РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Синтаксический разбор простого неосложненного предложения

Автор: Новичкова Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы ОГБОУ "Центр образования "Дистанционные технологии" г.Рязань

План-конспект урока по русскому языку в 11 классе

Технологическая карта урока

Тема урока

Синтаксический разбор простого неосложненного предложения

Тип урока

урок обобщения и систематизации

Класс

11

Цель и задачи урока

Цель: совершенствовать умение производить синтаксический разбор простого неосложненного предложения.

Задачи:

1) Образовательные: систематизировать знания о простом предложении через навык синтаксического анализа предложения; учить ставить учебную задачу; анализировать речевой материал; разделять общее от частного.

2) Развивающие: развивать речь, универсальные учебные действия обучающегося.

3) Воспитательные: воспитывать самостоятельность, доброжелательное отношение, прививать интерес к русскому языку.

Методы и приемы обучения

Словесный метод (беседа), практический метод (выполнение заданий, интерактивное тестирование), наглядные (просмотр видеороликов), приём кластер

Формы работы

Индивидуальная

Основные термины и понятия

синтаксис, синтаксический разбор, план разбора простого неосложненного предложения, односоставное предложение.

Планируемые образовательные результаты

Личностные: совершенствование своих умений, развитие познавательных и учебных мотивов.

Предметные: обобщение знаний о простом неосложненном предложении через синтаксический разбор предложения; умение производить синтаксический разбор простого неосложненного предложения, умение выделять существенную информацию из текста.

Метапредметные: способность определять цель учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты, способность правильно излагать свои мысли.

Оборудование урока

Учебник “Русский язык. 10-11 класс” Н.Г. Гольцова и др., мультимедийная презентация, включающая иллюстрации, портрет Есенина, видеоролики, интерактивные задания; виртуальная доска realtimeboard, компьютер. Урок проводится с использованием программы Skype

Образовательные ресурсы

Использованные методические пособия:

1) Н.Н. Будникова “Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина” (10-11 классы) - М.: ВАКО, 2014

2) С.А. Есенин: проблемы творчества, связи. Межвузовский сборник научных трудов - Рязань: Изд-во РГПУ, 1995

Интернет-ресурсы:

1) сайт “Сергей Есенин - лучшие стихотворения”,

2) приложение LearningApps.org,

3) продукты Google Docs (презентация, электронная тетрадь, таблица),

4) видеоролик стихотворения С.Есенина “Вот оно, глупое счастье…”, видеоролик Сергей Безруков “Закружилась листва золотая”,

5) генератор ребусов .

Организационная структура урока


Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

УУД

1. Организационный момент

Настроить обучающегося на работу

Приветствует ученика

Приветствует учителя, контролирует готовность к уроку

Личностные: мобилизация внимания, уважение к учителю.

Регулятивные: самоконтроль. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем

2. Теоретическая разминка

Подвести к теме урока

Задаёт задание

выполняет задание

Регулятивные: осуществление самоконтроля.

3. Мотивация учебной деятельности. Постановка цели и задач урока

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес к учебной деятельности

Задает вопросы, помогает ученику сформулировать тему, цель и задачи урока

Отвечает на вопросы учителя, обсуждает их, разгадывает ребус. Формулирует цель урока, намечает план достижения цели

Регулятивные: целеполагание; планирование, умение слушать в соответствии с целевой установкой.

Познавательные: самостоятельное формулирование цели, Коммуникативные: взаимодействовать с учителем

4. Актуализация знаний

Выявить уровень знаний и систематизировать их.

Задает вопросы, направленные на выявление уровня знаний о писателе и его произведениях, делает вывод

Отвечает на вопросы

Личностные: осознание своих возможностей.

Регулятивные: умение регулировать свои действия.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем

5. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащегося к обобщенной деятельности

Обобщить и систематизировать материал по простому предложению через составление схемы- кластера

Разбирает предложение

Выделяет главное в устной речи учителя, записывает и систематизирует услышанное

Познавательные: извлекать необходимую информацию из прослушанного, структурировать знания.

Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

6. Применение знаний и умений в новой ситуации

Отработать умения по синтаксическому разбору простого предложения

Организует работу ученика

Даёт характеристику предложения по схеме

Познавательные: умение организовывать свои действия согласно плану и выработанной схеме.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли

7.Физминутка

Охрана здоровья ученика

Организует паузу

Выполняет действия

Личностные: умение применять правила охраны своего здоровья

8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Проконтролировать учебные навыки по синтаксическому разбору предложения,

подготовить к умению выделять проблему текста, комментировать ее и выражать позицию автора

Организует самостоятельную работу по заданию.

Организует обсуждение по содержанию текста.

Подводит к выводу, контролирует правильность выполнения задания.

Применяют знания на практике, анализируют произведение, учатся рассуждать, формулировать проблему, позицию автора, выполнять самостоятельно задания

Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли

Познавательные:

умение анализировать произведение и извлекать нужную информацию

9. Информация о домашнем задании, инструктаж его выполнения

Организовать обсуждение и запись домашнего задания

Делает инструктаж домашнего задания

записывает домашнее задание

Регулятивные: умение понять задание.

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем.

10. Рефлексивная деятельность

1) Организовать самооценку ученика собственной учебной деятельности.

2) Подвести итог проделанной работы на уроке.

Организует рефлексию, оценивает ученика

Анализирует свою деятельность на уроке. Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносит цель и результаты, степень их соответствия

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.

Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: осознавать успешность своей деятельности.


Урок проводится через программу Skype в режиме реального времени с использованием Интернет-технологий: виртуальной доски realtimeboard, приложения LearningApps.org, продуктов Google Docs (презентации и электронной тетради)

Ход урока

1. Организационный этап

Приветствие ученика.

- Рада видеть тебя на уроке русского языка. Открываем тетрадь и записываем число и классная работа. (Учитель посылает ссылку ученику через Skype на презентацию, в Google-документах). Тему урока я тебя сейчас не скажу, ты ее попытаешься сформулировать сам после небольшой теоретической разминки, которая подведет тебя к теме нашего сегодняшнего урока.

2. Теоретическая разминка «Верно или неверно»

В презентации нажимаем на «Теоретическая разминка», появляется ссылка, переходим по ней на виртуальную тетрадь ученика, где дано задание: в пустые графы напротив утверждений написать: верно или неверно.

№

Утверждения

Верно или неверно

1

Предложение - основная единица синтаксиса, средство формирования, выражения и сообщения мысли, передачи эмоций.


2

Предложение выполняет номинативную функцию.


3

По числу грамматических основ предложения делятся на простые и сложные.


4

Предложения по цели высказывания бывают восклицательные и невосклицательные.


5

Предложения по эмоциональной окраске бывают распространенные и нераспространенные.


6

В простых предложениях одна грамматическая основа, а в сложных - две и более грамматических основ.


7

Дополнение, определение, обстоятельство - главные члены предложения.


8

Простое предложение может быть осложненное и неосложненное.


9

Односоставные предложения являются неполными.


3. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка цели и задач урока

- На какую тему были вопросы? (простое предложение)

- Какой раздел науки изучает предложение? (синтаксис) (ребус)

- Как называется разбор предложения по членам? (синтаксический разбор)

- Итак, тема сегодняшнего урока «Синтаксический разбор простого неосложненного предложения». Исходя из темы урока, поставь цель и задачи.

4. Актуализация знаний

- Что ты помнишь по этой теме? Назови слова, понятия, которые относятся к этой теме. (Учитель записывает)

- В конце урока ты дополнишь эту запись понятиями. Для чего нужно уметь выполнять синтаксический разбор предложения?

- В нашей речи большое количество синтаксических конструкций. Их подробный анализ позволит не просто использовать готовые речевые клише (шаблонные фразы), но и создавать свои собственные. Таким образом, речь становится разнообразнее и интереснее. Например, одной из особенностей художественного стиля Есенина, которому 3 октября исполнилось 120 лет со дня рождения, «является наличие у него разнообразных синтаксических конструкций. В есенинской лирике встречаются интересные словосочетания, предложения всех типов (простые и сложные) с разнообразными видами синтаксических связей» [2]. Мы сегодня будем рассматривать простые предложения на примерах из стихотворений Есенина.

5. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Составление схемы-кластера анализа простого предложения

- На экране презентации представлена схема характеристики простого предложения. Я сейчас буду разбирать предложение. Твоя задача - заполнить эту схему терминами. Будь внимательным, от правильности выполнения этого задания будет зависеть правильность выполнения практического упражнения.

Предложение: «Творчество Есенина неразрывно связано с Рязанщиной».

1) По цели высказывания это предложение повествовательное, потому что цель высказывания - сообщение. Если в предложении выражается воля говорящего, побуждающая кого-либо к действию, то это предложение будет побудительным. Если к предложению добавить слово-вопрос, например, «почему», то предложение по цели высказывания станет вопросительным, потому что будет содержать вопрос.

2) По эмоциональной окраске это предложение невосклицательное. Но есть и восклицательные предложения, которые отображают эмоции (чувства) говорящего.

3) По характеру грамматической основы это предложение двусоставное, т.к. грамматическая основа выражена и подлежащим, и сказуемым. Но бывают и односоставные предложения. В них есть только один главный член.

4) По наличию второстепенных членов это предложение распространенное. Если бы в нем не было ни одного дополнения, определения или обстоятельства, то предложение считалось бы нераспространенным.

5) По полноте состава это предложение полное. Неполные простые предложения чаще всего используются в диалоге или в составной части сложноподчиненного предложения.

6) По наличию осложняющих членов простые предложения бывают осложненные (однородными членами предложения, обособленными членами, уточняющими членами предложения, обращениями, вводным словом) и неосложненные. Это предложение неосложненное.

Проверка заполнения схемы

Затем ученик вспоминает порядок разбора простого предложения (учебник на с.246-247)

6. Применение знаний и умений в новой ситуации

- Теперь мы будем тренироваться использовать полученные знания на практике.

- 1) На экране презентации слова из строчек Есенина, все они уже стоят в нужной форме, необходимо составить предложение, дать характеристику по схеме.

Закружилась в розоватой воде листва золотая на пруду…

7. Физминутка

- Но сейчас мы отвлечемся на небольшую музыкальную паузу, прослушаем это стихотворение в исполнении известного актера Сергея Безрукова. Слушай внимательно, там есть эти строчки. (Учитель включает видеоролик: Сергей Безруков “Закружилась листва золотая”

- Какие чувства вызвала эта песня на стихи Есенина? (покой, радость, умиротворение)

Применение знаний и умений

- Как же это предложение звучит у Есенина? Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду. (Повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, полное, неосложненное)

2) Интерактивное упражнение с выбором правильного ответа. (Ученик переходит по ссылке http://learningapps.org/display?v=pf5gc9d1501, делает демонстрацию экрана и выполняет задание)

8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

1)Самостоятельная работа

- Списать предложение, сделать полный синтаксический разбор

Этой грусти т_перь не ра_сыпать

Звонким смех_м д_лёких лет.

2)Работа с виртуальной доской realtimeboard. (Ученик переходит по ссылке на виртуальную доску).

Задание: составь схемы предложений и изобрази графически каждый член предложения.

1)Выткался на озере алый свет зари.

2)По пруду лебедем красным плавает тихо закат.

Подготовка к ГИА

- Какое художественное средство С.Есенин использует в последнем предложении? Эти строчки из замечательного стихотворения Есенина «Вот оно, глупое счастье». Прослушай его и подумай, какую проблему поднимает поэт в этом стихотворении? (Учитель включает видеоролик «Вот оно, глупое счастье» С. Есенин)

- Сформулируй проблему, поднятую автором в этом стихотворении. Прокомментируй ее. Какова позиция автора?

- Что же такое счастье? Этот вопрос остается для размышления на дом.

9. Информация о домашнем задании, инструктаж

Домашнее задание: написать небольшое сочинение-рассуждение на тему «Что такое счастье?»

10. Рефлексия (подведение итогов занятия). Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

- Итак, вспомним тему нашего урока.

- А сейчас вернемся к нашей записи терминов по теме. Какими понятиями ты можешь дополнить этот список?

- Вспомни цель урока. Достиг ли ты её?

Продолжи фразы

Лестница успеха:

Знаю ….

Понимаю…

Умею...

Выставление оценки.

Литература:

1) Н.Н. Будникова «Поурочные разработки по русскому языку к учебнику Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина» (10-11 классы) - М.: ВАКО, 2014

2) С.А. Есенин: проблемы творчества, связи. Межвузовский сборник научных трудов - Рязань: Изд-во РГПУ, 1995

3) сайт «Сергей Есенин - лучшие стихотворения». URL: http://www.askbooka.ru/stihi/sergey-esenin.html

4) приложение LearningApps.org URL: http://learningapps.org/display?v=pf5gc9d1501,

5) видеоролик стихотворения С.Есенина “Вот оно, глупое счастье…” , URL: http://www.youtube.com/watch?v=i_Ok-Y4QluQ, видеоролик Сергей Безруков “Закружилась листва золотая” URL: http://www.youtube.com/watch?v=hM-fR4rIZzY

6) генератор ребусов URL: http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator


К уроку прилагается презентация (ppt, 2.8 MB)


Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru