Синтаксис. Культура речи. Пунктуация
Автор: Мелешина Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы ОГБОУ «Мосоловская школа-интернат» Шиловского района Рязанской областиКонспект урока-детектива по русскому языку для 5 класса
Аннотация
Конспект урока по теме «Синтаксис. Культура речи. Пунктуация» разработан для учащихся 5 классов. Урок построен в форме детективного расследования. В ходе реализации урока ученики становятся детективами и используя свои знания находят пропавшую тему урока. В процессе урока класс делится на группы, что помогает глубже разобраться в проблеме и эффективно выполнить задание.
Актуальность данного урока заключается в том, что ребята выполняют задания, которые способствуют развитию их творческих способностей, а также задания, которые развивают умение работать в группах, умение ставить цели, планировать и осуществлять деятельность, структурировать информацию, осуществлять самоконтроль.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цель урока: (слайд2) познакомить обучающихся с понятиями синтаксис и пунктуация; совершенствовать представление о значении знаков препинания для понимания смысла текста.
Задачи:
Обучающие: обобщение и систематизирование сведений по разделу «Синтаксис. Культура речи. Пунктуация»;
Развивающие: развитие способности применять теоретические знания на практике, аналитических и творческих способностей детей.
Воспитательные: способствовать формированию положительной мотивации к предстоящему и последующему обучению; развивать любовь к родному языку, стимулировать творческую активность.
Планируемые результаты:
Личностные результаты: формирование навыков самоконтроля и самооценки, осознание своей идентичности как гражданина страны.
Метапредметные результаты:
- коммуникативные: выражать свою точку зрения в диалогах и дискуссиях обосновывая её, умение организовать учебное взаимодействие в коллективе, формирование коммуникативных навыков через работу в группе.
- регулятивные: определение цели учебной деятельности, осуществление поиска средств её достижения, понимание причины ошибок.
Предметные результаты: закрепление знаний о понятии синтаксис и пунктуация, воспитание интереса к изучению предмета.
Наглядность и оборудование: учебник, компьютер, карточки с заданиями, толковый словарь, презентация к уроку.
Ход урока
1. Психологический настрой
Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать!
- А теперь обратимся к эпиграфу нашего урока. (слайд3)
2. Определение темы урока.
- Откройте ваши тетради, запишите число и тему урока. (слайд4)
- Темы нет!
- Как нет? Действительно нет! Что же теперь делать? Необходимо срочно её найти. Для этого нам нужно стать детективами и провести расследование.
- Согласны?
- Да!
- Сначала давайте выясним, кто же такой детектив. А поможет нам в этом?
- Правильно, толковый словарь Ожегова С.И.
- Словарная работа
Учащиеся находят, зачитывают вслух определение и записывают его в тетрадь.
2.1. Повторение в форме блиц-опроса (записывается первая буква слова-ответа). Учащиеся выходят к доске поочерёдно.
· часть речи, обозначающая предмет? (существительное);
· падеж, отвечающий на вопрос кто? (именительный);
· неизменяемая часть речи, отвечающая на вопросы как? где? когда? (наречие);
· падеж, отвечающий на вопрос кем? (творительный);
· слова, противоположные по значению (антонимы);
· часть слова, в которой заключено значение всех родственных слов (корень);
· морфема, стоящая между корнем и окончанием (суффикс);
· часто встречающийся союз, который соединяет однородные члены и простые предложения в составе сложного (и);
· звук, который мы слышим на конце слова груз (с)
- Какое же слово получилось? –синтаксис.
- На доске записаны слова, в которые нужно вставить буквы. Из этих букв получится второе ключевое слово темы урока. (слайд5)
Ша.ка, ч.до, де.ь, пари., чес.ный, ч.жой, ч.с, птене., ж.знь, т.жело,
(п, у, н, к, т, у, а, ц, и, я).
- Какие слова получились в ходе нашего расследования? (Синтаксис. Пунктуация).
- Чем мы будем сегодня заниматься?
- Запишем в тетради и на доске тему нашего сегодняшнего урока. Синтаксис. Культура речи. Пунктуация.
3. Выявление места и причины затруднения
- Вы знаете значение слов «Синтаксис» и «Пунктуация»?
- Почему вам трудно ответить на этот вопрос?
- Работа с правилом учебника с. 61 (Синтаксис). (слайд6)
Выполнение упр.120 (слайд7)
-Работа с правилом учебника с. 63 (Пунктуация). (слайд 8,9)
Казнить нельзя помиловать
4. Физминутка (слайд10)
Под музыку видеоролика учащиеся выполняют упражнения.
5. Закрепление нового материала
5.1. Инсценировка (слайд11)
- Знаете ли вы, сколько знаков препинания в русском языке? (10)
Запишите их себе в тетрадь прописью (. , : ; … - « « ( ) ! ? ).
- Вижу, что не все справились с этим заданием.
А поможет нам в этом сценка по стихотворению С. Маршака «Знаки препинания»
- Читает учитель.
У последней
Точки
На последней
Строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Прибежал чудак-
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
- Ура! Долой! Караул! Разбой!
Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы:
- Кто? Кого? Откуда? Как?
Явились запятые,
Девицы завитые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие.
И прочие, и прочие, и прочие…
Заявили запятые:
- Мы – особы занятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
- Если нет над нами точки,
Запятая – знак пустой! –
Отозвалась с той же сточки
Тётя точка с запятой.
Двоеточие, мигая,
Закричало: - Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой, -
Потому что я два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу.
За порядком я слежу.
- Нет… - сказало многоточие,
Еле глазками ворочая,-
Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие…
Вопросительный знак
Удивился: - То есть как?
Восклицательный знак
Возмутился: - То есть как!
- Так, - сказала точка,
Точка – одиночка. –
Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас
- Ребята, а как вы думаете, какой знак препинания самый нужный?
6. Работа в группах
- Предлагаю создать экспертные группы. Учащиеся делятся на группы по рядам. Я буду зачитывать ориентировки, а вы постарайтесь на них ответить.
У вас на столе листы, на которых изображены знаки препинания, помечайте галочкой те, о которых загадки.
· вечно думая над смыслом, изогнулся коромыслом (вопросительный знак);
· бурным чувствам нет конца- пылкий нрав у молодца (восклицательный знак);
· загораживает путь, предлагает отдохнуть (запятая);
· ляжет палочкой на строчку, проходите по мосточку (тире);
· если текст вдруг незаконченный, вместо точки стоит … (многоточие).
· я писал письмо Серёжке,
о делах, друзьях немножко,
не писал я много слов,
ну, а вышло пять листов,
в конце пятого листочка
я закончил. Ставлю… (точку);
· так и хочется ему
разъяснить нам, что к чему. (двоеточие).
- О каких знаках препинания не прозвучало загадок? (точка с запятой, скобки, кавычки).
-Ребята, а теперь давайте посмотрим какая из экспертных групп ответила правильно на большее количество вопросов. Подводятся итоги работы экспертных групп.
7. Закрепление нового материала
Выполняем упражнение 123
8. Рефлексия (слайд12)
- Господа детективы, поздравляю с успешным завершением дела! Цель была достигнута в предельно короткий срок- 40 минут. Путём логических умозаключений, внимательности и ваших знаний была найдена тема нашего урока «Синтаксис. Культура речи. Пунктуация».
- Что узнали?
- Что не получилось?
9. Домашнее задание: (слайд13)
Выполнить упражнение 124,125
Литература
1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. 5 класс. Русский язык. Учебник для общеобразовательных организаций. В двух частях.- М.: Просвещение 2019-207с.
2. Ефремова Е.А. 5 класс. Рабочая тетрадь. Учебное пособие 10-е издание, переработанное. –М.: Просвещение, 2022-80 с.
3. Аксёнова Л.А. 5 класс. Дидактические материалы по русскому языку-М.: Экзамен, 2019-175с.
4. Ожегов С.И.Толковый словарь русского языка. 27-е издание. -М.:Оникс 2010.
5. Ушаков Д.Н.Орфографический словарь.-М.: Дрофа, 2001
6. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Федеральное Государственное Бюджетное Научное Учреждение. «Федеральный институт педагогических измерений». Методическая копилка. fipi.ru (Дата обращения 10.03.2023)
7. «Культура РФ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://culture.poems/42778/znаki-prepinaniya (Дата обращения 15.03.2023)
8. Сайт ОГБУ ДПО «РИРО» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://rirorzn.ru/ (9.09.2024)
Скачать конспект с приложениями https://disk.yandex.ru/d/CQiExLb9SgLogA
Во вложении текст конспекта (pdf 145kb)
Скачать вложение