Использование малых фольклорных форм для развития речи младших дошкольников
Автор: Соколова Юлия Юрьевна, воспитатель МАДОУ "Детский Сад № 147" г. Рязани
Аннотация. В статье раскрывается важность использования малых фольклорных форм для развития речи младших дошкольников. Описаны педагогические принципы работы с произведениями фольклора для активизации речи детей, рассматриваются методы и приемы организации работы по развитию речи.
Ключевые слова: фольклор, развитие речи, дети, дошкольники.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [4] одним из направлений является работа с детьми по активизации речевой деятельности. Дошкольное образование обязано создать условия для полноценного и качественного овладения детьми речью, как средством общения.
Младший дошкольный возраст имеет особое место для речевого развития ребенка. Этот период является первоначальным этапом в формировании специальных знаний и навыков, необходимых качеств в течении всей жизни человеку. В настоящее время проблема развития речи у детей стоит остро, так как в наше время более половины детей имеют признаки задержки развития речи. Но в законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Согласно ФОП ДО, одной из задач развития речи в младшей группе является: «обогащать словарь детей существительными, глаголами, прилагательными, наречиями и формировать умение использовать данные слова в речи; продолжать развивать у детей умения понимать речь педагога, отвечать на вопросы; формировать у детей умение воспринимать небольшие по объему потешки, сказки и рассказы с наглядным сопровождением (и без него); побуждать договаривать и произносить четверостишия уже известных ребенку стихов и песенок, воспроизводить игровые действия, движения персонажей; поощрять отклик на ритм и мелодичность стихотворений, потешек; формировать умение в процессе чтения произведения повторять звуковые жесты» [5].
Поэтому главная задача современного педагога использовать все доступные жанры русского фольклора (сказки, потешки, загадки, песни, колыбельные) в воспитании и обучении младших дошкольников, для обогащения и развития словарного запаса. Приобщение к культуре своего народа и овладение родным языком – составляет важную задачу дошкольного воспитания. И педагоги, и родители озабочены поиском оптимальных моделей, методов и средств формирования нравственности, духовности в детском возрасте.
Русский фольклор представляет собой вековую мудрость, выраженную в произведениях устного народного творчества. В ходе использования произведений устного народного творчества, рассказывания сказок, загадок, звучания песен, дети усваивают новые слова, у них развивается активный и пассивный словарь, формируется образная грамотная речь.
Таким образом, проблема развития активной речи детей на сегодняшний день, является актуальной по ряду причин. Во-первых, речь ребёнка в этот период активно развиваясь, становится основой для дальнейшего его развития. Во-вторых, через общение с ребёнком по средствам речи, взрослые передают общественный опыт и управляют его деятельностью. В-третьих, с каждым годом увеличивается количество детей, имеющих речевые нарушения, связанных с ухудшением здоровья и недостатком внимания со стороны взрослых к развитию устной речи, сокращением живого общения между ребёнком и взрослым.
Поэтому важно с раннего возраста начинать работу по развитию речевой активности детей, способствуя тем самым полноценному развитию ребенка.
Младший дошкольный возраст является важным и ответственным периодом в развитии речи детей. В этом возрасте ребенок начинает говорить, у него увеличивается словарный запас, совершенствуется грамматическая и произносительная сторона речи, развивается связная речь, закладываются основы для овладения всеми и нормами литературного языка. Поэтому воспитателями в детских садах уделяется повышенное внимание развитию речи. ФГОС ДО выделяет в отдельную образовательную область «речевое развитие», определяя важность и актуальность для развития личности ребенка.[2, с.16].
Выделяют следующие формы:
1. Фольклор материнства и детства: колыбельные песни; пестушки, потешки, прибаутки и песенки.
2. Словесные игры: скороговорки; каламбуры; считалки.
3. Детский смеховой фольклор: прозвища и дразнилки; сечки, молчанки и голосянки.
4. Детский обрядовый фольклор: детский народный календарь; заклички; небылицы; загадки; песни; детская сказка; страшные истории («страшилки»).
5. Игровой фольклор. [1, с. 4].
Каждая из форм детского фольклора решает определенные задачи. Например, загадки обогащают словарь дошкольников, формируют представления о переносном значении слова, способствуют развитию речи-доказательства и речи-описания, развивают чуткость языка [1, с.5].
Пословицы и поговорки знакомят ребенка с краткостью, точностью, меткостью родного языка, развивают умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, развивают фонематический слух, формируют способности ребенка улавливать тонкие звуковые различия, способствуют автоматизации звуков речи. Сказки приобщают детей к культуре, к народному опыту, к родному языку [1, с.6].
Знакомство дошкольников с малыми фольклорными формами, влияет на понимание роли выразительных средств (сравнений, метафор, синонимов и антонимов). С помощью фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи. Наряду с основными методами и приемами речевого развития детей младшего дошкольного возраста можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа [1, с.6].
Дети младшего дошкольного возраста хорошо воспринимают произведения малых фольклорных жанров: потешки, прибаутки, заклички.
Поэтому следует обеспечить включение произведений фольклора в режимные моменты, в занятия, прогулки, а также в праздники, игры-драматизации. Рекомендуется проведение занятий по развитию речи детей с включением произведения фольклора (загадок, песен, потешек, сказок, прибауток и т.д.), организация игр-драматизаций с разучиванием потешек, проведение пальчиковой гимнастики с использованием произведений малых фольклорных жанров и пальчикового театра. С детьми можно разучивать детские колыбельные песни, прибаутки для подвижных игр. На основе считалок возможно проведение занятия по формированию элементарных математических представлений. Заклички о природе можно рассказывать детям во время прогулок и в ходе занятий по познавательному развитию.
При работе с произведениями фольклора в детском саду необходимо придерживаться следующих принципов [3]:
1. Принцип учета возрастных особенностей. Все сказки, песни, пословицы подбираются с учетом возраста детей. Например, сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Волк и лиса» рекомендуется рассказывать детям младшего дошкольного возраста.
2. Принцип учета личного опыта ребенка. Работа по развитию речи проводится с учетом самого поведения ребенка.
3. Принцип интеграции. Произведения фольклора рекомендуется включать в различные занятия, а также в режимные моменты.
4. Принцип повторяемости. Ребенок дошкольного возраста усваивает речь, образные слова и выражения, когда они много раз повторялись для него. Дети любят прослушивать одну и ту же сказку, одну и ту же песню по несколько раз.
5. Принцип доступности. Произведения фольклора должны быть доступными для понимания и восприятия детей. Их содержание и форма должны соответствовать возрастным особенностям и уровню развития ребенка.
6. Принцип разнообразия. В работе с произведениями фольклора необходимо использовать различные жанры (сказки, песни, потешки, загадки и т.д.) и виды (устные, письменные, музыкальные), чтобы обогатить и разнообразить опыт детей.
7. Принцип культурной адаптации. Произведения фольклора должны отражать культурные традиции и ценности региона, страны или народа, с которыми связан детский сад. Это позволяет детям лучше понимать свою культуру и развивать чувство принадлежности к своей нации или народу.
8. Принцип творческого подхода. При работе с произведениями фольклора важно развивать творческие способности детей, их воображение и фантазию. Детям следует предлагать задания, которые позволят им самостоятельно создавать свои варианты сказок, песен или исполнять их в своей интерпретации.
9. Принцип игрового подхода. Работа с произведениями фольклора должна быть организована в форме игры. Детям нужно давать возможность играть роли героев, воплощать в жизнь сказочные сюжеты, петь и танцевать под музыку фольклорных песен. Игра позволяет детям активно включиться в процесс и легче усваивать материал.
10. Принцип сохранения и передачи культурного наследия. Работа с произведениями фольклора помогает сохранить и передать детям культурное наследие своего народа. Воспитание через фольклор помогает формированию нравственных ценностей, уважения к традициям и чувства патриотизма.
Чтение народных песенок, потешек, рассказывание сказок или загадок может сопровождаться показом наглядного материала, например, перчаточных кукол (зайчика, петушка, лисички).
При знакомстве со сказками, можно использовать следующие приемы:
- воспитатель рассказывает сказку и предлагает для просмотра картинки из книги;
- сказка рассказывается на фланелеграфе с выкладкой персонажей;
- воспитатель предлагает детям собрать последовательность сказки с помощью картинок;
- воспитатель вовлекает ребенка в игру-драматизацию по сказке.
Можно использовать пальчиковый театр, рассказывая потешку или сказку:
Как у нашего кота
Шубка очень хороша…
Для более глубокого понимания художественного слова и активизации речи ребенку необходимы собственное участие, действие. Так, рассказывая потешку, можно использовать пальчиковую гимнастику. Например,
Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Заучивание потешек с участием пальцев и рук приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.
Очень удобны для развития связной речи потешки, где есть вопрос и ответ. Педагог должен научить детей умению отчетливо произносить простые фразы, используя интонацию целого предложения, вопроса или ответа:
- Ваня, Ванечка! Куда ходил?
- В лесочек!
- Что видел?
- Пенечек!
- Под пенечком что?
- Грибок! Хвать – да в кузовок!
В младшем возрасте для заучивания лучше использовать короткие потешки, где описываются знакомые детям игрушки, животные, дети .
Лучшему запоминанию потешек способствуют такие приемы:
- игровые (читается и обыгрывается);
- рассказывание в движении (имитация);
- досказывание рифмующего слова;
Также рекомендуется использовать разнообразные интонации и жесты, чтобы сделать потешку интереснее и запоминающейся. Мелодичность и ритм потешки также помогают ее запомнить. Кроме того, можно привлекать ребенка к активному участию в потешках, например, просить его повторять отдельные фразы или делать движения в соответствии с содержанием потешки. Важно создать позитивную атмосферу и ассоциации с радостными эмоциями, чтобы развить у детей интерес к заучиванию потешек.
Эффективность развития речи детей младшего дошкольного возраста посредством русского фольклора зависит от следующих психолого-педагогических условий:
- знания и понимания основных задач развития речи детей младшего дошкольного возраста, знания индивидуальных особенностей детей, учета их характера и предыдущего речевого опыта;
- владение педагогом арсеналом произведений русского фольклора, знание многих народных сказок и умение их рассказать, употребление в речи пословиц в соответствии с режимным моментом или проблемной ситуацией, исполнении народных песен перед дневным сном и т.д.
- применении произведений фольклора в процессе образовательной деятельности;
- включении произведений фольклора в праздники, игры-драматизации;
- вовлечении родителей в процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста посредством русского фольклора.
Ежедневное использование малых форм фольклора – народных сказок, игр, потешек, приговоров в совместной деятельности с детьми доставляет детям огромную радость и служит для них источником различных знаний и представлений об окружающем мире, о взаимосвязи человека с природой. Учит различать добро и зло, позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу.
Список литературы
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999.
2. Алексеева М.М. Методика развития речи дошкольников / М.М. Алексеева. – М., 2006.
3. Водовозова Е.Н. - Одноголосные детские песни и подвижные игры : С рус.нар. мелодиями и аккомп. для ф.-п. / Сост. с предисл. Е. Водовозова; Муз. А.И. Рубца. - СПб., 1905. - 16, 48 с.( Дата обращения: 1.10.2013)
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-Ф3 (в редакции от 13.10.2022) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:https://www.zakonrf.info/zakon-ob-obrazovanii-v-rf/ (Дата обращения: 20.10.2023).
5. Федеральная образовательная программа дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://sudact.ru/law/prikaz-minprosveshcheniia-rossii-ot-25112022-n-1028/federalnaia-obrazovatelnai... (Дата обращения: 20.10.2023).
Скачать вложение