РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Краеведческая экскурсия – занимательное путешествие по городу или инновационный формат внеурочной деятельности учащихся?

Автор: Жирнова Светлана Вячеславовна, учитель математики ОГБОУ «Школа №10», г. Рязань
Курс внеурочной деятельности, который я веду в 6 "А" классе называется «Я познаю мир». Программа этого курса содержит теоретический и практический блоки.
Хотелось бы остановиться на практическом блоке: на теме «Мой родной город – Рязань». Его цель – обобщить и расширить знания детей об истории города.
К сожалению, большинство моих учеников не владеют элементарными знаниями о малой родине, при этом, однако, у них есть желание больше узнать о Рязани. Класс, с которым я работаю, – активный, работоспособный. Ребята с интересом слушают рассказы взрослых, задают вопросы. Для существенного пополнения «багажа знаний» моих учеников возникла необходимость создания цикла краеведческих занятий, целью которых стало бы расширение и углубление знаний учащихся по истории, культуре родного края, литературе. 
В октябре 2015 года для моих пятиклассников и их родителей была проведена экскурсия, имевшая целью познакомить учащихся с жизнью и творчеством С. А. Есенина. Ребята внимательно слушали рассказ экскурсовода, читали стихи Есенина, задавали вопросы. 
Этот первый опыт подтолкнул меня к идее провести целый ряд подобных познавательных краеведческих экскурсий. За помощью я обратилась к специалистам по работе с детьми с ОВЗ – сотрудникам Рязанской областной детской библиотеки, с которой нас связывают крепкие партнерские отношения.
В октябре 2016 года для моих учеников впервые была проведена экскурсия по есенинским местам нашего города: мы отправились на пешеходную прогулку по "есенинским адресам". Ребята с новым интересом смотрели на здания, вроде бы знакомые многим с детства – ведь направляясь из дома в школу и обратно, кое-кто из них не раз проходил мимо этих домов, не подозревая их значимости в истории города. Обходя и рассматривая здания, дети параллельно слушали повествование о биографии поэта, приметах времени, сопровождавших его жизнь; звучали строки его стихов. 
Краеведческая экскурсия при соблюдении некоторых правил становится одной из действенных форм как получения новых знаний, так и развития кругозора, исторического мышления, практических навыков и умений. А главное ¬¬– воспитывает чувство неподдельной гордости, причастности к истории родного города, к землякам.
Экскурсовод не только предлагает осмотреть значимое место, давая ему свою характеристику, но и сообщает сведения, собранные буквально по крупицам местными краеведами. Рассказывая о событиях, экскурсовод опирается на зрительные впечатления экскурсантов. Особый настрой создает сам факт посещения подлинного места события. Непосредственное соприкосновение с прошлым, диалог с ним вызывают у слушателей-путешественников не только повышенный интерес, но и эмоциональные переживания –и это усиливает воспитательное воздействие.
Были проведены 2 экскурсии по Рязанскому кремлю. Первая посвящалась жизни и подвигам нашего знаменитого предка, одного из талантливейших русских князей XIV века. Здесь выстроилась некоторая разумная последовательность событий. Ребята в течение всего года приобщались к истории родного края: для них проводились краеведческие игры и электронные презентации в рамках программы «Я познаю мир». И уже затем была проведена для них эта экскурсия.
Второе экскурсионное занятие отличала математическая направленность. Кстати, эта экскурсия имела продолжение – ребятам было предложено придумать задачи на основе "исторической" темы (и решить эти задачи на следующем занятии). 
Еще раз подчеркну особенность данной формы работы: прежде чем отправиться на экскурсию, ребята вместе с библиотекарем и учителем в течение определенного времени знакомятся с соответствующим материалом – в формате медиа-бесед, творческих заданий, конкурсных программ. И сама экскурсия является финалом этой работы, она проводится как диалог между ребенком и взрослым.
На эффективность экскурсии влияет ряд факторов:
1) Особенности подготовки экскурсии;
2) Выход учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала по теме;
3) Обработка материалов экскурсии; 
4) Подведение итогов. 
- При подготовке экскурсии следует заранее дать детям соответствующие инструкции и рекомендации. Тема, которая будет раскрываться в ходе экскурсионного занятия, должна быть актуальной, отвечать плану учебных занятий. Незадолго до начала экскурсии проходит вступительная беседа, уточняющая задачи мероприятия. Определяются формы, порядок, сроки проведения экскурсии, время, отводимое на экскурсию. Озвучиваются нюансы дисциплины. Учащиеся должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном. 
- Во время выхода школьников к изучаемым объектам руководитель контролирует ребят, но и подталкивает их к самостоятельной работе, сообщая необходимые сведения, давая свои консультации. Качество экскурсии зависит от умения учителя и экскурсовода пробудить познавательную активность учащихся, заинтересовать их поступающими сведениями. Успех организатора экскурсии – в умении так "открыть" тему, чтобы "закрывать" ее детям потребовалось, азартно включившись в поисково-познавательную деятельность! Важно отметить, что экскурсия не должна быть перегружена объектами осмотра.
- Заканчивается экскурсия итоговой беседой: педагог совместно с учениками обобщает, систематизирует увиденное и услышанное. Полученные сведения включают в общую систему знаний, относящихся к определенной теме. Выделяется самое существенное из увиденного. Выясняются впечатления детей. 
Необходимое условие эффективности краеведческой экскурсии – способность мотивировать учащихся и во время экскурсии, и после (на основе осмысления материала) к самостоятельной творческой работе. В дальнейшем возможны: подготовка школьниками докладов, тематических газет; создание рисунков, альбомов; организация выставок, написание сочинений. 
Список литературы:
Александров Ю.Н. Подготовка и проведение экскурсий: Методические рекомендации – М., Турист, 1974




Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru