Вначале было слово…
Автор: Олешкевич Ольга Петровна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Рыбновская средняя школа №3»Урок русского языка в 5 классе.
Тип урока: урок развития речи.
Цель: сформировать умение осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной и письменной форме.
Задачи:
1. Развивать у учащихся умение видеть неисчерпаемые возможности слова;
2. Учить умению работать с художественным словом, создавать собственные оригинальные миниатюры.
Результаты освоения программы:
личностные: формирование навыков организации и анализа своей деятельности при помощи сопоставления, анализа, развития творческих навыков;
предметные: научиться с помощью художественных средств выразительности строить логические рассуждения; самостоятельно работать с толковым словарем;
метапредметные:
УУД:
регулятивные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля;
познавательные: умение выделять общие и существенные признаки,умение анализировать, делать обобщающие выводы;
коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; владение устной и письменной речью.
Оборудование: учебник, презентация, компьютер, раздаточный материал.
Ход урока
1. Организационный этап, мотивация
Приветствие учителя и определение внутренней готовности к работе.
На доске – картинки, обозначающие различные состояния души: приподнятое, подавленное, агрессивное, готовность к сотворчеству.
- Посмотрите на эмоциональный ряд, определите свое внутреннее состояние и выберите соответствующий рисунок.
2. Актуализация знаний
Начнем урок с прочтения стихотворения И. Бунина. Выделите ключевые слова в стихотворении:
Молчат гробницы, мумии и кости, -
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь письмена.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
(Слово, жизнь, достоянье, дар, беречь, речь)
- Можно предположить, о чем будет наша беседа?
Учащиеся:
-О богатстве и многообразии слова, о бережном отношении к нему.
3. Постановка учебных задач и целеполагание.
- Итак, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?
Учитель объявляет тему урока.
Поставьте учебные задачи, над которыми будем сегодня работать.
- Постараемся увидеть и почувствовать неисчерпаемые возможности слова;
- Мы должны научиться использовать лексическое богатство языка, правильно употреблять слова в речи.
4. Применение теоретических положений в условиях решения задач.
Слово учителя: посмотрим в словаре С.И.Ожегова, какие значения имеет «слово». Их 9! Но нас сегодня будет интересовать первое значение – единица языка, называющая отдельное понятие, и пятое – речь на какую-нибудь тему, повествование, рассказ.
Слова бывают очень разными, например, «добрые слова», какие они вызывают эмоции? А выражение «понять друг друга с полуслова»? «Я вас лишаю слова»? Какие это обороты речи?
(Учащиеся отвечают, объясняя значение фразеологизмов).
Мы не будем говорить попусту, не будем лишать собеседников слова, мы постараемся доставить радость словами себе и окружающим и, я уверена, сумеем понять друг друга с полуслова.
Напишите на своих листах слово «Слово». Это заголовок нашей будущей работы. О чем будет это слово, мы сейчас узнаем. Но для начала эмоционально настроимся на эту работу. Послушайте стихотворение и выпишите одно ключевое слово, которое вам понравится больше других.
Чтение стихотворения
Льва Болеславского «Слова»
До речи родимой дотронусь –
И музыку на сто ладов!
Весеннее слово – влюбленность.
И есть еще краше – любовь.
Мне дороги рукопожатья,
Приветы и встречи вокруг.
Веселое слово – приятель,
И есть еще радостней – друг.
Бежит под зеленой косынкой
И хочет из чащи свернуть
Укромное слово – тропинка,
Но слово просторное – путь.
В рабочем нетихнущем гуде,
Я слышу, как Завтра встает.
Есть слово высокое – люди,
И есть еще выше – народ.
5. Исследования художественного слова:
- Какие слова вы выписали?
- Любовь,
- Народ;
- Друг;
- Путь.
- Какими изобразительными средствами автор смог передать свои чувства?
Учащиеся:
- Автор использовал тропы.
Учитель раздает учащимся таблицы с тропами.
Предлагается поработать в группах.
1-я группа – выписать эпитеты
2-я группа – выписать олицетворения
3-я группа – выписать метафоры
Учащиеся называют эпитеты: весеннее слово, веселое слово, радостное слово, просторное слово, высокое слово, укромное слово.
Олицетворение: бежит слово; хочет свернуть; Завтра встает;
Метафоры: до речи родимой дотронусь.
Учитель: Ребята, можно ли назвать нашу работу словесной живописью? А какие еще нам понадобятся изобразительно-выразительные средства для нашей словесной живописи?
Учащиеся подбирают образные сравнения, метафоры к своему ключевому слову.
На столе – листочки с крылатыми выражениями о дружбе, любви, народе. Выпишите понравившиеся вам высказывания на листочки. Почему вы выбрали именно эти слова?
Раздаточный материал.
О любви:
1. Люблю Отчизну я. (М.Ю. Лермонтов)
2. Люблю грозу в начале мая… (Ф.И. Тютчев)
3. Люблю весь мир!
4. Любовь матери всесильна. (Т.Драйзер)
О дружбе:
1. Друзья мои, прекрасен наш союз! (А.С. Пушкин)
2. Друзья познаются в беде. (Пословица)
3. Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много.
О народе:
1. Талантлив русский народ! (Н.Лесков)
2.Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан.
(Н.А. Некрасов)
3. Народ – это люди, это я.
4. Человек – это звучит гордо. (М. Горький)
(учащиеся приводят примеры с аргументацией своего выбора).
- Какие слова вы выписали?
- Любовь,
- Народ;
- Друг;
- Путь.
- Какими изобразительными средствами автор смог передать свои чувства?
Учащиеся:
- Автор использовал тропы.
Учитель раздает учащимся таблицы с тропами.
Предлагается поработать в группах.
1-я группа – выписать эпитеты
2-я группа – выписать олицетворения
3-я группа – выписать метафоры
Учащиеся называют эпитеты: весеннее слово, веселое слово, радостное слово, просторное слово, высокое слово, укромное слово.
Олицетворение: бежит слово; хочет свернуть; Завтра встает;
Метафоры: до речи родимой дотронусь.
Учитель: Ребята, можно ли назвать нашу работу словесной живописью? А какие еще нам понадобятся изобразительно-выразительные средства для нашей словесной живописи?
Учащиеся подбирают образные сравнения, метафоры к своему ключевому слову.
На столе – листочки с крылатыми выражениями о дружбе, любви, народе. Выпишите понравившиеся вам высказывания на листочки. Почему вы выбрали именно эти слова?
Раздаточный материал.
О любви:
1. Люблю Отчизну я. (М.Ю. Лермонтов)
2. Люблю грозу в начале мая… (Ф.И. Тютчев)
3. Люблю весь мир!
4. Любовь матери всесильна. (Т.Драйзер)
О дружбе:
1. Друзья мои, прекрасен наш союз! (А.С. Пушкин)
2. Друзья познаются в беде. (Пословица)
3. Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много.
О народе:
1. Талантлив русский народ! (Н.Лесков)
2.Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан.
(Н.А. Некрасов)
3. Народ – это люди, это я.
4. Человек – это звучит гордо. (М. Горький)
(учащиеся приводят примеры с аргументацией своего выбора).
6. Творческая работа-создание художественной миниатюры.
Сейчас вы будете создавать свою художественную миниатюру. О чем будет ваше слово? Какую идею вы будете развивать в нем? Постарайтесь использовать разные виды связи между предложениями: цепную, параллельную. Используйте описательные обороты. (На выполнение работы дается 7-8 минут).
Дети зачитывают получившиеся мини-сочинения.
Примеры из ученических работ
Слово о любви.
Любовь… чудесное слово! Оно звучит так нежно. Любовь как прекрасный цветок, который тянется к солнцу, а солнце – родной и близкий человек – мама. Любовь – чудесная белая птица, летящая в небе, а небо – Родина. Мы любим родных и друзей, Отечество и народ. Любовь наша бесконечна, ее хватит на всех! (Ведерникова Женя)
Слово о народе.
Народ – высокое слово. Народ – это люди, которые живут в моей стране. Русский народ могуч и непобедим. Русская земля взрастила многих удивительных, талантливых людей. Народ - это огромное пшеничное поле, которое состоит из множества золотых колосьев. Каждый колосок – это патриот и гражданин. Я люблю мою Родину и мой народ. (Архипенко Павел)
Слово о друге.
Друг – замечательное и радостное слово. Друг – это плечо, на которое можно опереться в трудную минуту. Дружбы лишь тот достоин, кто сам надежен. Настоящая дружба длится годами и никогда не кончается. А.С. Пушкин дружил с лицейскими товарищами всю жизнь. Об этом сказал в своем стихотворении: «Друзья мои, прекрасен наш союз! (Кирсанова Настя)
Ребята, вы написали великолепные слова и убедились в том, что создать текст не очень сложно, нужно только знать, о чем пишешь и постараться находить нужные слова. Сегодня вы дали жизнь своим словам, еще раз подтвердив высказывание И.А.Бунина, потому что слова ваши проникнуты мудростью и добротой, пониманием друг друга.
7. Рефлексия
Ребята, продолжите предложения:
1. Сегодня на уроке мы повторили…
2. Мы узнали…
3. Научились …
4. Самым интересным мне показался тот момент, когда …
5. Трудным для меня стало…
8. Домашнее задание. Составить синквейн на тему: «Родина», «Дружба», «Любовь»
Скачать вложение