«В образе прилагательного…». (Роль причастий в речи)
Автор: Штакина Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы "МБОУ СОШ №1", г. Скопин, Рязанская областьУрок русского языка в 7 классе.
В 7 классе обучающиеся впервые знакомятся с одной из сложных тем русского языка: «Причастие как часть речи». По словам М.В. Ломоносова, эта часть речи, которая служит «к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу».
В течение длительного времени школьники учатся отличать причастие от прилагательного, находить причастия в тексте, определять грамматические признаки, синтаксическую роль.
Известно, что причастия употребляются в разных стилях речи, но чаще — в книжных. Причастия привлекают писателей тем, что они не только помогают образно описать предмет, но и дают возможность представить признак предмета в движении. В изучении данной темы большую роль играет практическая работа с художественными текстами.
Данная методическая разработка поможет закрепить полученные знания на примере текстов разных стилей. Обращение к художественной литературе носит и воспитательный характер (рассказы Юрия Яковлева: «Разбуженный соловьями», «Девочки с Васильевского острова»). Стихотворение «Соловей и родник» знакомит обучающихся с творчеством советского татарского поэта Мусы Джалиля. Интересные факты из Красной книги Рязанской области не только удивят школьников, но и пробудят интерес к изучению окружающего мира родного края.
В методической разработке используется «QR-код» как современный инструмент работы на уроке, что положительно влияет на мотивацию обучающихся. В конспекте представлены авторские поэтические зарисовки (приветствие, физкультминутка).
Целевая аудитория: обучающиеся 7 класса.
Класс — общеобразовательный.
Тема урока: Роль причастий в речи.
Тип урока: урок-обобщение.
Цель урока: показать роль причастий в речи.
Задачи урока:
Образовательные:
- формировать умение отличать причастие от других частей речи;
- систематизировать знания обучающихся о причастии;
- способствовать формированию навыка употребления причастий и причастных оборотов в устной и письменной речи;
- определять роль причастий в текстах разных стилей.
Развивающие:
- развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
- развитие речевых способностей обучающихся;
- развитие пунктуационной и орфографической зоркости, творческих способностей обучающихся.
Воспитательные:
- воспитание интереса и уважения к родному языку, родному краю;
- воспитание ценностного отношения к слову;
- воспитание уважения к историческому прошлому России.
Деятельность обучающихся на уроке будет направлена на формирование следующих результатов:
Личностные: готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям;
Метапредметные:
- регулятивные: определение цели учебной деятельности, осуществление поиска средств её достижения, способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность;
- познавательные: анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы, способность решать творческие задачи, формировать развитие кругозора обучающихся;
- коммуникативные: готовность к сотрудничеству в коллективной работе, формирование коммуникативных навыков через работу в паре, группе, умение высказывать точку зрения, обосновывая её.
Предметные: научиться отличать причастие от других частей речи, научиться употреблять причастия и причастные обороты в устной и письменной речи; определять роль причастий в текстах разных стилей.
Межпредметные связи: краеведение, литература.
Место урока: Один из обобщающих уроков по теме «Причастие».
Оборудование: учебник, доска, раздаточный материал, Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля, рассказы и повести Юрия Яковлева.
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401333920 (дата обращения 10.04.24 г.)
2. Халабаджах И.М. Русский язык.7 класс: I полугодие. Планы-конспекты. — Ростов н / Д.: Феникс, 2017. — 51 с.
3. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Русский язык 7 класс. — М: Просвещение, 2017.10 с.
4. Рик Т.Г. Привет, Причастие! — М.: ВАКО, 2022. 10 с.
5. Яковлев Ю.Я. Рассказы и повести. — М.: Детская литература, 2016.
6. Сайт «Красная книга Рязанской области»
7. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL https://redbook-ryazan.ru/zhivotnye/pticy/zeljonyj-djatel/
Полный вариант конспекта с приложениями во вложении (pdf, 336 Kb)
Скачать вложение