внимания, привитию навыков грамотной речи и воспитанию корректности.
Устный пересказ предваряет работу по письменному изложению и сочинению, и чем грамотнее будет устная речь учащихся, тем меньше ошибок они будут допускать в письменной.
Например, в ходе изучения синтаксиса я также работаю над развитием речи учащихся, формируя указанные в программе умения и навыки. На самом первом уроке, объясняя понятие «предложение», предлагаю детям заменить предложение одним словом.
Например:
- Наступает утро (Светает).
- Настал вечер (Вечереет).
- Мороз стал сильнее (Подморозило).
Таким образом, по сравнению с начальными классами, у детей совершенствуются знания о понятии «предложение». Они начинают понимать, что законченную мысль можно выразить с помощью одного слова.
Обучение синтаксису – это период постоянной работы над выразительным чтением и произношением. Это обучение интонации, соответствующей точке, вопросительному и восклицательному знакам в конце предложения. Систематическая работа над выразительным чтением не только повышает культуру устной речи, но и формирует прочные пунктуационные навыки.
Развитие речи у детей с ТНР на уроках русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС невозможно без формирования универсальных учебных действий, позволяющих обучающимся успешно усваивать знания. Предлагаю некоторые виды заданий, которые я часто использую в своей работе.
Виды заданий для формирования УУД
Познавательных:
1. Напиши сочинение-миниатюру «Мои первые достижения».
2. Замени сочетание существительное + существительное на сочетание существительное + прилагательное: следы лыж, узоры мороза, королева снега, фигура льда и т.д.
3. Подбери синонимы (антонимы) к слову искусный.
4. Исправь ошибки:
Меню:
Бульон куринный
Котлеты свинные
Паштет гусинный
Кисель клюквеный
Коврижка ржанная
Коктейль витаминый
Пирог тыквенный
5. Закончи предложение, чтобы получилось а) простое и б) сложное предложения:
Подул ветер и …(сразу закончился, начался дождь). В каком предложении нужна запятая?
6. Сравни словосочетания и определи, в каких из них прилагательное употреблено в прямом значении, а в каких – в переносном: золотое украшение – золотое сердце, каменный дом – каменный взгляд, серебряная ложка – серебряный смех, придумай парные словосочетания со словами железный, алмазный, жемчужный.
7. Составь схему-опору «Правописание не с существительными и прилагательными».
8. Укажи ряд, где все прилагательные пишутся с нн
а) иностра…ый, тума…ый, ржа…ой;
б) берест…ой, водя…ой, земля…ой;
в) соломе...ый, време…ый, карма…ый.
9. Работа со словарями. Объясни значение фразеологических оборотов мышиная возня, длинный язык, за каменной стеной. Составь с ними предложения.
Коммуникативных:
1. Групповая работа по составлению кроссворда на тему «Персонажи комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
2. Работа в паре. Придумайте и запишите диалог на тему «Разговор по телефону». Озвучьте его.
3. Групповое задание. Сделайте презентацию к литературному произведению, сопровождаемую цитатами из него.
Я считаю, что развитие речи у детей с ОВЗ невозможно без использования педагогом в своей работе таких эффективных методов и приёмов, как синквейн, чтение с остановками, этический диалог. Обучение чтению, письму, устной речи и аудированию должно производиться на всех уроках. Учителя математики, биологии, истории и других предметов, работая в тесной связке со словесниками, могут добиться нашей общей цели – усвоению учащимися коммуникативной функции языка, т. е. умению адекватно использовать и воспринимать устную и письменную речь.
Скачать вложение