Что такое доброта?
Автор: Моисеева Лариса Викторовна, воспитатель, МБДОУ "Детский сад №70", г.РязаньМетодическая разработка интегрированной организованной образовательной деятельности для детей 5-6 лет
Аннотация
«Чтобы поверить в добро, нужно начать делать его»
Л.Н. Толстой
Доброта…А что такое доброта?
И.С. Ожегов писал, что доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Доброта – это стремление человека совершать хорошие добрые поступки для других людей, для окружающего мира. Это умение сочувствовать, жалеть тех, кому плохо, грустно, это желание помогать своим друзьям и близким.[1]
Доброта всегда приносит человеку радость, хорошее настроение. Самый первый шаг к доброте – это добрые, ласковые и вежливые слова, которые мы говорим друг другу. И как же нам не хватает всего этого в последнее время.
В настоящее время наша страна переживает сложный исторический период. В сегодняшнем обществе мы видим недостаток духовности, моральное обнищание, говорить правду является не обязательным, творить добро считается слабостью, а пожалеть обиженного стыдно. Люди обеспокоены только своим материальным положением, а все нравственное и духовное уходит на второй план. Занятые своей работой и домашними делами родители не уделяют должного внимания своим детям. Им некогда поговорить со своим ребенком на волнующие его темы, почитать книгу или рассказать сказку на ночь, объяснить, что такое хорошо, а что такое плохо. Увлечение детей телевизором, компьютерными играми приводит к тому, что они начинают забывать, что такое доброта, забота о близких, любовь к природе. А ведь именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, его мировоззрение, свое понимание добра и зла, своя реакция на поступки других и собственное поведение.
Актуальность этой задачи в современной России отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Главной задачей для нас педагогов является формирование у детей первичных духовно-нравственных представлений, таких как: семья, семейные отношения, взаимные чувства, сотрудничество со сверстниками, дружба, взаимопомощь, формулы словесной вежливости (приветствие, прощание, просьбы, извинения), культивировании таких качеств, как трудолюбие, умение трудиться сообща.
Современное общество заинтересовано в воспитании высокоразвитой неповторимой личности, которая будет уметь сочувствовать и сопереживать, уважать мнение других людей, приходить на помощь в трудную минуту. Все эти качества необходимо закладывать в детях с самого раннего возраста.
Известный детский педагог, писатель В.А.Сухомлинский говорил, что руководить нравственным воспитанием – это создавать тот неуловимый с первого взгляда моральный тонус жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце.[2]
В нашем детском саду педагоги стараются создать вокруг ребенка здоровую, доброжелательную обстановку, которая будет способствовать его духовно-нравственному развитию. Ориентируясь на ФОП ДО, мы учим детей различать добро и зло; формируем доступные системные знания об окружающем его мире: людях, природе, рукотворных предметах и месте ребенка в этом мире;
содействуем развитию интереса ребенка к родному краю: его природе, истории; народной и национальной культуре (традиции, обычаи, искусство, праздники и др.); содействуем развитию у детей эмоциональной сферы:
разнообразных по качеству чувств к своеобразию окружающего мира (удивление, любование, восхищение, гордость, благоговение к
святыням, почитание и уважение родителей и других людей, милосердие, сочувствие, сопереживание, огорчение, неприятие, возмущение);
воспитываем у детей инициативную деятельностную позицию к окружающему миру, проявляемую в поведении (бережное и заботливое отношение, милосердие, желание и умение трудиться, дисциплинированность, неприятие и стремление избегать плохих поступков).
Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Узнавая новые произведения (стихи, песни, пословицы, считалочки), дети с большой радостью применяют их в совместной деятельности. Они лучше договариваются между собой, помогают друг другу, делятся своими радостями и огорчениями. У них закрепляются привычки к делам милосердия, сострадания, сопереживания, соучастия. Всё лучшее начинает формироваться в детском саду, оказывает влияние на развитие духовно-нравственных достижений человека и найдёт отражение в дальнейшей жизни.
Конспект организованной образовательной деятельности «Что такое доброта?»
Образовательные области: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, нравственное воспитание, трудовое воспитание.
