Употребление обращений в речи (на примере творчества русских писателей и поэтов)
Автор: Казакова Анна Владимировна, Балдакова Евгения Сергеевна, преподаватели русского языка и литературы ОГБОУ ОГБОУ "Центр образования "Дистанционные технологии"Интегрированный урок русского языка и литературы в 8 классе.
Технологическая карта урока
Тема урока |
Употребление обращений в речи (на примере творчества русских писателей и поэтов) |
Тип урока |
Интегрированный урок русского языка и литературы |
Класс |
8 |
Цель и задачи урока |
Цель: организовать учебную деятельность обучающихся, направленную на выявлении ими роли обращений в речи Задачи:
|
Методы и приемы обучения |
Словесный метод (беседа), практический метод (выполнение заданий), наглядные (просмотр видеоролика, презентаций); ролевая игра |
Формы работы |
Групповая |
Основные термины и понятия |
Обращение, речь, литературный герой, цитата, стили речи |
Планируемые образовательные результаты |
|
Оборудование урока |
Компьютер, виртуальная доска RealtimeBoard, мультимедийные презентации, видеоролик. Урок проводится с использованием программы Skype. |
Образовательные ресурсы |
Использованные методические пособия: 1) Трунцева Т.Н. Проектирование технологических карт уроков литературы и русского языка. 5-9 классы. - М.: ВАКО, 2015. 2) Интеграционные процессы в школьном литературном образовании. Модель интеграционного урока по литературе (статья Т.Г. Браже «Интеграция предметов в современной школе». Литература в школе. 1996, №5.с.150-154) [Электронный ресурс]. URL: http://fillfuck.eclp.ru/1/23.html. Интернет-ресурсы: 1) Отрывки из художественных фильмов и мультфильмов: спектакль “Ревизор” Малого театра (Россия, 2006, пост. Ю. Соломин) - https://www.youtube.com/watch?v=pzOXFNttDHY, х/ф “Сказка о царе Салтане” (СССР, 1966, реж. А. Птушко) - http://www.ivi.ru/watch/54005, м/ф “Вечера на хуторе близ Диканьки” (СССР, 1961, реж. А. Роу)- https://www.youtube.com/watch?v=WfjXEesZ0NA , х/ф “Каштанка” (СССР, 1975, реж. Р. Балаян) - https://www.youtube.com/watch?v=s80Inv_jW0M, х/ф “Уроки французского” (СССР, 1978, реж. Е. Ташков) - https://www.youtube.com/watch?v=6VKAhN0xE7A. 2) Макс Фасмер. Этимологический словарь русского языка - http://etymolog.ruslang.ru/index.php?act=contents&book=vasmer 3) Электронная библиотека “Викитека” https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0 |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающегося |
УУД |
1.Организационный момент |
Настроить обучающихся на работу |
Приветствует учеников |
Приветствуют учителя и друг друга, контролируют готовность к уроку |
Личностные: мобилизация внимания, уважение к учителю и к одноклассникам.
Регулятивные: самоконтроль.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками |
2.Мотивация учебной деятельности. |
Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес к учебной деятельности |
Создает ситуацию мотивации (демонстрирует видеоролик) |
Смотрят видеоролик |
Регулятивные: готовность к самообразованию.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Коммуникативные: формирование атмосферы исследования, творчества |
3.Целеполагание |
Постановка цели учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно |
Задает вопросы. Помогает ученикам сформулировать тему, цель и задачи урока
|
Формулируют тему, цель и задачи урока. |
Регулятивные: определение цели учебной деятельности, формулирование задач.
Познавательные: формирование межпредметных понятий, навыков систематизации знаний по предметам.
Коммуникативные: взаимодействие с учителем и одноклассниками |
4. Актуализация знаний |
Выявить уровень знаний и систематизировать их. |
Задает вопросы, направленные на выявление уровня знаний терминологии |
Отвечает на вопросы |
Личностные: осознание своих возможностей.
Регулятивные: умение регулировать свои действия.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем |
5. Практическая деятельность. Усвоение новых знаний. Первичное закрепление с комментированием.
|
|
|
|
Познавательные: выполнение учебно-познавательных действий.
Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; осознание возникающих трудностей, поиск их причины и путей преодоления; включение в учебную деятельность по составлению и реализации алгоритмов устного ответа.
Коммуникативные: построение продуктивного взаимодействия с учителем и со сверстниками; построение монологического контекстного высказывания. |
6. Применение знаний и умений в новой ситуации.
|
Формирование коммуникативных компетенций и отработка определенных навыков в условиях имитации реальных условий, различных ситуаций, людей и их взаимодействие в этих ситуациях; овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций |
Организует работу |
Разыгрывание участниками сценки с заранее распределенными ролями. |
Познавательные: использование полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
Личностные: понимание значения приобретенных знаний.
Коммуникативные: умение общаться в условиях имитации различных ситуаций.
Регулятивные: способность к волевому усилию - к выбору и преодолению препятствий. |
9. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. |
Проконтролировать учебные навыки по усвоению материала |
Организует самостоятельную работу по заданию. Контролирует правильность выполнения задания. |
Применяют знания на практике |
Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли.
Познавательные: выполнение учебно-познавательных действий; осуществление для решения учебных задач операций анализа, синтеза, умение делать обобщения, выводы.
Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы. |
10. Информация о домашнем задании, инструктаж его выполнения. |
Организовать обсуждение и запись домашнего задания. |
Делает инструктаж домашнего задания |
Записывают домашнее задание |
Регулятивные: умение понять задание.
Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем. |
11. Рефлексивная деятельность |
1) Организовать самооценку ученика собственной учебной деятельности. 2) Подвести итог проделанной работы на уроке. |
Организует рефлексию, оценивает ученика |
Анализирует свою деятельность на уроке. Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносит цель и результаты, степень их соответствия. |
Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.
Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Личностные: осознавать успешность своей деятельности. |
Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте. Мы рады видеть всех вас на нашем интегрированном уроке русского языка и литературы.
- Перейдите по ссылке, которую мы вам разослали в скайп. Это ссылка на виртуальную интерактивную доску. Она нам сегодня будет служить учебником.
- А теперь давайте откроем тетради, запишем в них число, “Классная работа”. Тему урока мы пока записывать не будем, вы попробуете ее определить и сформулировать после того, как посмотрите небольшой видеоролик.
2. Мотивация учебной деятельности.
Учащиеся смотрят видеоролик, в котором содержатся фрагменты худ. фильмов/мультфильмов. В данных отрывках герои по-разному обращаются друг к другу.
3. Целеполагание
- Что объединяет все эти видеоотрывки? Обратите внимание на речь героев. В чем ее особенность? Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (отрывки из произведений художественной литературы; герои используют в речи обращения; на уроке речь пойдет об обращениях)
- Попробуем сформулировать тему урока на основе сказанного. (Употребление обращений в речи (на примере творчества русских писателей и поэтов); тема записывается на доске и в тетрадях).
- А теперь сформулируем цель нашего урока (Цель - выявить роль обращений в речи на примере русской классической литературы; цель записывается на доске).
4. Актуализация знаний
- Давайте вспомним, что же такое обращение.
Обращение - это слово или словосочетание, называющее лицо, к которому обращена речь. (записать на доске)
5. Практическая деятельность. Усвоение новых знаний. Первичное закрепление с комментированием.
- Ребята, подберите однокоренные слова к слову “обращение” и выделите общий корень (обратить, обращусь и т.п)
- А как вы думаете, от какого древнего корня произошло современное слово “обращение”?
- Посмотрим запись на доске.
ОБРАЩЕНИЕ. Происходит от глагола обратить (обращать), образовалось приставочным способом от ст.-славянского -вратити- (вертеть); обратити - повернуть, обраштати - поворачивать. “Обратить” буквально “повернуть обратно”.
- Давайте свяжем значение слова “обращение” и словосочетания “повернуть обратно”. (как мы обращаемся, так и к нам будут обращаться, “поворачиваться” люди.
- Итак, мы сегодня говорим о роли обращений в речи. Проследим на примере художественной литературы, как обращение выражает отношение к другому человеку и характеризует самого говорящего.
Презентация (устная работа).
1. Задание: прочитайте представленные в презентации цитаты и вспомните, из какого произведения они взяты. Назовите обращения. Выявите стилистические особенности (в какой языковой ситуации, стиле речи уместны такие обращения). Расскажите, как данные цитаты характеризуют говорящего.
1) Г-жа Простакова (Тришке). А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет, другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. Скажи, болван, чем ты оправдаешься? (Д.И. Фонвизин “Недоросль”; скот, воровская харя, болван; грубая разговорная речь; говорящий - грубый, бестактный, непросвещенный)
2) Сын мой Петр! Письмо твое, в котором просишь ты нас о родительском нашем благословении и согласии на брак с Марьей Ивановой дочерью Мироновой, мы получили 15-го сего месяца, и не только ни моего благословения, ни моего согласия дать я тебе не намерен, но еще и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем как мальчишку, несмотря на твой офицерской чин (А.С. Пушкин “Капитанская дочка”; сын мой Петр; официальное обращение; говорящий - человек строгих нравов)
3) — Господа енаралы! — провозгласил важно Пугачев. — Полно вам ссориться. (А.С. Пушкин “Капитанская дочка”; господа енаралы; разговорное, просторечное; говорящий хочет казаться образованным человеком и значительным лицом)
4) — Пойдемте, говорит, больной, на обмывочный пункт. (М.М. Зощенко “История болезни”; больной; официальное обращение, обезличенное; говорящий - официальное лицо или человек равнодушный)
5) Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит… (А.С. Пушкин “Медный всадник”; Петра творенье; стилистическая особенность - торжественное, восторженное; говорящий (лирический герой) восхищен не только городом, но и личностью его создателя)
6) Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич! (М.Ю. Лермонтов “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”; царь Иван Васильевич; фольклорное песенное обращение; говорящий - сказитель, человек честный, правдивый, с уважением относится к царю)
- Вспомним, что обращение может быть выражено одним словом или словосочетанием. Как называются такие обращения? (нераспространенные, распространенные)
- Обратите внимание на то, как в зависимости от языковой ситуации, меняются обращения, меняется интонация, с которой они произносятся. Следует обратить внимание и на стилевые различия: какие обращения свойственны официально-деловому стилю, разговорному, научно-популярному и т.п.
6. Применение знаний и умений в новой ситуации
- А сейчас попробуем применить на практике ваши знания об обращениях, их стилевых особенностях. Для этого давайте поиграем в театр, побудем немного актерами и зрителями.
- Сейчас мы каждому индивидуально в скайпе напишем, какую роль он будет играть и к кому будет обращаться со своей речью. Придумайте и запишите предложение с обращением в тетради. Затем каждый по очереди будет зачитывать свое предложение, остальные должны будут угадать, к кому обращена речь и кто с ней обращается. Например, мне досталась роль директора. Я обращаюсь к учителям: “Уважаемые педагоги! Педагогический совет состоится 27 мая 2016 года в 10.00. Явка обязательна”.
Роли:
1. Водитель автобуса обращается к пассажирам.
2. Поэт (писатель) обращается к любимому времени года.
3. Ученик обращается к учителю.
4. Друг обращается к другу.
5. Инопланетянин обращается к жителям Земли.
- Проверим, как вы выполнили задание (учащиеся по очереди зачитывают предложения с обращениями и угадывают, от чьего лица была произнесена фраза и кому была адресована).
- А теперь посмотрите, как поэты и писатели справились с теми ролями, в которых побывали вы.
Презентация
1. Однажды на трамвае
Он ехал на вокзал
И, двери открывая,
Вожатому сказал:
- Глубокоуважаемый
Вагоноуважатый!
Вагоноуважаемый
Глубокоуважатый!
Во что бы то ни стало
Мне надо выходить.
Нельзя ли у трамвала
Вокзай остановить? (С. Маршак “Вот какой рассеянный”)
2. Уходи, Зима седая!
Уж красавицы Весны
Колесница золотая
Мчится с горней вышины! (Аполлон Майков)
3. Удачи вам, сельские и городские
уважаемые учителя…
(Р. Рождественский)
4. Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз. (А.С. Пушкин “19 октября”)
5. Марсианин улыбнулся. Он смотрел не на меня, а на что-то за моей спиной. Ну конечно, Алиса выбралась из кровати и стояла босиком на полу.
— Добрый вечер, — сказала она марсианину.
— Добрый вечер, девочка. (Кир Булычёв “Девочка с Земли”)
9. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
- Такое разнообразия форм обращений возможно благодаря богатству русского языка.
- Ребята, обратите внимание на доску. Давайте прочитаем цитату из стихотворения в прозе И.С. Тургенева “Русский язык”:
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! (И.С. Тургенев)
- Перепишите ее в тетрадь, найдите обращение и подчеркните его цветным карандашом.
- Назовите обращение. Что мы можем сказать о человеке, который так обращается к русскому языку? (любит свой язык, восхищается его богатством и т.д.)
10. Информация о домашнем задании, инструктаж его выполнения
- Мы тоже должны любить свой язык, восхищаться его богатством. Ведь для каждого из нас русский язык - родной язык. И каждый из нас может обратиться к нему со словами благодарности, как это сделал когда-то Иван Сергеевич Тургенев. Давайте так и поступим: обратимся к русскому языку. Это будет вашим домашним заданием.
- А теперь домашнее задание: придумать и записать предложение с обращением к русскому языку.
11. Рефлексивная деятельность
- Давайте вспомним цель нашего урока (выявить роль обращений в речи на примере русской классической литературы), все примеры, которые мы разбирали на уроке. Достигли мы цели? Какую роль выполняют обращения в речи? (Обращения не просто слова, призванные обратить на говорящего внимание слушателя. Они становятся средством характеристики и того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью)
- Оцените свою работу на уроке. Продолжите фразы:
Я узнал …
Я умею…
Выставление оценок.
- И в конце урока хотелось бы перефразировать одно известное высказывание: обращайтесь к людям так, как вы хотели бы, чтобы обращались к Вам.
Полный вариант статьи с презентациями во вложении (rar, 2MB)
Скачать вложение