К вопросу о финансовом воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья
Автор: Мишина Лилия Юрьевна - педагог-психолог, Нестерова Владилена Александровна - учитель-дефектолог, Судницына Наталья Владимировна - учитель-дефектолог, МБДОУ «Детский сад №123», г. Рязань.Всё чаще в настоящее время говорят о необходимости повышения уровня финансовой грамотности населения. Исходя из этого, встал вопрос о формировании и развитии финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.
Финансовая грамотность – это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и распоряжаться деньгами. Человек, уверенный в своем будущем, чувствует себя намного лучше. И именно поэтому наши дети заслуживают того, чтобы знать, как правильно использовать средства, которые они заработают во взрослой самостоятельной жизни.
Финансовое образование и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дошкольного возраста - относительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность - это глобальная социальная проблема, неотделимая от ребенка с первых лет его жизни.
Дети с ОВЗ - это дети с различными психическими и/или физическими особенностями, которые вызывают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Характеристики детей с ограниченными возможностями здоровья зависят от многих показателей, определяющим из которых является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивида.
Дети, как губка, впитывают впечатления, знания, стили поведения окружающих их взрослых. Эксперты считают, что неправильно и опасно полагаться только на спонтанное усвоение знаний об окружающей жизни, и в частности о финансово-экономических отношениях, поскольку деньги, богатство, бедность, реклама, кредит, долги и другие финансовые категории несут в себе воспитательный потенциал, наполненный таким этическим содержанием, как честность, доброта, трудолюбие. Если взрослые вовремя не объяснят ребенку, что такое деньги и зачем их нужно зарабатывать и копить, то у него будет свое мнение на эту тему.
Основоположник дефектологии Лев Семенович Выготский отметил необходимость включения детей с ограниченными возможностями в различные социально значимые мероприятия, направленные на формирование детского опыта.
Дети с ограниченными возможностями, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: они сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят в магазин вместе с родителями, таким образом, овладевая первичными экономическими знаниями, все еще находясь на повседневном уровне.
Прежде чем приступить к работе по формированию основ финансовой грамотности, необходимо понять, насколько дети с ОВЗ готовы к экономическому образованию. При относительной сохранности семантической памяти у детей снижается вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой формирования других психических процессов. Связь между нарушениями речи и другими аспектами психического развития проявляется в особенностях мышления. Имея полноценные предпосылки для овладения доступными по возрасту мыслительными операциями, дети отстают в развитии словесного и логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Поэтому как стихийное, так и специально организованное обучение и воспитание во многом определяют особенности их умственного, физического и интеллектуального развития. Правильно организованное окружающее образовательное пространство служит источником полноценного развития, в процессе которого с помощью учителей-дефектологов, воспитателей, педагога-психолога и родителей у детей формируются необходимые качества и черты личности.
Финансы, экономика и дошкольник с ограниченными возможностями здоровья только на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемые как область «разумного ведения домашнего хозяйства», искусство его ведения, они могут быть представлены детям в виде элементарной информации:
- пример правильного отношения к деньгам,
- знакомство со способами их зарабатывания и разумного использования;
- с помощью игр, кроссвордов знакомство детей со сложным миром предметов, вещей, человеческих взаимоотношений;
- объяснение взаимосвязи между экономическими и этическими категориями: труд, товары, деньги, ценность, цена, с одной стороны, и моральными - бережливость, честность, экономия, достоинство, щедрость- с другой;
- правильное отношение к рекламе;
- правильное поведение в реальных жизненных ситуациях, развивать разумные потребности.
Дети должны знать, как правильно использовать средства, которые они заработают во взрослой самостоятельной жизни. Здесь важно отметить поведение родителей, так как часто именно пример родителей становится основополагающим. Мы все хотим лучшего для наших детей, но нам нужно помнить, что выполнение любой прихоти ребенка, любой ценный подарок, полученный нажатием на него, не даст нашим детям правильное понимание того, как обращаться с деньгами. Конечно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы получить желаемое, нужно много работать и зарабатывать на это деньги. Мы рекомендовали родителям познакомиться с литературой по финансовому воспитанию (Е. Ульева «Откуда берутся деньги?» Энциклопедия для малышей), онлайн игры, настольные игры для самых маленьких «Приключения кота Белобока или Экономика для малышей». Сделали подборку мультфильмов по данной теме: Фиксики, Смешарики, Азбука денег «Уроки тетушки Совы».
Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут сформироваться полезные финансовые привычки.
С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им никогда в будущем не влезать в долги, держать себя в рамках и тщательно управлять своим бюджетом.
Финансовая грамотность, как и любая другая, формируется и развивается в течение длительного периода времени. Формирование полезных привычек в области финансов, начиная с раннего возраста, поможет детям избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой независимости, а также заложит основу для финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни. В связи с этим необходимо строить работу по принципу "от простого к сложному", в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и умений. Формирование финансовой грамотности у дошкольников способствует развитию мышления, воображения, кругозора ребенка, развитию речи. Дети приобретают навыки разумного ведения домашнего хозяйства, экономя деньги.
Мы начали знакомство с понятием «деньги» и обогащение активного словарного запаса на тему финансовой грамотности. Это, прежде всего, решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги) и как ими распоряжаться. Важно научить различать экономические характеристики в окружающем мире. Дети знакомятся с понятием "деньги" как общим эквивалентом, а также с тем фактом, что они тоже являются товаром, но необычным, потому что их количество всегда оказывается эквивалентным другому товару, который можно на них обменять. Кроме того, деньги являются платежным средством при покупке и продаже. Необходимо приучать детей к тому, что у любого товара есть своя цена. Некоторые продукты дорогие, другие стоят меньше (дешевле). Поскольку первые потребности ребенка формируются в непосредственном общении со взрослым, именно взрослые объясняют ребенку главную роль денег.
В работе по формированию первых представлений о деньгах можно предложить детям некоторые ситуации, предполагающие взаимодействие друг с другом и распоряжение личными финансами. Здесь дети учатся осваивать основные модели человеческого взаимодействия в конкретных ситуациях. Предложите роли продавца-покупателя, водителя общественного транспорта - пассажира, фармацевта-покупателя и т.д. Старшие дошкольники соотносят доход с ценой товаров, чтобы выяснить, что деньги служат средством обмена товарами между людьми. Дети получают не только знания о деньгах, но и начальную информацию о профессиях, связанных с экономикой и бизнесом, о товарах, учатся уважать людей, которые работают и честно зарабатывают свои деньги.
Заниматься финансовой грамотностью дошкольников с ограниченными возможностями здоровья просто необходимо в современных рыночных условиях, не пренебрегайте финансовым образованием ребенка, так как это может определить его будущее.
Список литературы:
1. Антонова Ю. Обсуждение и игра: творческие задания для детей по финансовой грамотности М.: Вита-Пресс, 2017.
2. Березенкова Т.В. Моделирование игрового опыта. ФГОС. Волгоград: Учитель, 2016.-56с.
3. Виноградова Н.Н. Проблема социокультурного развития детей старшего дошкольного возраста / Н.Н. Виноградова // Молодой ученый. – 2017. – № 9.
4. Дашкевич, Л.В. Педагогические средства и методы социокультурного развития детей дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Дашкевич // Экономика образования и управление образованием: современные научные исследования и разработки. – 2016.
5. Демьянчук, Л.А. Воспитание у дошкольников социальных навыков и умений в процессе игровой деятельности в дошкольных образовательных учреждениях [Текст] / Л.А. Демьянчук // Дошкольная педагогика. – 2016. – № 7 (122).
6. Еремина М.О. Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста и родителей: учебно-методическое пособие. - Калининград, 2017. - 48 с.
7. Жуйкова Т.П., Кокухина А.А. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый, 2016. -№ 3.-С. 821-823.
Скачать вложение