Цель: познакомить детей с понятием «доброта» в процессе различных видов, на основе стихов о доброте, песен, дидактических игр, добрых поступков.
Задачи:
Организовать:
1. Знакомство детей с произведениями и песнями о добре и зле:
- В.Катаев «Цветик-семицветик»;
- Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»;
- В.Осеева «Волшебное слово»;
- А.Барто «Вовка – добрая душа»;
- «Добрым быть совсем, совсем не просто», сл. М.Пляцковского, муз. В.Шаинского;
- «Доброта» из мультфильма «Приключения поросенка Фунтика», сл. В.Шульжика., муз. В.Львовского;
- «Твори добро», сл.А.Медведева и Е.Ярмоленко, муз А.Медведева.
2. Знакомство с русскими народными пословицами и поговорками о добре и зле;
3. Развитие связной речи детей;
4. Расширение словарного запаса («доброта», «взаимопомощь», «поддержка», «дружба», «доброе слово», «хорошие поступки», «материальное добро», «добросердечный» и «благородный человек», «вежливые слова»);
5. Развитие слухового восприятия, слуховой памяти;
6. Воспитание эмоциональной отзывчивости, стремлении помогать взрослым;
7. Умение работать в паре и в коллективе;
8. Практические действия детей по выработке у них умений работать с бумагой и клеем, инвентарем для работы в уголке природы и труда;
9. Контроль результатов самостоятельной деятельности детей;
10 . Рефлексивную оценку результатов образовательной деятельности детей на занятии.
Предварительная работа: чтение произведений о дружбе, добре, заучивание стихотворений и поговорок о доброте, слушание песен о доброте, помощь воспитателю в уголке природы и во время хозяйственно-бытового труда.
Материалы к занятию:
Демонстрационный материал: мягкая игрушка, книги с рваными страницами, комнатные растения, музыкальный центр, музыкальные записи песен о доброте («Добрым быть совсем, совсем непросто», «Доброта», «Твори добро»).
Раздаточный материал: листы бумаги, цветные карандаши; клей, клеенки для клея, салфетки; лейка, тряпочки, тазик с водой; мусор из бумаги, ведро для мусора; тарелочка с крупой и крошками хлеба; влажные салфетки;
Ход организованной образовательной деятельности
1 . Мотивационный этап
Беседа о доброте
Воспитатель: – Ребята, сегодня я предлагаю вам познакомиться с одной удивительной сказочной страной. Как она называется, вы должны угадать сами. А для этого у меня есть для вас музыкальная подсказка. (Звучит песня «Добрым быть совсем, совсем не просто», сл. М. Пляцковского, муз. В. Шаинского)
Воспитатель: Ребята, догадались, о какой стране идет речь?
Дети: Да, это страна Доброты.
Воспитатель: Правильно, ребята. Эта страна называется Доброта. А хотите в ней побывать?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда давайте туда скорей отправимся! Давайте все вместе скажем волшебные слова:
Покружились, покружились
В стране Добра мы очутились!
2. Ориентировочный этап
Воспитатель: Ребята, а что такое, по-вашему, доброта?
Дети: Это - внимание, взаимопомощь, поддержка, доброе слово, хорошие поступки, дружба.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете их можно потрогать?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему?
Дети: Мы можем только увидеть, услышать, совершить.
Воспитатель: Правильно, А есть еще такое добро, которое человек создает своими руками. Что это, как вы думаете?
Дети: Это книги, картины, красивые здания, драгоценности.
Воспитатель: Правильно, это добро называется материальным, т.е. человек сделал его для того, чтобы мы могли с вами его увидеть, полюбоваться им. Создавая его, люди вкладывали в него все свое добро, душу, любовь, хорошее настроение.
Воспитатель: Ребята, а, как мы можем назвать человека, который совершает хорошие, добрые поступки?
Дети: Добросердечный, благородный, добропорядочный.
Воспитатель: Правильно. Добросердечный это значит, что у человека доброе сердце в груди. Кого еще мы можем назвать добропорядочным или добросердечным?
Дети: Доброго, внимательного, заботливого, ласкового, не жадного человека.
Воспитатель: А, если человек не добрый, он какой?
Дети: Злой, плохой, грубый, жадный, не хороший, жестокий.
Воспитатель: Ребята, я надеюсь, вы совсем не такие, как вы сейчас говорили о не добром человеке. Поэтому я предлагаю вам немного поиграть. У нас в гостях сегодня мягкая игрушка. Она не простая, а волшебная, ведь у кого она в руках, тот сразу становится добрым и начинает говорить о других добрые, теплые, ласковые слова. Давайте проверим.
Игра «Скажи доброе слово»
Дети становятся в круг, и, передавая игрушку по кругу, говорят друг о друге хорошие слова.
Воспитатель: Молодцы, ребята, сколько хороших, добрых слов вы наговорили друг о друге. Я, надеюсь, вам самим понравились эти слова.
Работа в паре «Белая ромашка»
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам выполнить небольшое задание. Давайте с вами немного порисуем. Садитесь на свои места и давайте нарисуем с вами ромашку. (Воспитатель показывает на мольберте картинку с ромашкой)
Дети работают в паре. У некоторых детей на столах лежат сломанные карандаши, один листок бумаги.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что ромашка – это не простой цветок, а символ любви, верности, крепкой семьи. У неё белые лепестки, жёлтая серединка и зелёные листочки. Можно даже нарисовать целый букет из ромашек. (Во время рисования дети должны делиться карандашами, листком бумаги)
(Звучит песня «Доброта» из мультфильма «Приключения поросенка Фунтика», сл. В.Шульжика., муз. В.Львовского)
Воспитатель: Нарисовали свои ромашки?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте теперь подумаем, какие добрые дела вы совершили во время этого задания?
Дети: Мы поделились карандашами, вместе рисовали на одном листочке.
Воспитатель: Вот видите, какие вы хорошие добрые дела сделали, не пожадничали, хотя и могли, а поделились со своими товарищами. Молодцы!
Пословицы и поговорки о добре
Воспитатель: Ребята, ещё издавна люди стремились к добру, а не к злу. Своё отношение к добру они выразили в пословицах и поговорках, которые дошли и до нас. Давайте их с вами вспомним.
Дети: «Жизнь дана на добрые дела».
«Доброе слово и железные ворота открывает».
«Доброе слово человеку, что дождь в засуху».
«Добрый гость всегда в пору».
«Добро не умрёт, а зло пропадёт».
«Добро помни, а зло забывай».
«Доброе слово и кошке приятно».
«Доброе дело само себя хвалит».
Воспитатель: Правильно, ребята. Из этих пословиц мы видим, что добро всегда приносит радость людям. Ведь первый шаг к доброте – это доброе слово. А сейчас предлагаю вам немного отдохнуть.
Физкультминутка «Помогаем маме».
Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем.
Мы бельё теперь стираем,
Полощем, отжимаем.
Подметаем всё кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
Игра «Закончи предложение»
Воспитатель: А сейчас, я хочу проверить, какие добрые слова знаете вы ребята. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать. Можно отвечать всем хором.
1) До чего оно красиво слово доброе… (спасибо)
2) Говорить друзьям не лень, улыбаясь… (добрый день)
3) Когда вас ругают за шалости, вы говорите… (простите, пожалуйста)
4) В чужой разговор никогда не встревай, и взрослых ты лучше... (не перебивай)
5) Ребенок вежливый и развитый взрослым говорит при встрече… (здравствуйте)
6) Друг другу на прощание мы говорим … (до свидания)
7) Захотел ты пирожок – попроси у бабушки, только важно не забыть ей сказать … (пожалуйста)
Воспитатель: Ребята, каким одним словом можно назвать слова, которые вы сейчас отгадывали?
Дети: Это вежливые слова.
Воспитатель: Молодцы, правильно назвали! Давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова, будем чаще говорить их друг другу. Добрые слова надо говорить ласково, нежно, негромко, глядя в глаза другому человеку и при этом улыбаясь, ведь, как вам известно, от улыбки хмурый день становится светлей.
Игра «Я - радуюсь»
Воспитатель: А, сейчас, ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Я радуюсь». Каждый из вас должен сказать, чему он радуется и положить свою ладошку на ладошку другому. Например: «Я радуюсь, когда помогаю маме» или «Я радуюсь, когда играю с друзьями» и т.д.
Дети по кругу говорят, чему они радуются.
Воспитатель: Ребята, вот видите, сколько радости вам приносят хорошие дела. Посмотрите, какой у нас получился круг хорошего настроения и добрых дел.
Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Потрогай нос соседа справа,
Потрогай нос соседа слева,
Мы с тобой – друзья!
Мы с тобой одна семья:
Вы, мы, ты и я.
Обними соседа справа,
Обними соседа слева,
Мы с тобой друзья!
Воспитатель: Давайте ещё раз подарим друг другу добро, улыбнёмся, посмотрим друг на друга ласковым взглядом.
3. Исполнительский этап
Практическое упражнение «Сделай доброе дело».
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что здесь такое? Так много разных предметов – цветок, порванная книга, лейка, ведро, клей, тряпочки, мусор, зёрнышки. Скажите, какие добрые дела можно совершить в этом случае? (ответы детей). Ребята, давайте сделаем с вами эти добрые дела.
Воспитатель делит детей на группы и каждой группе дает разное задание. Первая группа убирает мусор в ведро, убирают своё рабочее место, вторая группа поливает и протирает цветы, третья группа заклеивает порванные книги. Звучит песня группы «Непоседы» «Твори добро», сл. А.Медведева и Е.Ярмоленко, муз А.Медведева).
Воспитатель: Спасибо вам, ребята, молодцы, сколько добрых дел вы сделали. Ну, а нам пора возвращаться назад в детский сад. Давайте опять произнесем волшебные слова:
Покружились, покружились
И назад мы возвратились!
Подведение итогов занятия.
Воспитатель: Ребята, в какой стране мы с вами сегодня побывали?
- Из чего состоит добро?
- Можно ли его потрогать?
- С какими новыми словами вы сегодня познакомились?
- Чем вам запомнилось наше занятие?
4. Рефлексивный этап:
- Какие добрые поступки мы с вами сегодня совершили?
- Кому еще мы сможем сказать добрые и ласковые слова?
- Понравилось ли вам совершать добрые поступки и будете ли вы совершать их снова?
- Расскажите ли вы о нашем занятии своим родителям или друзьям?
5. Перспективный этап
Воспитатель: Закончить наше занятие я хотела бы стихотворением В. Азбукина [8]:
Доброта – вещь удивительная!
Быть легче добрым или злым?
Наверно, легче злым.
Быть добрым – значит отдавать
Тепло своё другим.
Быть добрым – значит понимать
И близких, и чужих
И радости порой не знать,
Заботясь о других.
Конечно, доброму трудней,
И всё же посмотри:
Как много у него друзей!
А злой всегда один…
Литература
1. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / Под ред. проф. Л.И. Скворцова. – 28-е изд. перераб. – М. : Мир и образование, 2014. – 1376 с.
2. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. – М: Концептуал, 2019. – 320 с.
3. Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет / Р.С.Буре. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016. – 80 с.
4. Кузнецова, Т.Г. Создание условий для развития нравственных качеств дошкольников с перспективой успешной социализации их в современном обществе / Т.Г. Кузнецова, И.В. Болгова, А.Ф. Новикова // Вопросы дошкольной педагогики, 2016. - №3. – с.126-131
5. Миронова, С.А. Социально-нравственное воспитание в детском саду и в семье / С.А. Миронова // Молодой ученый, 2016. – с.247-248
6. Добрые сказки. – Москва: «Малыш», 2020. – 84 с.
7. Спешите делать добрые дела. – Москва: «Детская литература», - 2019. – 349 с.
8. Азбукин, В. А. Кто быстрее? стихи / В. А. Азбукин. - Ленинград: Детская литература, Ленинградское отделение, 1988. - 29 с.
9. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2023. – 256 с.
Конспект во вложении (pdf 185KB)
Скачать вложение