Эстетическое воспитание в семье. Советы родителям детей дошкольного возраста.
Автор: Опалева Марина Алексеевна, Педагог дополнительного образования (творческое объединение "Школа будущего первоклассника), ОГБУ ДО "Ресурсный центр дополнительного образования", г. Рязань
Мы живем в мире новых технологий и не можем повернуть прогресс вспять. Поток информации увеличивается, музеи стали доступны в новых технологиях, дети читают электронные книги. Это очень удобно, так как расширяются возможности в познании окружающего мира. Не всегда дети могут самостоятельно справиться с огромным объемом самой разнообразной информации, в том числе и в эстетической сфере. Многие явления и события культурной жизни, произведения живописи, музыки, литературы должны быть адаптированы для ребенка. В этом большую роль играют окружающие его взрослые. Мамы, папы, бабушки и дедушки должны больше времени уделять живой беседе с ребенком, ходить с ним в театр, посещать музеи и выставки, вместе читать и обсуждать книги, потому что правильное объяснение, расстановка акцентов, ясные и доходчивые ответы на вопросы ребенка дают ему возможность правильно ориентироваться в огромном богатстве культурного пространства нашей жизни.
Эстетическое воспитание включает в себя определенные цели и задачи, направленные на:
- развитие восприятия (формирование способности видеть прекрасное в любом его проявлении: в природе, искусстве, отношениях между людьми);
- развитие чувств (оценка прекрасного на эмоциональном уровне);
- удовлетворение потребностей (желание и необходимость получать эстетические переживания путем созерцания, анализа и создания прекрасного);
- формирование вкусов (умение оценивать и анализировать проявления окружающего мира с точки зрения соответствия его эстетическим нормам и идеалам);
- утверждение идеалов (личностные представления о прекрасном в окружающем мире, человеке, искусстве).
Изобразительное искусство, природа, театр, литература, музыка могут служить средствами приобщения ребенка к прекрасному, методами могут быть: личный пример, беседы, занятия в творческих объединениях различных образовательных организаций, экскурсии в парки, на выставки и в музеи, посещение театров.
Эстетическое воспитание нужно начинать в раннем дошкольном возрасте. Огромную роль в эстетическом воспитании играет семья. Семейное воспитание складывается из многих составляющих: аккуратности членов семьи, взаимного уважения, искренних эмоций, умения выражать свои чувства словом, выполнения элементарных норм поведения. Воспитание вкуса начинается с рассматривания картинок в книгах, пения колыбельных и детских песен, как отдельно, так и совместно с ребёнком. Важно сформировать умение ценить и бережно относиться к произведениям искусства, способность к творчеству (рисование, лепка, составление различных аппликаций), привить желание создавать что-то своими руками. Необходимо постоянно знакомить ребят с классической детской литературой, беседовать с ними, удовлетворяя их любопытство.
Со вкусом обустроенный быт, природа, искусство так же помогают развитию эстетического восприятия. Легко приобщить ребенка к прекрасному, например, воспитывая привычку вносить красоту в быт (обустройство рабочего места за письменным столом или игрового уголка; высадка цветов на клумбе около дома совместно с родителями или работа на своей грядке на даче). Дети должны видеть, что внесенный ими в окружающее пространство уют, порядок, чистота доставляют радость и удовольствие не только им, но и окружающим. Тогда возникает желание творческого подхода к работе. Нужно систематически побуждать детей к наблюдениям, к посильному осознанию характерных особенностей формы, строения, окраски предметов, их различия и сходства с другими, хорошо знакомыми. Во время прогулки или по пути в детский сад, школу можно обратить внимание на красоту отдельных зданий в городе, на их различия, на нарядное оформление улиц перед праздником; стараться выбирать вещи, которыми пользуется ребёнок в повседневной жизни со вкусом. Сознание, что тарелка или бокал, которыми он пользуется красочные, нарядные, побуждает ребёнка относиться к ним бережно. Можно дать возможность выбора понравившейся ему вещи из нескольких похожих.
Для успешного воспитания нравственного и эстетического с ранних лет необходимо знакомить детей с произведениями классической художественной литературы, которая близка опыту ребенка. Классические произведения отражают явления природы, образы детского сознания. Эстетическое воспитание нужно осуществлять в непосредственной связи с умственным, нравственным и физическим.
Практическое освоение окружающей действительности происходит в процессе труда и связано с механизмами ее познания. Знакомство с окружающим миром в большей степени зависит от эстетических эмоций и оценок, обобщения носят образный характер. Ребенок растет, и мир прекрасного открывается перед ним по мере его взросления. Необходимо учить детей наблюдать живую и не живую природу, явления и перемены погоды, прислушиваться к звукам, присматриваться к ее красоте, чтобы увидеть, как богат мир, в котором мы живем. При восприятии маленьким ребенком прекрасного развивается наблюдательность и слух, обогащается душа радостными жизнелюбивыми ощущениями. Ребенок становится активным, энергичным, устремленным. Развивается наблюдательность, умение сравнивать и делать простейшие обобщения.
Ежедневно в быту, в школе или детском саду, на отдыхе есть возможность для эстетического воспитания детей. Если у ребенка опрятная и стильная одежда, игрушки аккуратно и бережно разложены по полкам и коробкам, если он способен творчески играть, рисовать, лепить из глины и пластилина, читать стихи, тогда мы говорим о качественном эстетическом развитии.
Подытоживая вышесказанное, мы видим, что эстетическое воспитание является важной частью формирования всесторонне развитой личности.Происходит приобщение индивида к социуму, а значит, обеспечивается успешность дальнейшей адаптации ребенка в обществе. Эстетическое воспитание является индивидуальным процессом для каждой личности, поэтому необходимо применять методы, позволяющие контролировать его для каждого ребенка. Это может быть беседа о просмотренном фильме, объяснение смысла картины, слушание классической музыки, обучение детей в музыкальных, хореографических, художественных и других школах и студиях.
Литература
1. Аркин Е.А. Родителям о воспитании // Дошкольное воспитание. - 2008. - №3.
2. Ветлугина Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду// Академия педагогических наук РСФСР, Москва, - 1962.
3. Горяева Н.А.. Первые шаги в мире искусства. Москва «Просвещение» - 1991.
4. Эстетическое воспитание в семье. Сборник статей. // Искусство, Москва, - 1963.
Эстетическое воспитание включает в себя определенные цели и задачи, направленные на:
- развитие восприятия (формирование способности видеть прекрасное в любом его проявлении: в природе, искусстве, отношениях между людьми);
- развитие чувств (оценка прекрасного на эмоциональном уровне);
- удовлетворение потребностей (желание и необходимость получать эстетические переживания путем созерцания, анализа и создания прекрасного);
- формирование вкусов (умение оценивать и анализировать проявления окружающего мира с точки зрения соответствия его эстетическим нормам и идеалам);
- утверждение идеалов (личностные представления о прекрасном в окружающем мире, человеке, искусстве).
Изобразительное искусство, природа, театр, литература, музыка могут служить средствами приобщения ребенка к прекрасному, методами могут быть: личный пример, беседы, занятия в творческих объединениях различных образовательных организаций, экскурсии в парки, на выставки и в музеи, посещение театров.
Эстетическое воспитание нужно начинать в раннем дошкольном возрасте. Огромную роль в эстетическом воспитании играет семья. Семейное воспитание складывается из многих составляющих: аккуратности членов семьи, взаимного уважения, искренних эмоций, умения выражать свои чувства словом, выполнения элементарных норм поведения. Воспитание вкуса начинается с рассматривания картинок в книгах, пения колыбельных и детских песен, как отдельно, так и совместно с ребёнком. Важно сформировать умение ценить и бережно относиться к произведениям искусства, способность к творчеству (рисование, лепка, составление различных аппликаций), привить желание создавать что-то своими руками. Необходимо постоянно знакомить ребят с классической детской литературой, беседовать с ними, удовлетворяя их любопытство.
Со вкусом обустроенный быт, природа, искусство так же помогают развитию эстетического восприятия. Легко приобщить ребенка к прекрасному, например, воспитывая привычку вносить красоту в быт (обустройство рабочего места за письменным столом или игрового уголка; высадка цветов на клумбе около дома совместно с родителями или работа на своей грядке на даче). Дети должны видеть, что внесенный ими в окружающее пространство уют, порядок, чистота доставляют радость и удовольствие не только им, но и окружающим. Тогда возникает желание творческого подхода к работе. Нужно систематически побуждать детей к наблюдениям, к посильному осознанию характерных особенностей формы, строения, окраски предметов, их различия и сходства с другими, хорошо знакомыми. Во время прогулки или по пути в детский сад, школу можно обратить внимание на красоту отдельных зданий в городе, на их различия, на нарядное оформление улиц перед праздником; стараться выбирать вещи, которыми пользуется ребёнок в повседневной жизни со вкусом. Сознание, что тарелка или бокал, которыми он пользуется красочные, нарядные, побуждает ребёнка относиться к ним бережно. Можно дать возможность выбора понравившейся ему вещи из нескольких похожих.
Для успешного воспитания нравственного и эстетического с ранних лет необходимо знакомить детей с произведениями классической художественной литературы, которая близка опыту ребенка. Классические произведения отражают явления природы, образы детского сознания. Эстетическое воспитание нужно осуществлять в непосредственной связи с умственным, нравственным и физическим.
Практическое освоение окружающей действительности происходит в процессе труда и связано с механизмами ее познания. Знакомство с окружающим миром в большей степени зависит от эстетических эмоций и оценок, обобщения носят образный характер. Ребенок растет, и мир прекрасного открывается перед ним по мере его взросления. Необходимо учить детей наблюдать живую и не живую природу, явления и перемены погоды, прислушиваться к звукам, присматриваться к ее красоте, чтобы увидеть, как богат мир, в котором мы живем. При восприятии маленьким ребенком прекрасного развивается наблюдательность и слух, обогащается душа радостными жизнелюбивыми ощущениями. Ребенок становится активным, энергичным, устремленным. Развивается наблюдательность, умение сравнивать и делать простейшие обобщения.
Ежедневно в быту, в школе или детском саду, на отдыхе есть возможность для эстетического воспитания детей. Если у ребенка опрятная и стильная одежда, игрушки аккуратно и бережно разложены по полкам и коробкам, если он способен творчески играть, рисовать, лепить из глины и пластилина, читать стихи, тогда мы говорим о качественном эстетическом развитии.
Подытоживая вышесказанное, мы видим, что эстетическое воспитание является важной частью формирования всесторонне развитой личности.Происходит приобщение индивида к социуму, а значит, обеспечивается успешность дальнейшей адаптации ребенка в обществе. Эстетическое воспитание является индивидуальным процессом для каждой личности, поэтому необходимо применять методы, позволяющие контролировать его для каждого ребенка. Это может быть беседа о просмотренном фильме, объяснение смысла картины, слушание классической музыки, обучение детей в музыкальных, хореографических, художественных и других школах и студиях.
Литература
1. Аркин Е.А. Родителям о воспитании // Дошкольное воспитание. - 2008. - №3.
2. Ветлугина Н.А. Система эстетического воспитания в детском саду// Академия педагогических наук РСФСР, Москва, - 1962.
3. Горяева Н.А.. Первые шаги в мире искусства. Москва «Просвещение» - 1991.
4. Эстетическое воспитание в семье. Сборник статей. // Искусство, Москва, - 1963.
Скачать вложение