Технология проблемного диалога как один из способов реализации системно-деятельностного подхода к обучению на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС
Автор: Филаткина Елена Львовна, учитель русского языка и литературы МБОУ "Спасская СОШ", Парамзина Наталья Николаевна, старший преподаватель кафедры ТиМСГО ОГБУ ДПО "РИРО"Обобщение опыта.
В последние годы в образовательной политике России происходят существенные изменения. Они во многом отражают изменения в общественной жизни страны. На сегодняшний день становится очевидной основная цель школьного образования – подготовка обучающихся к успешной социализации посредством приобретения ими совокупности знаний и умений, характеризующих функционально грамотную личность. Выпускник должен уметь осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, уметь применять её для решения конкретных практических задач. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования [1] представлена система требований к результатам освоения основной образовательной программы, среди которых выделяются личностные, метапредметные и предметные результаты. Достижение этих результатов требует от обучающихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для каждого учебного предмета) с учебным материалом и, прежде всего, с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.
Формирование у школьников умения учиться, т.е. приобретать знания и умения, необходимые для решения определённых практических задач, в ходе осознанной самостоятельной учебной деятельности – одна из основных задач современной школы. В этой связи значение учебных предметов «Русский язык» и «Литература» трудно переоценить. Метапредметный характер языка как средства познания мира и средства взаимодействия в социуме обуславливает необходимость владения всеми его ресурсами на качественно высоком уровне, а также создаёт условия для совершенствования всех видов универсальных учебных действий школьников. Изучение основных разделов школьного курса русского языка в современной школе способствует совершенствованию речевой деятельности, а также развитию умений работать с информацией, представленной в разных формах.
Значимость уроков литературы, их роль в достижении обучающимися личностных результатов обучения сложно переоценить, т.к. опыт, который приобретают школьники, знакомясь с произведениями русской и зарубежной художественной литературы, способствует формированию у детей и подростков общекультурных компетентностей, помогает психологическому, морально-нравственному становлению личности, готовит человека к тому, как вести себя в той или иной жизненной ситуации.
Филаткина Елена Львовна работает в условиях реализации требований ФГОС в опережающем режиме, т.к. с 2012 года экспериментальная деятельность муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Спасская средняя общеобразовательная школа" направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов. За это время педагогом накоплен значительный профессиональный опыт, свидетельствующий о том, что достижение совокупности планируемых образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) предполагает изменение не столько содержания, сколько форм, методов, средств и способов организации учебной деятельности школьников.
Филаткиной Е.Л. как учителем-экспериментатором была апробирована технология проблемного диалога[2], которая может рассматриваться в качестве одного из способов проектирования образовательного пространства уроков русского языка и литературы. Опыт собственной профессиональной деятельности позволил Филаткиной Е.Л. убедиться в том, что применение данной технологии на учебных занятиях и во внеурочной деятельности в достаточной степени способствует реализации системно-деятельностного подхода в обучении школьников, помогает им научиться открывать новые знания самостоятельно, обеспечивает творческое усвоение знаний обучающимися. Практический опыт применения данной технологии Филаткиной Е.Л. показывает, что на уроке изучения нового материала ученики проходят четыре звена «научного творчества»: постановку и решение проблемы – на этапе введения знаний; создание и представление продукта – на этапе воспроизведения (проговаривания) знаний. При этом в отличие от научного творчества ученики ставят учебную проблему (формулируют вопрос или тему урока), открывают субъективно новое знание (формулируют вывод), создают простой продукт (выражают знание символом, схемой или алгоритмом). Технология проблемного диалога имеет бесспорный развивающий потенциал, способствует развитию всех видов универсальных учебных действий школьников (регулятивных, познавательных, коммуникативных), побуждает обучающихся к самостоятельности, положительно влияет на мотивацию к процессу самостоятельного приобретения знаний, способствует их более прочному усвоению, а также ориентирует педагога на целенаправленное и системное применение межпредметных и метапредметных образовательных ресурсов. Еще одним несомненным плюсом применения технологии проблемного диалога на уроках русского языка и литературы являются заложенные в ней возможности для организации живого общения, активного взаимодействия всех участников образовательного процесса, что положительно влияет на развитие мышления, речи, а также эмоционально-волевой сферы обучающихся.
Полный вариант статьи во вложении (docx, 2MB)
Скачать вложение