РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

«В образе прилагательного…». (Роль причастий в речи)

Автор: Штакина Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы "МБОУ СОШ №1", г. Скопин, Рязанская область

Урок русского языка в 7 классе.

В 7 классе обучающиеся впервые знакомятся с одной из сложных тем русского языка: «Причастие как часть речи». По словам М.В. Ломоносова, эта часть речи, которая служит «к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».

В течение длительного времени школьники учатся отличать причастие от прилагательного, находить причастия в тексте, определять грамматические признаки, синтаксическую роль.

Известно, что причастия употребляются в разных стилях речи, но чаще — в книжных. Причастия привлекают писателей тем, что они не только помогают образно описать предмет, но и дают возможность представить признак предмета в движении. В изучении данной темы большую роль играет практическая работа с художественными текстами.

Данная методическая разработка поможет закрепить полученные знания на примере текстов разных стилей. Обращение к художественной литературе носит и воспитательный характер (рассказы Юрия Яковлева: «Разбуженный соловьями», «Девочки с Васильевского острова»). Стихотворение «Соловей и родник» знакомит обучающихся с творчеством советского татарского поэта Мусы Джалиля. Интересные факты из Красной книги Рязанской области не только удивят школьников, но и пробудят интерес к изучению окружающего мира родного края.

В методической разработке используется «QR-код» как современный инструмент работы на уроке, что положительно влияет на мотивацию обучающихся. В конспекте представлены авторские поэтические зарисовки (приветствие, физкультминутка).

Целевая аудитория: обучающиеся 7 класса.

Класс — общеобразовательный.

Тема урока: Роль причастий в речи.

Тип урока: урок-обобщение. 

Цель урока: показать роль причастий в речи.

Задачи урока:

Образовательные:

  • формировать умение отличать причастие от других частей речи;
  • систематизировать знания обучающихся о причастии;
  • способствовать формированию навыка употребления причастий и причастных оборотов в устной и письменной речи;
  • определять роль причастий в текстах разных стилей.

Развивающие:

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развитие речевых способностей обучающихся;
  • развитие пунктуационной и орфографической зоркости, творческих способностей обучающихся.

Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку, родному краю;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • воспитание уважения к историческому прошлому России.

Деятельность обучающихся на уроке будет направлена на формирование следующих результатов:

Личностные: готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям;

Метапредметные:

- регулятивные: определение цели учебной деятельности, осуществление поиска средств её достижения, способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;

- познавательные: анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы, способность решать творческие задачи, формировать развитие кругозора обучающихся;

- коммуникативные: готовность к сотрудничеству в коллективной работе, формирование коммуникативных навыков через работу в паре, группе, умение высказывать точку зрения, обосновывая её.

Предметные: научиться отличать причастие от других частей речи, научиться употреблять причастия и причастные обороты в устной и письменной речи; определять роль причастий в текстах разных стилей.

Межпредметные связи: краеведение, литература.

Место урока: Один из обобщающих уроков по теме «Причастие».

Оборудование: учебник, доска, раздаточный материал, Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля, рассказы и повести Юрия Яковлева.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920 (дата обращения 10.04.24 г.)

2. Халабаджах И.М. Русский язык.7 класс: I полугодие. Планы-конспекты. — Ростов н / Д.: Феникс, 2017. — 51 с.

3. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Русский язык 7 класс. — М: Просвещение, 2017.10 с.

4. Рик Т.Г. Привет, Причастие! — М.: ВАКО, 2022. 10 с.

5. Яковлев Ю.Я. Рассказы и повести. — М.: Детская литература, 2016.

6. Сайт «Красная книга Рязанской области»

7. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL https://redbook-ryazan.ru/zhivotnye/pticy/zeljonyj-djatel/

Полный вариант конспекта с приложениями во вложении (pdf, 336 Kb)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru