Согласованные и несогласованные определения
Автор: Иванова Светлана Валентиновна, учитель русского языка и литературы ОГБОУ «Школа №10» г. РязаниКонспект урока по русскому языку в 8 классе.
Тип урока: Овладение новыми знаниями
Основные цели:
- сформировать понятие согласованных и несогласованных определений, сформировать умение различать согласованные и несогласованные определения, способы их выражения;
- повторить и закрепить сведения об определении, известные по курсу 5-7 классов;
- сформировать умение различать согласованные определения и именую часть составного именного сказуемого.
Планируемые результаты:
предметные умения: знать отличие между согласованными и несогласованными определениями, формировать умение заменять одни определения другими; совершенствовать навыки предложно-падежного управления слов;
личностные: совершенствование логического и критического мышления, умение аргументировать свою точку зрения, развитие способности к самооценке своих действий;
познавательные УУД: поиск информации в учебнике, создание алгоритма действий, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение обучающимися главного в теоретической части параграфа;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать свою точку зрения.
Межпредметные связи: литература, развитие речи.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация.
Ход урока:
1. Эпиграф к уроку (слайд 2): «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык»
К.Г. Паустовский
2. Актуализация знаний:
Я хочу начать наш урок с высказывания великого русского писателя К.Г.Паустовского (чтение эпиграфа).
- Какими словами Паустовский характеризует наш родной язык? (Самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный)
- На наших уроках мы продолжаем изучать русский язык. Чтобы вам легче было понять, чем мы будем сегодня заниматься, выполните Задание №1 (слайд 3)
Укажите вид подчинительной связи в словосочетаниях:
Голубой берет (согласование)
Цвет сирени (управление)
Чтение вслух (примыкание)
• Почему в первом словосочетании вид подчинительной связи – согласование? (род, число, падеж – одни и те же)
• На вопрос какой? отвечает какой второстепенный член предложения? (определение)
3. Определение темы урока и постановка целей
- Посмотрите на слайд 4. Слово определение многозначное. Какое толкование этого слова, на ваш взгляд, подходит для сегодняшнего урока?
- Так о чём мы будем говорить? (об определениях). А конкретнее? (о согласованных определениях). Молодцы! Вы почти полностью сформулировали тему урока.
- Выполните Задание №2 (слайд 5) и тогда в ходе проверки, я думаю, вы сможете назвать её полностью.
Работа в парах
Найдите в предложениях согласованные определения:
Я видел: мощный дуб свалился вдруг.
Чувство счастья и гордости захлестнуло Ольгу.
Есть тема поважнее.
Книга рассказов хранилась в её библиотеке.
Тревога моя исчезла.
Идёт второй урок.
- Проверка (какой? огромный), (чья? моя), (какой? второй) Правильно.
- Больше определений нет? А если я вам скажу, что в каждом из этих предложений есть определения, отвечающие на такие же вопросы. Найдёте их? Вам поможет слайд 6.
- А эти определения согласуются с определяемым существительным в роде, числе и падеже? (нет)
- Как их можно назвать? (несогласованные)
- Какова тема сегодняшнего урока?
«Согласованные и несогласованные определения» (слайд 7)
Учитель:
- Запишите её. Чему мы будем учиться и для чего? (слайд 8)
- Почему не нашли несогласованные определения? (не знаем как)
- Да, нужен алгоритм работы с определением.
4. Объяснение нового материала
Алгоритм работы с определением (слайд 9):
1. Задать вопрос.
2. Установить, что обозначает, какой член предложения поясняет.
3. Определить, какой частью речи выражено.
4. Определить вид подчинительной связи определения с определяемым словом.
5. Установить: согласованное или несогласованное.
(слайд 10)
Учитель: Давайте вернёмся к Заданию №1 и докажем, что перед нами несогласованные определения. (не согласуются в роде, числе, падеже, но отвечают на вопрос какой? Вид связи – управление или примыкание)
Я думаю, что теперь вам несложно будет выполнить Задание№3 (слайд 11)
5. Отработка практических навыков.
Групповое выполнение
Разнести по столбикам согласованные и несогласованные определения
Норковая шуба, девочка с голубыми глазами, малыш с румяным лицом, серебряная ложка, кирпичными стенами, его дом.
Учитель: Может быть, сможете дополнить таблицу своими примерами?
Учитель: Очень часто согласованные определения можно заменить несогласованными и наоборот (ремень из кожи – кожаный ремень)
Предлагаю вам сделать замену согласованных определений на несогласованные и наоборот.
Задание 4 (слайд 12). Сделайте замену:
Смерть без славы, движение без шума, дорога без конца
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
Хрустальная ваза, солдатское письмо, материнская любовь
____________________________________________________
____________________________________________________
____________________________________________________
(Выполняют самостоятельно)
Учитель:
• Как вы думаете, какие определения предпочтительнее, какие обозначают признак предмета более полно? (несогласованные, к ним можно поставить два вопроса). Согласованные же более привычны. Именно их мы чаще всего употребляем в речи.
• Я хочу предложить вам поработать устно. Посмотрите на фото и попробуйте описать ребёнка. Какой он?
(описывают на фоне слайдов 13-21)
• А теперь послушайте очень известную песню в исполнении К. Орбакайте и сравните описание в ней со своим собственным.
( музыка на фоне слайда 22 – 1 куплет)
Вывод: несогласованные определения используются для создания яркой, образной речи. И те, и другие нужны!
Физкультминутка на оставшуюся мелодию.
( слайд 23)
6. Объяснение нового материала
Учитель:
Очень часто согласованные определения путают с именной частью составного именного сказуемого, потому что она может быть выражена той же частью речи.
Запись на доске:
С террасы открывался великолепный вид.
Вид с террасы был великолепный.
Вывод: Сказуемое – главный член предложения, который обозначает, что говорится о предмете. Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество, свойство предмета и отвечает на вопросы: какой? чей?
(слайд 24)
Задание №5 (слайд 25):
Определите, каким членом предложения являются выделенные слова в парах предложений.
- Вечером состоялся серьёзный разговор. – Вечером разговор был серьёзный.
- Я живу в первом от сквера доме. – Мой дом первый от сквера.
- В город вернулись усталые спортсмены. – В город спортсмены вернулись усталые.
Рефлексия (на фоне слайда 26):
-Какие открытия нам удалось совершить?
- Что вам необходимо запомнить?
- Над чем вам ещё нужно поработать?
-Какие согласованные и несогласованные определения вы подобрали бы к сегодняшнему уроку и своей работе?
(Интересный, познавательный, трудный, но увлекательный; работа с интересом, с огоньком, с увлечением)
Домашнее задание: составить небольшой текст о Рязани, используя согласованные и несогласованные определения.
Список литературы:
1. Учебник «Русский язык, 8 класс», авт. С.И. Львова, В.В. Львов, 2010 г.
2. Толковый словарь С.И. Ожегова
3. Высказывания про русский язык http://www.aforism.su/71.html (20.05.2017г.)
Презентация к уроку во вложении (ppt, 2MB)
Скачать вложение