РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Употребление обращений в речи (на примере творчества русских писателей и поэтов)

Автор: Казакова Анна Владимировна, Балдакова Евгения Сергеевна, преподаватели русского языка и литературы ОГБОУ ОГБОУ "Центр образования "Дистанционные технологии"

Интегрированный урок русского языка и литературы в 8 классе.

Технологическая карта урока

Тема урока

Употребление обращений в речи (на примере творчества русских писателей и поэтов)

Тип урока

Интегрированный урок русского языка и литературы

Класс

8

Цель и задачи урока

Цель: организовать учебную деятельность обучающихся, направленную на выявлении ими роли обращений в речи

Задачи:

  • Образовательные: создать условия для формирования у обучающихся знаний об обращении, его функциях, стилистических особенностях, а также умений употреблять обращения с учетом речевой ситуации.
  • Развивающие: развивать речь, универсальные учебные действия обучающегося.
  • Воспитательные: способствовать формированию уважительного и бережного отношения к родному языку и литературе, культуры общения.

Методы и приемы обучения

Словесный метод (беседа), практический метод (выполнение заданий), наглядные (просмотр видеоролика, презентаций); ролевая игра

Формы работы

Групповая

Основные термины и понятия

Обращение, речь, литературный герой, цитата, стили речи

Планируемые образовательные результаты

  • Личностные: развитие познавательных и учебных мотивов, понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, стремление к речевому самосовершенствованию; осознание эстетической функции родного языка.
  • Предметные: умение применять предметные знания при анализе и оценке художественного произведения.
  • Метапредметные: способность определять цель учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты, способность правильно излагать свои мысли.

Оборудование урока

Компьютер, виртуальная доска RealtimeBoard, мультимедийные презентации, видеоролик.

Урок проводится с использованием программы Skype.

Образовательные ресурсы

Использованные методические пособия:

1) Трунцева Т.Н. Проектирование технологических карт уроков литературы и русского языка. 5-9 классы. - М.: ВАКО, 2015.

2) Интеграционные процессы в школьном литературном образовании. Модель интеграционного урока по литературе (статья Т.Г. Браже «Интеграция предметов в современной школе». Литература в школе. 1996, №5.с.150-154) [Электронный ресурс]. URL: http://fillfuck.eclp.ru/1/23.html.

Интернет-ресурсы:

1) Отрывки из художественных фильмов и мультфильмов: спектакль “Ревизор” Малого театра (Россия, 2006, пост. Ю. Соломин) - https://www.youtube.com/watch?v=pzOXFNttDHY, х/ф “Сказка о царе Салтане” (СССР, 1966, реж. А. Птушко) - http://www.ivi.ru/watch/54005, м/ф “Вечера на хуторе близ Диканьки” (СССР, 1961, реж. А. Роу)- https://www.youtube.com/watch?v=WfjXEesZ0NA , х/ф “Каштанка” (СССР, 1975, реж. Р. Балаян) - https://www.youtube.com/watch?v=s80Inv_jW0M, х/ф “Уроки французского” (СССР, 1978, реж. Е. Ташков) - https://www.youtube.com/watch?v=6VKAhN0xE7A.

2) Макс Фасмер. Этимологический словарь русского языка - http://etymolog.ruslang.ru/index.php?act=contents&book=vasmer

3) Электронная библиотека “Викитека” https://ru.wikisource.org/wiki/%D0%97%D0%B0%D0%B3%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0

Организационная структура урока

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

УУД

1.Организационный момент

Настроить обучающихся на работу

Приветствует учеников

Приветствуют учителя и друг друга, контролируют готовность к уроку

Личностные: мобилизация внимания, уважение к учителю и к одноклассникам.

Регулятивные: самоконтроль.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

2.Мотивация учебной деятельности.

Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность, вызвать интерес к учебной деятельности

Создает ситуацию мотивации (демонстрирует видеоролик)

Смотрят видеоролик

Регулятивные: готовность к самообразованию.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Коммуникативные: формирование атмосферы исследования, творчества

3.Целеполагание

Постановка цели учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно

Задает вопросы. Помогает ученикам сформулировать тему, цель и задачи урока

Формулируют тему, цель и задачи урока.

Регулятивные: определение цели учебной деятельности, формулирование задач.

Познавательные: формирование межпредметных понятий, навыков систематизации знаний по предметам.

Коммуникативные: взаимодействие с учителем и одноклассниками

4. Актуализация знаний

Выявить уровень знаний и систематизировать их.

Задает вопросы, направленные на выявление уровня знаний терминологии

Отвечает на вопросы

Личностные: осознание своих возможностей.

Регулятивные: умение регулировать свои действия.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем

5. Практическая деятельность.

Усвоение новых знаний. Первичное закрепление с комментированием.




Познавательные: выполнение учебно-познавательных действий.

Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу; осознание возникающих трудностей, поиск их причины и путей преодоления; включение в учебную деятельность по составлению и реализации алгоритмов устного ответа.

Коммуникативные: построение продуктивного взаимодействия с учителем и со сверстниками; построение монологического контекстного высказывания.

6. Применение знаний и умений в новой ситуации.

Формирование коммуникативных компетенций и отработка определенных навыков в условиях имитации реальных условий, различных ситуаций, людей и их взаимодействие в этих ситуациях; овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций

Организует работу

Разыгрывание участниками сценки с заранее распределенными ролями.

Познавательные: использование полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Личностные: понимание значения приобретенных знаний.

Коммуникативные: умение общаться в условиях имитации различных ситуаций.

Регулятивные: способность к волевому усилию - к выбору и преодолению препятствий.

9. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Проконтролировать учебные навыки по усвоению материала

Организует самостоятельную работу по заданию.

Контролирует правильность выполнения задания.

Применяют знания на практике

Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли.

Познавательные: выполнение учебно-познавательных действий; осуществление для решения учебных задач операций анализа, синтеза, умение делать обобщения, выводы.

Регулятивные: контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы.

10. Информация о домашнем задании, инструктаж его выполнения.

Организовать обсуждение и запись домашнего задания.

Делает инструктаж домашнего задания

Записывают домашнее задание

Регулятивные: умение понять задание.

Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем.

11. Рефлексивная деятельность

1) Организовать самооценку ученика собственной учебной деятельности.

2) Подвести итог проделанной работы на уроке.

Организует рефлексию, оценивает ученика

Анализирует свою деятельность на уроке. Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносит цель и результаты, степень их соответствия.

Регулятивные: умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его.

Коммуникативные: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Личностные: осознавать успешность своей деятельности.

Ход урока

1. Организационный момент

- Здравствуйте. Мы рады видеть всех вас на нашем интегрированном уроке русского языка и литературы.

- Перейдите по ссылке, которую мы вам разослали в скайп. Это ссылка на виртуальную интерактивную доску. Она нам сегодня будет служить учебником.

- А теперь давайте откроем тетради, запишем в них число, “Классная работа”. Тему урока мы пока записывать не будем, вы попробуете ее определить и сформулировать после того, как посмотрите небольшой видеоролик.

2. Мотивация учебной деятельности.

Учащиеся смотрят видеоролик, в котором содержатся фрагменты худ. фильмов/мультфильмов. В данных отрывках герои по-разному обращаются друг к другу.

3. Целеполагание

- Что объединяет все эти видеоотрывки? Обратите внимание на речь героев. В чем ее особенность? Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (отрывки из произведений художественной литературы; герои используют в речи обращения; на уроке речь пойдет об обращениях)

- Попробуем сформулировать тему урока на основе сказанного. (Употребление обращений в речи (на примере творчества русских писателей и поэтов); тема записывается на доске и в тетрадях).

- А теперь сформулируем цель нашего урока (Цель - выявить роль обращений в речи на примере русской классической литературы; цель записывается на доске).

4. Актуализация знаний

- Давайте вспомним, что же такое обращение.

Обращение - это слово или словосочетание, называющее лицо, к которому обращена речь. (записать на доске)

5. Практическая деятельность. Усвоение новых знаний. Первичное закрепление с комментированием.

- Ребята, подберите однокоренные слова к слову “обращение” и выделите общий корень (обратить, обращусь и т.п)

- А как вы думаете, от какого древнего корня произошло современное слово “обращение”?

- Посмотрим запись на доске.

ОБРАЩЕНИЕ. Происходит от глагола обратить (обращать), образовалось приставочным способом от ст.-славянского -вратити- (вертеть); обратити - повернуть, обраштати - поворачивать. “Обратить” буквально “повернуть обратно”.

- Давайте свяжем значение слова “обращение” и словосочетания “повернуть обратно”. (как мы обращаемся, так и к нам будут обращаться, “поворачиваться” люди.

- Итак, мы сегодня говорим о роли обращений в речи. Проследим на примере художественной литературы, как обращение выражает отношение к другому человеку и характеризует самого говорящего.

Презентация (устная работа).

1. Задание: прочитайте представленные в презентации цитаты и вспомните, из какого произведения они взяты. Назовите обращения. Выявите стилистические особенности (в какой языковой ситуации, стиле речи уместны такие обращения). Расскажите, как данные цитаты характеризуют говорящего.

1) Г-жа Простакова (Тришке). А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет, другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. Скажи, болван, чем ты оправдаешься? (Д.И. Фонвизин “Недоросль”; скот, воровская харя, болван; грубая разговорная речь; говорящий - грубый, бестактный, непросвещенный)

2) Сын мой Петр! Письмо твое, в котором просишь ты нас о родительском нашем благословении и согласии на брак с Марьей Ивановой дочерью Мироновой, мы получили 15-го сего месяца, и не только ни моего благословения, ни моего согласия дать я тебе не намерен, но еще и собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем как мальчишку, несмотря на твой офицерской чин (А.С. Пушкин “Капитанская дочка”; сын мой Петр; официальное обращение; говорящий - человек строгих нравов)

3) — Господа енаралы! — провозгласил важно Пугачев. — Полно вам ссориться. (А.С. Пушкин “Капитанская дочка”; господа енаралы; разговорное, просторечное; говорящий хочет казаться образованным человеком и значительным лицом)

4) — Пойдемте, говорит, больной, на обмывочный пункт. (М.М. Зощенко “История болезни”; больной; официальное обращение, обезличенное; говорящий - официальное лицо или человек равнодушный)

5) Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит… (А.С. Пушкин “Медный всадник”; Петра творенье; стилистическая особенность - торжественное, восторженное; говорящий (лирический герой) восхищен не только городом, но и личностью его создателя)

6) Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич! (М.Ю. Лермонтов “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”; царь Иван Васильевич; фольклорное песенное обращение; говорящий - сказитель, человек честный, правдивый, с уважением относится к царю)

- Вспомним, что обращение может быть выражено одним словом или словосочетанием. Как называются такие обращения? (нераспространенные, распространенные)

- Обратите внимание на то, как в зависимости от языковой ситуации, меняются обращения, меняется интонация, с которой они произносятся. Следует обратить внимание и на стилевые различия: какие обращения свойственны официально-деловому стилю, разговорному, научно-популярному и т.п.

6. Применение знаний и умений в новой ситуации

- А сейчас попробуем применить на практике ваши знания об обращениях, их стилевых особенностях. Для этого давайте поиграем в театр, побудем немного актерами и зрителями.

- Сейчас мы каждому индивидуально в скайпе напишем, какую роль он будет играть и к кому будет обращаться со своей речью. Придумайте и запишите предложение с обращением в тетради. Затем каждый по очереди будет зачитывать свое предложение, остальные должны будут угадать, к кому обращена речь и кто с ней обращается. Например, мне досталась роль директора. Я обращаюсь к учителям: “Уважаемые педагоги! Педагогический совет состоится 27 мая 2016 года в 10.00. Явка обязательна”.

Роли:

1. Водитель автобуса обращается к пассажирам.

2. Поэт (писатель) обращается к любимому времени года.

3. Ученик обращается к учителю.

4. Друг обращается к другу.

5. Инопланетянин обращается к жителям Земли.

- Проверим, как вы выполнили задание (учащиеся по очереди зачитывают предложения с обращениями и угадывают, от чьего лица была произнесена фраза и кому была адресована).

- А теперь посмотрите, как поэты и писатели справились с теми ролями, в которых побывали вы.

Презентация

1. Однажды на трамвае

Он ехал на вокзал

И, двери открывая,

Вожатому сказал:

- Глубокоуважаемый

Вагоноуважатый!

Вагоноуважаемый

Глубокоуважатый!

Во что бы то ни стало

Мне надо выходить.

Нельзя ли у трамвала

Вокзай остановить? (С. Маршак “Вот какой рассеянный”)

2. Уходи, Зима седая!

Уж красавицы Весны

Колесница золотая

Мчится с горней вышины! (Аполлон Майков)

3. Удачи вам, сельские и городские

уважаемые учителя…

(Р. Рождественский)

4. Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он как душа неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен

Срастался он под сенью дружных муз. (А.С. Пушкин “19 октября”)

5. Марсианин улыбнулся. Он смотрел не на меня, а на что-то за моей спиной. Ну конечно, Алиса выбралась из кровати и стояла босиком на полу.

— Добрый вечер, — сказала она марсианину.

— Добрый вечер, девочка. (Кир Булычёв “Девочка с Земли”)

9. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

- Такое разнообразия форм обращений возможно благодаря богатству русского языка.

- Ребята, обратите внимание на доску. Давайте прочитаем цитату из стихотворения в прозе И.С. Тургенева “Русский язык”:

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! (И.С. Тургенев)

- Перепишите ее в тетрадь, найдите обращение и подчеркните его цветным карандашом.

- Назовите обращение. Что мы можем сказать о человеке, который так обращается к русскому языку? (любит свой язык, восхищается его богатством и т.д.)

10. Информация о домашнем задании, инструктаж его выполнения

- Мы тоже должны любить свой язык, восхищаться его богатством. Ведь для каждого из нас русский язык - родной язык. И каждый из нас может обратиться к нему со словами благодарности, как это сделал когда-то Иван Сергеевич Тургенев. Давайте так и поступим: обратимся к русскому языку. Это будет вашим домашним заданием.

- А теперь домашнее задание: придумать и записать предложение с обращением к русскому языку.

11. Рефлексивная деятельность

- Давайте вспомним цель нашего урока (выявить роль обращений в речи на примере русской классической литературы), все примеры, которые мы разбирали на уроке. Достигли мы цели? Какую роль выполняют обращения в речи? (Обращения не просто слова, призванные обратить на говорящего внимание слушателя. Они становятся средством характеристики и того, кто говорит, и того, к кому обращаются с речью)

- Оцените свою работу на уроке. Продолжите фразы:

Я узнал …

Я умею…

Выставление оценок.

- И в конце урока хотелось бы перефразировать одно известное высказывание: обращайтесь к людям так, как вы хотели бы, чтобы обращались к Вам.

Ссылка на видеоролик к уроку

Полный вариант статьи с презентациями во вложении (rar, 2MB)




Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru