Есенинская тематика в воспитательной работе
Автор: Доронкина Марина Валентиновна, Малахова Наталья Васильевна, преподаватели, ОГБПОУ "Рязанский строительный колледж"Из опыта работы по духовно – нравственному и патриотическому воспитанию молодёжи
Образовательная система ОГБПОУ «Рязанский строительный колледж» сориентирована на задачи подготовки профессиональных кадров для строительной отрасли Рязанской области и России.
Реализуя эти задачи, коллектив колледжа считает важным в своей деятельности такое направление, как воспитание российской гражданской идентичности: воспитание у будущих строителей чувства любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, её прошлое и настоящее, осознания своей этнической принадлежности, знания истории и культуры своего Рязанского края, основ культуры народов России.
Развить именно эти ценности у обучающихся колледжа призван разработанный в этом учебном году комплекс мероприятий «Как прекрасна земля и на ней – Человек!» (1 часть - «Есенинские чтения», «2 часть -«Традиционные коллективные творческие дела» и 3 часть - «Участие в творческих конкурсах»), посвящённый 120 - летию со дня рождения Поэта, нашего знаменитого земляка Сергея Александровича Есенина, под девизом «Читаем, учим наизусть и обсуждаем вместе». Комплекс разработан на основе принципов: нравственный пример педагога, социально – педагогическое партнёрство, индивидуально – личностное развитие юношей и девушек.
Сегодня в российском обществе особое внимание уделяется проблеме чтения в молодёжной среде, овладение юношами и девушками навыками грамотной письменной и устной речи. Широкая дискуссия по этой проблеме развернулась в публикациях «Литературной газеты»[2]. Оппоненты со страниц газеты считают, что современные люди мало читают, не любят классическую литературу, следствием чего является снижение уровня культуры россиян, размывание моральных устоев общества, что «сейчас мы имеем поколение абсолютно не читающих молодых людей, или читающих, но ничего не понимающих из прочитанного.» Поэтому формирование гуманитарной культуры студентов колледжа стала одной из важнейших целей системы мероприятий, стала основной составляющей в воспитательной работе коллектива. Система коллективных творческих дел, посвящённая 120-летию Поэта, призвана реализовать эту цель в первую очередь через возрождение и развитие лучших традиций семейного чтения: первая, основная часть системы мероприятий «Есенинские чтения», рассчитана на работу со студентами, проживающими в общежитии колледжа (ул. Пугачёва, д.7).
Работа по реализации мероприятий началась в общежитии 14 сентября 2015 года. С интересом и энтузиазмом к старту готовились студенты, воспитатель (Колосова О.И.), комендант общежития (Смыслова Н. А.), актив кабинета «Русский язык и литература»: читали и учили наизусть стихи Сергея Есенина о животном мире, читали повести и рассказы о животных русских классиков А.П. Чехова, А.И. Куприна, Л.Н, Толстого, И.А. Бунина, подбирали материал для литературной выставки «В мире Сергея Есенина». Молодёжь перед началом «Есенинских чтений» познакомилась на этой выставке с творчеством Ю. Прокушева и профессора Рязанского государственного университете О.Е. Вороновой. Студенты внимательно читали научно – методический журнал «Современное есениноведение», в котором в 2010 году, в 14 номере был обобщён опыт учебно – воспитательной работы коллектива колледжа по есенинской тематике (статья преподавателя колледжа Н.В. Малаховой «Педагогическая есениниана»).
Чтения начались с виртуального путешествия присутствующих в зале на родину Поэта, в село Константиново, под песню Е.Г. Попова «Над окошком месяц» в исполнении Рязанского народного хора и продолжились чтением раннего рассказа Есенина «Бобыль и Дружок», стихотворений «Песнь о собаке», «Корова», «Табун», «Лисица», «Выткался на озере…», которое перешло в заинтересованный разговор студентов о произведениях русских писателей про животных и о той роли, которою сыграл Сергей Есенин в развитии лучших традиций отечественной классики, о том, какую роль играют эти великие произведения в жизни современной молодёжи.
Очередные Есенинские чтения, посвящённые поэме «Анна Снегина», прошли в формате «Читаем вместе». Вначале выступила студентка 1 курса со своей творческой «Сергей Есенин и его поэма “Анна Снегина”» и рассказала об особенностях тематики поэмы, о системе действующих лиц и их прототипах, о художественных особенностях произведения, особое внимание обратив на пейзажные зарисовки и их роль в поэме.
Заинтересованные рассказом, собравшиеся в зале по очереди читали поэму, открывая по – новому для себя мир есенинской поэзии. Это открытие после прочтения поэмы перешло в дискуссию о величии поэтического слова нашего земляка, о его жизни, о любви, об истории России, насколько честен с читателем поэт. Были и сравнения Есенинской «Анны Снегиной» с Пушкинским «Евгением Онегиным».
120 – летие Великого земляка студенческий актив общежития решил встретить традиционным творческим мероприятием – конкурсом чтецов. Готовили конкурс и приняли участие в нём 15 обучающихся 1 – 5 курсов: в актовом зале общежития с нескрываемыми эмоциями звучали любимые стихи Есенина, молодёжь рассказывала о Поэте, о своих впечатлениях от прочитанных произведений, об истории создания того или иного есенинского опуса. Особый интерес у зрителей вызвало выступление студентки 1 курса, которая прочитала стихотворение Ирины Морозовой «Имя – то какое!», посвящённое юбилею поэта, рассказала об авторе, Заслуженном учителе России, проработавшей всю жизнь в Спасской школе.
Мотивированные к чтению, заинтересованные творчеством Великого земляка студенты активно погрузились в творческую деятельность, начав самостоятельно изучать исследовательские работы поэтического наследия Есенина и создавать свои рефераты, доклады, эссе, презентации по темам: «Первый сборник Есенинский лирики «Радуниц» - тематика и художественные особенности», «История создания цикла С. Есенина «Тематическое многообразие и художественная ценность цикла “Персидские мотивы”», а члены студенческой лекторской группы при кабинете «Русский язык и литература» подготовили серию лекций и презентаций о жизненном и творческом пути поэтов серебряного века под общим названием «Поэты серебряного века – современники Сергея Есенина».
Поисковая деятельность активистов нашла своё продолжение в Есенинских чтениях, прошедших в общежитии колледжа (Пугачёва, 7-а, 24 февраля) по темам «Где жила и пела Шахразада» и «Поэты серебряного века – современники Сергея Есенина» (28 марта). К этим чтениям студенты готовились уже самостоятельно, осознанно и пришли на мероприятия целенаправленно, с томиками лирики не только Есенина, но и с произведениями А. Блока, К. Бальмонта, Н. Гумилёва, А. Белого и других поэтов – современников нашего земляка. После выступления докладчиков присутствующие в зале студенты читали «Незнакомку» и «Россию» Блока, «Жирафа» Гумилёва, «Из окна вагона» А. Белого, «Гой ты, Русь моя, родная», «Сорокоуст» Есенина», сравнивали эти стихи, доказывали друг другу, чьё творчество более значимо для русской культуры – символиста Блока или имажиниста Есенина, символиста Белого или акмеиста Гумилёва. С особым теплом отзывались о Блоке, который дал путёвку Сергею Александровичу в поэтический мир России. Есенинские чтения привлекли внимание студентов к книге и способствовали развитию у студентов колледжа чувства гордости за своё Отечество и малую родину – Рязанщину.
Творческая работа, предусмотренная третьим разделом комплекса мероприятий «Как прекрасна земля и на ней – Человек», нашла своё отражение в участии студентов колледжа в конкурсах и фестивалях по Есенинской тематике. В октябре 2015 года две студентки 1 и 2 курсов приняли участие в областном конкурсе – фестивале «Родное слово. Одна из них за эссе «Я поведу тебя в музей» (по картине из Рязанского художественного музея «Сергей Есенин в гостях у матери» художника И. П. Весёлкина) получила Диплом 3 – й степени. В апреле и мае студенты (9 человек) готовятся к участию (в пяти номинациях из шести) в 12 – ом Межрегиональном фестивале «Есенинская весна». Участие в этом фестивале для студентов колледжа традиционно, и в каждом выступлении юноши и девушки занимали первые, вторые и третьи места.
Мероприятиями предусмотрены и реализованы коллективные творческие дела, традиционные для коллектива: просмотр спектакля в Рязанском театре драмы «Поезд в страну негодяев», тематический классный час в группах 2 и 3 курсов «Я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким Русь», интеллектуальная викторина «Наш земляк Сергей Есенин» - всё это, безусловно, способствует процессу духовно – нравственного и патриотического развития молодого россиянина.
Проявленный интерес к мероприятиям «Как прекрасна земля и на ней – Человек!» и активное участие студентов в их реализации дают возможность преподавателям – разработчикам и организаторам реализации комплекса (Малаховой Н.В., Доронкиной М.В., Фединой Ю.Н., Зенякиной Е.В.) утверждать, что цели, заявленные при их разработке, и ожидаемые результаты достигнуты, поэтому преподаватели – создатели комплекса - планируют далее развивать инновационную педагогическую инициативу в формате чтений русской классики для студентов, живущих в общежитии колледжа. Именно подобные технологии являются социально – педагогической поддержкой становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Список литературы:
1. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М., Просвещение, 2011г.
2. Литературная газета, №42 – 43 (6530), 28 октября – 10 ноября 2015г. Статья «Начнём с чтения».
Полный вариант статьи во вложении (docx, 535KB)
Реализуя эти задачи, коллектив колледжа считает важным в своей деятельности такое направление, как воспитание российской гражданской идентичности: воспитание у будущих строителей чувства любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, её прошлое и настоящее, осознания своей этнической принадлежности, знания истории и культуры своего Рязанского края, основ культуры народов России.
Развить именно эти ценности у обучающихся колледжа призван разработанный в этом учебном году комплекс мероприятий «Как прекрасна земля и на ней – Человек!» (1 часть - «Есенинские чтения», «2 часть -«Традиционные коллективные творческие дела» и 3 часть - «Участие в творческих конкурсах»), посвящённый 120 - летию со дня рождения Поэта, нашего знаменитого земляка Сергея Александровича Есенина, под девизом «Читаем, учим наизусть и обсуждаем вместе». Комплекс разработан на основе принципов: нравственный пример педагога, социально – педагогическое партнёрство, индивидуально – личностное развитие юношей и девушек.
Сегодня в российском обществе особое внимание уделяется проблеме чтения в молодёжной среде, овладение юношами и девушками навыками грамотной письменной и устной речи. Широкая дискуссия по этой проблеме развернулась в публикациях «Литературной газеты»[2]. Оппоненты со страниц газеты считают, что современные люди мало читают, не любят классическую литературу, следствием чего является снижение уровня культуры россиян, размывание моральных устоев общества, что «сейчас мы имеем поколение абсолютно не читающих молодых людей, или читающих, но ничего не понимающих из прочитанного.» Поэтому формирование гуманитарной культуры студентов колледжа стала одной из важнейших целей системы мероприятий, стала основной составляющей в воспитательной работе коллектива. Система коллективных творческих дел, посвящённая 120-летию Поэта, призвана реализовать эту цель в первую очередь через возрождение и развитие лучших традиций семейного чтения: первая, основная часть системы мероприятий «Есенинские чтения», рассчитана на работу со студентами, проживающими в общежитии колледжа (ул. Пугачёва, д.7).
Работа по реализации мероприятий началась в общежитии 14 сентября 2015 года. С интересом и энтузиазмом к старту готовились студенты, воспитатель (Колосова О.И.), комендант общежития (Смыслова Н. А.), актив кабинета «Русский язык и литература»: читали и учили наизусть стихи Сергея Есенина о животном мире, читали повести и рассказы о животных русских классиков А.П. Чехова, А.И. Куприна, Л.Н, Толстого, И.А. Бунина, подбирали материал для литературной выставки «В мире Сергея Есенина». Молодёжь перед началом «Есенинских чтений» познакомилась на этой выставке с творчеством Ю. Прокушева и профессора Рязанского государственного университете О.Е. Вороновой. Студенты внимательно читали научно – методический журнал «Современное есениноведение», в котором в 2010 году, в 14 номере был обобщён опыт учебно – воспитательной работы коллектива колледжа по есенинской тематике (статья преподавателя колледжа Н.В. Малаховой «Педагогическая есениниана»).
Чтения начались с виртуального путешествия присутствующих в зале на родину Поэта, в село Константиново, под песню Е.Г. Попова «Над окошком месяц» в исполнении Рязанского народного хора и продолжились чтением раннего рассказа Есенина «Бобыль и Дружок», стихотворений «Песнь о собаке», «Корова», «Табун», «Лисица», «Выткался на озере…», которое перешло в заинтересованный разговор студентов о произведениях русских писателей про животных и о той роли, которою сыграл Сергей Есенин в развитии лучших традиций отечественной классики, о том, какую роль играют эти великие произведения в жизни современной молодёжи.
Очередные Есенинские чтения, посвящённые поэме «Анна Снегина», прошли в формате «Читаем вместе». Вначале выступила студентка 1 курса со своей творческой «Сергей Есенин и его поэма “Анна Снегина”» и рассказала об особенностях тематики поэмы, о системе действующих лиц и их прототипах, о художественных особенностях произведения, особое внимание обратив на пейзажные зарисовки и их роль в поэме.
Заинтересованные рассказом, собравшиеся в зале по очереди читали поэму, открывая по – новому для себя мир есенинской поэзии. Это открытие после прочтения поэмы перешло в дискуссию о величии поэтического слова нашего земляка, о его жизни, о любви, об истории России, насколько честен с читателем поэт. Были и сравнения Есенинской «Анны Снегиной» с Пушкинским «Евгением Онегиным».
120 – летие Великого земляка студенческий актив общежития решил встретить традиционным творческим мероприятием – конкурсом чтецов. Готовили конкурс и приняли участие в нём 15 обучающихся 1 – 5 курсов: в актовом зале общежития с нескрываемыми эмоциями звучали любимые стихи Есенина, молодёжь рассказывала о Поэте, о своих впечатлениях от прочитанных произведений, об истории создания того или иного есенинского опуса. Особый интерес у зрителей вызвало выступление студентки 1 курса, которая прочитала стихотворение Ирины Морозовой «Имя – то какое!», посвящённое юбилею поэта, рассказала об авторе, Заслуженном учителе России, проработавшей всю жизнь в Спасской школе.
Мотивированные к чтению, заинтересованные творчеством Великого земляка студенты активно погрузились в творческую деятельность, начав самостоятельно изучать исследовательские работы поэтического наследия Есенина и создавать свои рефераты, доклады, эссе, презентации по темам: «Первый сборник Есенинский лирики «Радуниц» - тематика и художественные особенности», «История создания цикла С. Есенина «Тематическое многообразие и художественная ценность цикла “Персидские мотивы”», а члены студенческой лекторской группы при кабинете «Русский язык и литература» подготовили серию лекций и презентаций о жизненном и творческом пути поэтов серебряного века под общим названием «Поэты серебряного века – современники Сергея Есенина».
Поисковая деятельность активистов нашла своё продолжение в Есенинских чтениях, прошедших в общежитии колледжа (Пугачёва, 7-а, 24 февраля) по темам «Где жила и пела Шахразада» и «Поэты серебряного века – современники Сергея Есенина» (28 марта). К этим чтениям студенты готовились уже самостоятельно, осознанно и пришли на мероприятия целенаправленно, с томиками лирики не только Есенина, но и с произведениями А. Блока, К. Бальмонта, Н. Гумилёва, А. Белого и других поэтов – современников нашего земляка. После выступления докладчиков присутствующие в зале студенты читали «Незнакомку» и «Россию» Блока, «Жирафа» Гумилёва, «Из окна вагона» А. Белого, «Гой ты, Русь моя, родная», «Сорокоуст» Есенина», сравнивали эти стихи, доказывали друг другу, чьё творчество более значимо для русской культуры – символиста Блока или имажиниста Есенина, символиста Белого или акмеиста Гумилёва. С особым теплом отзывались о Блоке, который дал путёвку Сергею Александровичу в поэтический мир России. Есенинские чтения привлекли внимание студентов к книге и способствовали развитию у студентов колледжа чувства гордости за своё Отечество и малую родину – Рязанщину.
Творческая работа, предусмотренная третьим разделом комплекса мероприятий «Как прекрасна земля и на ней – Человек», нашла своё отражение в участии студентов колледжа в конкурсах и фестивалях по Есенинской тематике. В октябре 2015 года две студентки 1 и 2 курсов приняли участие в областном конкурсе – фестивале «Родное слово. Одна из них за эссе «Я поведу тебя в музей» (по картине из Рязанского художественного музея «Сергей Есенин в гостях у матери» художника И. П. Весёлкина) получила Диплом 3 – й степени. В апреле и мае студенты (9 человек) готовятся к участию (в пяти номинациях из шести) в 12 – ом Межрегиональном фестивале «Есенинская весна». Участие в этом фестивале для студентов колледжа традиционно, и в каждом выступлении юноши и девушки занимали первые, вторые и третьи места.
Мероприятиями предусмотрены и реализованы коллективные творческие дела, традиционные для коллектива: просмотр спектакля в Рязанском театре драмы «Поезд в страну негодяев», тематический классный час в группах 2 и 3 курсов «Я буду воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким Русь», интеллектуальная викторина «Наш земляк Сергей Есенин» - всё это, безусловно, способствует процессу духовно – нравственного и патриотического развития молодого россиянина.
Проявленный интерес к мероприятиям «Как прекрасна земля и на ней – Человек!» и активное участие студентов в их реализации дают возможность преподавателям – разработчикам и организаторам реализации комплекса (Малаховой Н.В., Доронкиной М.В., Фединой Ю.Н., Зенякиной Е.В.) утверждать, что цели, заявленные при их разработке, и ожидаемые результаты достигнуты, поэтому преподаватели – создатели комплекса - планируют далее развивать инновационную педагогическую инициативу в формате чтений русской классики для студентов, живущих в общежитии колледжа. Именно подобные технологии являются социально – педагогической поддержкой становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Список литературы:
1. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М., Просвещение, 2011г.
2. Литературная газета, №42 – 43 (6530), 28 октября – 10 ноября 2015г. Статья «Начнём с чтения».
Полный вариант статьи во вложении (docx, 535KB)
Скачать вложение