Мы знаем и помним
Автор: Малахова Наталья Васильевна, Федина Юлия Николаевна, преподаватели ОГБПОУ «Рязанский строительный колледж имени героя Советского Союза В.А. Беглова», г. РязаньМетодическая разработка классного часа, посвященного Дню Великой Победы
Аннотация
Материал данной разработки классного часа может быть использован как классными руководителями с целью патриотического воспитания студентов, так и преподавателями литературы при создании уроков по темам «Литература периода Великой Отечественной войны» или «Тема Великой Отечественной войны в литературе 50-х – 70-х годов 20 столетия».
Данным материалом могут воспользоваться и преподаватели литературы, культурологии или истории при создании бинарных уроков.
В методичке раскрыты основные этапы пути советского народа к Великой Победе и их отражение в искусстве, что важно для понимания молодёжью ответственности за будущее и их благодарности предкам – освободителям.
Ключевые слова.
Советский народ – победитель, патриотизм, Великая Победа, полководцы Победы, деятели культуры – участники Великой Отечественной войны, мужество, стойкость, Рязань и рязанцы в годы войны, семейный альбом, знаем и помним.
План.
1. Введение. Слово преподавателя.
2. Начало Великой Отечественной войны. Писатели и поэты – добровольцы. Символ войны. Трагедия защитников Брестской крепости и её отражение в литературе.
3. Битва за Москву. Герои сражения и наша память о них в стихах и песнях.
4. Блокада героического Ленинграда в стихах О. Бергольц, А. Ахматовой и Д. Шостаковича.
5. Мужество и стойкость защитников Сталинграда. История песни Е. Долматовского и М. Фрадкина «Случайный вальс».
6. Победоносное движение Красной Армии на Берлин.
7. Выпускник Рязанского строительного техникума, Кавалер ордена Славы Александр Зайцев.
8. Семейный альбом. (Рассказы студентов о родственниках – участниках войны).
9. Полководцы Победы.
10. Наша дань советскому народу – Победителю – песня Д. Тухманова и В. Харитонова «День Победы»
«Пусть ребенок задумается над судьбой родной
земли… Пусть события прошлого предстанут перед
ним как истоки настоящего. …Нельзя облагородить
детское сердце, если оно не почувствовало, не пережило
величайшего горя нашей Родины - горя утраты
миллионов жизней, горя страшных мучений, пожаров
и разрушений – всего того, о чем наш народ не может ни
забыть, ни простить фашистам. Радость бытия не должна
быть безмятежной»
В. А. Сухомлинский.
Цель. Способствовать воспитанию у обучающихся патриотизма и гражданской солидарности на основе компетентностного подхода к познанию истории и культуры своей Родины.
Задачи. 1. Способствовать формированию у студентов позиции верности России и солидарности с её народом.
2. Воспитывать у юношей и девушек чувство гордости за своё Отечество, малую родину, за своих соотечественников и родственников, освободивших мир от немецких оккупантов.
3. Воспитывать у обучающихся активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству и её защите на основе исторической памяти, художественных произведений писателей и поэтов – участников Великой Отечественной войны и на основе фактического исторического материала.
Организаторы и участники: Студенты первого курса всех специальностей и преподаватели колледжа
Предварительная работа.
Поисковая работа: подготовка фактического исторического материла по теме классного часа, работа с семейным архивом. Выступление на классном часе с художественными и документальными текстами. Работа на компьютере в ходе классного часа.
Деятельность преподавателей. Преподаватель 1 - рассказ об истории создания песни «Случайный вальс»; преподаватели 2 и 3– руководство поисковой деятельностью студентов, создание сценария и подготовка классного часа.
Оборудование. Компьютер, исторические, литературные произведения.
Ход классного часа.
Вступительное слово преподавателя 2.
- Друзья, наш классный час посвящён Великой Победе. Его тема «Мы знаем и помним». Мы знаем и помним о том, что 9 Мая 1945 года в Берлине, над Рейхстагом развевалось Знамя Победы Советского Союза над фашистской Германией и стены Рейхстага расписаны именами и фамилиями советских солдат – победителей на русском языке.
Материал классного часа построен на фактическом документальном материале, и мы сегодня должны ещё раз вспомнить тех, кто подарил нам жизнь и мирное небо над головой.
Ведущий 1. Дорогие друзья, 9 мая всё прогрессивное человечество отмечает День Великий Победы над фашистской Германией во Второй Мировой войне, а наш народ и народы стран СНГ (бывший Советский Союз кроме Грузии и Украины) – в Великой Отечественной войне. Великая Победа – это итог не только героических сражений на фронте, в подполье, в партизанских отрядах, это и итог героического, порой непосильного труда в городах и сёлах, которые были недоступны врагу. Война не обошла ни одну советскую семью. 30 миллионов жизней загубили фашисты в Советском Союзе. Предлагаю начать наш классный час Минутой молчания, вспомнить тех, кто ценой своей жизни подарил нам жизнь и мирное небо, и никогда о них и об их подвигах не забывать. Предлагаю всем встать.
- Прошу садиться.
Ведущий 2. Активными защитниками Родины в войне 1941 – 1945 годов были советские писатели, поэты и композиторы, в произведениях которых ярко и правдиво отразилась трагедия Советского Союза и героизм советского народа в годы Великой Отечественной войны: более 1000 писателей и поэтов ушли на фронт, около 500 из них не вернулись домой, 18 получили звание Герой Советского Союза, многие вернулись с орденами и медалями. Среди защитников Родины были Михаил Шолохов, Борис Васильев Константин Симонов Алексей Сурков, Юлия Друнина, Муса Джалиль, Виктор Некрасов, Евгений Носов, Юрий Бондарев и многие, многие другие.
Ведущий 3. В первый же день войны поэт Василий Лебедев – Кумач написал стихотворение «Священная война», в котором звучал призыв к советскому народу - встать на защиту Родины и звучала абсолютная уверенность в перспективе Победы над врагом. В этот же день стихи были положены на музыку руководителем Краснознамённого ансамбля песни и пляски Советской Армии Александровым (нашим земляком, уроженцем Михайловского района). Уже на второй день войны песня «Священная война» исполнялась хором ансамбля на площади перед Белорусским вокзалом, с которого каждые две минуты уходили эшелоны с бойцами на запад. Эта песня стала Символом Великой Отечественной войны и до сегодняшнего дня остаётся им. Под неё 9 Мая на Параде в честь Великой Победы по Красной площади проносят Знамя Победы. Под музыку этой песни 23 января 2020 года наш Президент Владимир Владимирович Путин и руководитель Израиля открыли в священном городе Иерусалим Памятник «Свеча Памяти» защитникам Ленинграда и жертвам блокады города.
Ведущий 1. Первым встретил врага героический гарнизон Брестской крепости, историю обороны которой открыл широкому кругу читателей писатель Сергей Смирнов, ставший основоположником поискового движения. На документальной основе он создал свою знаменитую книгу «Брестская крепость», где поимённо рассказал о защитниках Брестской крепости и их подвигах. В 1941 году ушедший добровольцем на войну поэт Константин Симонов об этом трагическом событии написал стихотворение «Майор привёз мальчишку на лафете».
(Стихотворение читает студент).
Майор привез мальчишку на лафете
погибла мать. Сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста.
Был исцарапан пулями лафет.
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка.
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку
Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой…
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой…
Ты его горе знаешься понаслышке,
А нам оно оборвало сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку,
Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами,
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратиться с нами
И поцелует горсть своей земли.
За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там где отнят у мальчишки он.
Ведущий 2. В начале 70-х годов прошлого столетия Борис Васильев вернулся к теме трагедии защитников Брестской крепости в своей знаменитой повести «В списках не значился» и впервые рассказал о молодых защитниках Родины, выпускниках военных училищ, которые героически сражались с фашистами, не успев встать по месту назначения на воинский учёт перед 22 июня 1941 года. Эти молодые защитники Родины так и остались в нашей истории в статусе «В списках не значится».
Ведущий 3. Константин Симонов был участником битвы за Москву, победа в которой доказала, что Советский народ победить невозможно. Жестокое сражение было под городом Ржев (ныне это город – герой). Эта битва осталась в нашей памяти в стихотворении А. Твардовского «Я убит подо Ржевом», в котором погибший солдат даёт наказ оставшимся в живых - бить фашистов до полного разгрома врага.
Свой вклад в победу наших воинов под Москвой внесли и Рязанцы из городов Михайлов и Скопин, которые стойко держали оборону своих городов и не пропустили фашистов, рвавшихся к Москве.
Ведущий 1. Мы склоняем свои головы перед Героями, которые начали победоносное шествие на Берлин под Москвой: 28 бойцов – сибиряков, которые в бессмертие вошли как 28 Панфиловцев; партизанка Зоя Космодемьянская, о подвиге которой рассказала в своей поэме «Зоя» Маргарита Алигер; лётчик Николай Гастелло и многие другие. Все они были не на много старше вас. Мы знаем их имена и помним тех, кто подарил нам жизнь. Их имена в наших сердцах, и мы в 21 веке продолжим победоносные традиции наших прадедов.
Ведущий 2. В страшную девятисотдневную блокаду героически отстояли совою свободу Ленинградцы. Все, от мала до велика, в голоде и ледяном холоде работали на заводах, гасили зажигательные бомбы, чтобы сохранить город – музей для нас, выходили под бомбами ставить ограждения и копать защитные окопы и траншеи. В этих условиях смерти, страшного голода, ежедневного непосильного труда Ленинградцы ещё и сдавали кровь для раненых в боях защитников Родины. Было сдано 144 тонны.
Ведущий 3. Путь жителей города – героя в эвакуацию проходил через Рязань. С поездов снимали заболевших и умерших в дороге. Больных лечили в госпиталях нашего города, а умерших хоронили на Скорбященском кладбище. Сегодня здесь мемориальный комплекс братских могил - жертв блокады Ленинграда, куда каждый из вас может прийти с цветами и почтить память тех, кто не дожил до Дня Победы.
Ведущий 1. Вместе со своими земляками защищали город представители культуры: писатели, поэты, композиторы, артисты: несмотря ни на что город продолжал жить. Поэтесса Ольга Бергольц ежедневно выходила в эфир по радио со своими стихами:
Враги ломились в город наш свободный,
крошились камни городских вороти
Но вышел на проспект Международный
вооруженный трудовой народ.
Он шел с бессмертным
возгласом
в груди:
— Умрем, но Красный Питер
не сдадим!
…Наступит день, и, радуясь, спеша,
еще печальных не убрав развалин,
мы будем так наш город украшать,
как люди никогда не украшали.
Дмитрий Шостакович в августе 1942 года написал свою знаменитую «Симфонию 7 Ленинградскую», которую жители блокадного города услышали в концертном зале Ленинградской филармонии в 1942 году. Концерт транслировался по радио по всему городу, как доказательство, что дух советского народа сломить никакой блокадой невозможно. Эту симфонию слышали немцы, т.к. фронт был совсем близко.
Фотографы и операторы бесстрашно работали под бомбами, чтобы оставить для нас документальное подтверждение героизма ленинградцев.
Анна Ахматова блокаду родного города пережила в эвакуации в Ташкенте. И все эти страшные 900 дней боль в её сердце за земляков и город не остывала ни на минуту. Страшную, жуткую трагедию она показала через судьбы детей блокадного Ленинграда.
Читается студентом стихотворение А. Ахматовой «Щели в саду вырыты» 1942г..
Щели в саду вырыты,
Не горят огни.
Питерские сироты,
Детоньки мои!
Под землей не дышится,
Боль сверлит висок,
Сквозь бомбежку слышится
Детский голосок.
Постучи кулачком – я открою.
Я тебе открывала всегда.
Я теперь за высокой горою,
За пустыней, за ветром и зноем,
Но тебя не предам никогда…
Твоего я не слышала стона.
Хлеба ты у меня не просил.
Принеси же мне ветку клена
Или просто травинок зеленых,
Как ты прошлой весною приносил.
Принеси же мне горсточку чистой,
Нашей невской студеной воды,
И с головки твоей золотистой
Я кровавые смою следы.
27 января 1943 года блокада была снята победой Светской Армии над фашистами.
Ведущий 2. Ещё одна героическая страница Великой Отечественной войны –это Сталинградская битва, Победа Красной Армии в которой стала точкой отсчёта в победоносном движении советского солдата на запад.
Сражение шло за каждую улицу, за каждый дом. Кровью советского солдата была залита не только Сталинградская земля, но и вода нашей великой реки Волга. Об этом сражении написали участники Великой Отечественной войны Александр Твардовский в поэме «Василий Тёркин», Юрий Бондарев в романе «Горячий снег», Виктор Некрасов в романе «В окопах Сталинграда».
Преподаватель 1 Ровесницей Сталинградской битвы стала популярная и в наши дни песня «Случайный вальс», написанная поэтом Евгением Долматовским и композитор Марком Фрадкиным в дни, когда отмечали Победу над фашистами в городе на Волге.
В феврале 1942 года Долматовский по рассказу молодого лётчика Василия Васильева написал стихотворение «Танцы до утра», в котором есть такие строки:
Танца вольная погоня
Удивительно легка,
И лежит в моей ладони
Незнакома рука.
В своих воспоминаниях поэт говорит о том, что никакие тяготы не могут заглушить лирику жизни: знакомства, влюблённость. Он отмечал, что в название стихотворения поместил текст традиционного объявления танцевального вечера, которые устраивали в клубе, когда воинские колонны останавливались в марше на запад на ночёвку в маленьких городах или сёлах.
В 1941 году, встретившись с Марком Фрадкиным в районе Сталинграда, Долматовский зачитал ему своё стихотворение «Танцы до утра» и предложил сделать песню. Но песня так и не родилась.
И вот позже, немного времени спустя, в 1942 году по личному распоряжению командующего Сталинградским фронтом Маршала Советского Союза Константина Рокоссовского песня всё же появилась, но с названием «Случайный вальс». Марк Фрадкин на трофейном аккордеоне играл её бойцам повсюду. Песня очень быстро приобрела популярность и стала жить своей жизнью.
Ведущий 3. От Сталинграда началось Победоносное движение Красной Армии на вражеский Берлин через кровопролитные битвы за освобождение Курска, Орла, Крыма, Смоленска, Брянска, Орши, где совершила подвиг наша землячка, Герой Советского Союза Зинаида Самсонова, и мы знаем о ней из поэмы Юлии Друниной «Зинка»; Минска (большой вклад в разгром фашистов внесли партизаны Брянщины и Беларуси); Краснодона, о героях комсомольского подполья этого города рассказал в 1944году Александр Фадеев а романе «Молодая гвардия»; Киева, Одессы, Брестской крепости, Калининграда, Риги, Таллина, Вильнюса, Кишинёва, Праги, Варшавы, Кракова, Будапешта. Бои были тяжёлые, затяжные с большими потерями: Харьков наша армия вынуждена была освобождать дважды. Но вера в Победу поддерживала оптимизм советского воина.
Ведущий 2. В этом победоносном движении Красной Армии принимал самое активное участие студент, будущий выпускник Рязанского строительного техникума Александр Зайцев, Полный Кавалер ордена Славы.».
Ведущий 1. Выпускник Рязанского строительного техникума Зайцев Александр Павлович. Родился в 1926 году, в с. Дегтяное Спасского уезда. До призыва в Красную Армию учился в Рязанском строительном техникуме, ушёл защищать Родину с третьего курса в ноябре 1943 года. Воевал на 3-ем и 1-м Белорусских фронтах. Служил наводчиком в стрелковом дважды Краснознамённом полку.
24 июня 1944 года во время боя в тяжёлом неравном бою Зайцев уничтожил три огневые пулемётные точки и два орудия противника. 20 июня 1944 года войска ударной группировки левого крыла 1-го Белорусского фронта, в составе которой была и 134-я стрелковая дивизия, в которой воевал Александр Павлович, вышли на Западный Буг и в трёх местах форсировали его, вступив в пределы Польши. На лодках и паромах перебрались через реку и захватили вместе с пехотой небольшой плацдарм. Утром их обнаружили немцы: по «пятачку» ударила фашистская артиллерия и миномёты. Гитлеровцы пошли в контратаку. Зайцев вёл огонь по вражеским автоматчикам. К вечеру отбили последнюю контратаку. Переправу удержали. Александр Зайцев в числе многих бойцов был награждён орденом Славы 3-й степени.
В конце июля части 69-й армии, в первом эшелоне которой наступала 134-ястрелковая дивизия, подошла к Висле и форсировала её под городом Пулавы. Сначала переправились через реку стрелковый батальон и батарея «сорокопяток». К рассвету успели окопаться. Бой начался утром. К полудню он достиг апогея. Закончились снаряды. Но и гитлеровцы «выдохлись». Их атаки прекратились. А ночью через переправу на плацдарм двинулась вся дивизия. За стойкость и мужество, проявленные в этом тяжёлом бою, Зайцев Александр Павлович был награждён орденом Славы 2-й степени. Эту награду вручил ему командующий 69-й армией генерал - лейтенант В.Я. Колпакчи.
Апрель 1945 года. Наши войска на Одре. Рядом – Берлин. Начались жестокие бои. Отражая контратаки противника у деревни Бризен, Зайцев был тяжело ранен, но не перестал громить фашистов, уничтожив при этом 25 вражеских солдат. Личным примером он увлёк бойцов своего орудийного расчёта на решительный бой с контрнаступающим противником. Александра Петровича, потерявшего сознание, бойцы вынесли в безопасное место.
Вскоре он был отправлен в медсанбат дивизии, а потом – в тыловой госпиталь.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года Зайцев Александр Петрович Зайцев был награждён орденом Славы 1- й степени.
После Победы Зайцев А.П. уволился в запас и продолжил обучение в Рязанском строительном техникуме, после окончания которого поступил в Рязанский филиал Московского политехнического института. Защитил диплом и много лет проработал на Рязанском Приборном заводе руководителем отдела капитального строительства.
Полный кавалер ордена Славы, выпускник Рязанского строительного техникума, Герой Великой Победы, уроженец Спасского района Рязанской области Зайцев Александр Петрович умер 6 июля 1979 года и похоронен в Рязани на Скорбященском кладбище.
В колледже знают о А.П. Зайцеве и помнят о нём: материал о его биографии расположен на сайте колледж, в учебных группах ежегодно проходят тематические классные часы о нём.
Ведущий 3. Жестокая война не обошла ни одну семью в Советском Союзе. В каждой вашей семье есть родственники – участники Великой Отечественной войны.
Преподаватель 3 Дорогие друзья, почаще заглядывайте в свой семейный альбом и никогда не забывайте принимать участие 9 Мая в Бессмертном Полку с фотографиями или с именами тех, кто подарил нам мирное небо.
Литература.
1. Поэзия периода Великой Отечественной войны и первых послевоеенных лет/ Сост. В.М. Курганова, вступ. статья Е.М.Винокурова. – М.: Сов.Россия, 1983. – 256 с.
2. Советская историческая энциклопедия / гл. ред. Е. М. Жуков. - Москва : Советская энциклопедия, 1961-1976. (Энциклопедии. Словари. Справочники / Науч. совет изд-ва "Советская энциклопедия", Отд-ние ист. наук Акад. наук СССР).
3. Краткая литературная энциклопедия под редакцией А.А. Суркова, «Советская энциклопедия», М., 1975 г , 9 томов.
Документ во вложении (pdf 228KB)
Скачать вложение