Неделя психологии по профориентации школьников
Автор: Муравьева Светлана Александровна, педагог-психолог МБОУ «Школа № 50» г. Рязани Программа мероприятий в рамках Недели психологии
Согласно Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы перед образовательными учреждениями была поставлена задача максимальной реализации потенциала каждого ребенка: «В Российской Федерации должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности» [1].
В законе Российской Федерации «Об образовании» говорится о содержании образования, которое «должно быть направлено на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации...» [2].
Этими приоритетными задачами был обусловлен выбор темы и формы Недели психологии.
Цели проведения тематической недели:
- повышение компетентности учащихся в области мира профессий;
- создание условий для продуктивной социализации и самореализация детей и подростков;
- сплочение участников образовательного процесса;
- забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности учащихся за счет использования здоровье сберегающих технологий;
- повышение психологической комфортности в образовательном учреждении.
Задачи:
- познакомить учащихся с особенностями современного рынка труда;
- создать условия для самодиагностики личностных качеств и способностей учащихся;
- создать условия для саморазвития в соответствии с результатами диагностики;
- стимулировать активность, инициативность, креативность учащихся;
- включить родителей как субъектов образовательного процесса в систему внеурочной деятельности школы;
- создать атмосферу доброжелательности и принятия за счет организации акций и мероприятий как в разновозрастных группах, так и по параллелям;
- использовать техники арт-терапии (изотерапия, песочная терапия, музыкотерапия и др.) с её возможностями в стабилизации психологического состояния, повышения уровня осознанности в эмоциональной и поведенческих сферах учащихся;
- обеспечить обратную связь, позволяющую не только оценить уровень удовлетворенности, но и выявить основные проблемы учащихся.
В проведении тематической Недели психологии мы опирались на следующие принципы:
- Принцип добровольности участия. Никто не вправе оказывать воздействие на учащегося с целью принудить к участию в предлагаемых мероприятия (акции, игры, диагностика).
- Принцип создания праздничной атмосферы. Этот принцип предполагает соответствующее оформление пространства, которое должно отвечать принципам позитивности, вариативности и информативности, а также торжественное открытие и подведение итогов, призы и дипломы лучшим участникам, всем организаторам мероприятия.
- Принцип обеспечения ситуации успеха, которая достигается за счёт доброжелательной атмосферы, установки на принятие каждого ребёнка, системы поощрения и награждения, возможности проявить себя в различных мероприятиях, поддержки со стороны психолого-педагогического состава.
- Принцип активного участия всех субъектов образовательного процесса. Особое внимание необходимо уделить использованию и поощрению инициативы родителей, привлечению их к активному участию в мероприятиях. Очень важно организовать взаимодействие детей разного возраста.
- Принцип соответствия возрастным особенностям. Все мероприятия проводятся по единой схеме, а между тем, необходимо учитывать возрастные особенности к форме и содержанию акций, конкурсов, игр, при выборе стиля общения.
Оборудование и инвентарь: ноутбук, фотоаппарат, видеокамера, принтер, проектор, микрофоны, музыкальное сопровождение станций, элементы костюмов, канцтовары (бумага для флипчартов, цветные карандаши, маркеры различных цветов, степлеры, бумага А4, ручки с синими чернилами, клей-карандаши, скотч, ножницы, старые цветные журналы), копии позитивных раскрасок, песочные столы, глина, пластилин, соленое тесто для лепки; воздушные шары, бейджи и футболки с логотипом для волонтёров, дипломы и грамоты, благодарности для родителей, призы для победителей в акциях и рейтинге успеваемости, распечатки тестов, заданий, а так же отдельный список материалов для станций и акций каждой в каждом дне недели).
Оформление: стенгазеты (см. в программе), афоризмы, названия станций и площадок, «мишень настроения» на 3 дня.
1 день – «Мир профессий»
Девиз дня: «Все профессии важны, все профессии нужны».
Цель дня: информирование, мотивация к познанию, к выбору профессии.
Что |
Где |
Когда |
Кто отвечает |
Открытие недели Психологии (присутствуют 1-4, 6-7 классы) |
Большой холл 1 этажа |
1 урок 8.30 |
Педагог-психолог, волонтеры
|
Акция «Рейтинг успеваемости» «Даёшь учебу по всем направлениям!» «Хорошая успеваемость – путь к успеху!» |
Холл 2 этажа |
На переменах |
Волонтеры (учащиеся 6-11 классов) |
М\ф о профессиях - 1-4 классы
|
Большой холл на 1 этаже |
На переменах |
Волонтеры |
Акция «Семейное древо профессий» |
Холл 2 этажа |
На переменах |
Волонтеры |
Акция: «Карта профессий: «Все профессии важны, все профессии нужны» |
Холл 2 этажа |
На переменах |
Волонтеры |
Стенгазета «А вы знаете, что?» |
Холл 2 этажа |
На переменах |
Волонтеры |
Акция «Прививка от безработицы» |
Холл 2 этажа (около медкомнаты) |
На 2, 3 переменах |
Волонтеры |
«Классные встречи» (с родителями - представителями разных профессий) |
В классных кабинетах |
5 урок – 1-4 классы 6 (или 7 урок ) – 5-11 классы |
Классные руководители |
В конце дня – обратная связь - «Мишень настроения» |
Холл 2 этажа |
1-4 классы: после 5 урока, 5-11 классы: после 6 урока |
Волонтеры |
2 день – «Что я знаю о себе?»
Девиз дня: «Никто не знает силы своих способностей, пока он не испытал их» Джон Локк [3].
Цель дня: диагностика и реализация способностей.
Что? |
Где ? |
Когда? |
Кто отвечает |
«Психологический магазин» - игры на общение, контакт
|
В боковых холлах 2 этажа |
На переменах |
Волонтеры отряда посредников «Позитив» |
Акция – релаксация «В моём мире все прекрасно!» |
Холл 2 этажа |
На переменах |
Волонтеры |
Акция «Тест Климова: типология профессий» |
Холл 2 этажа |
На переменах |
Волонтеры |
Акция: Конкурс резюме |
Холл 2 этажа |
На переменах |
Волонтеры |
Акция: крылатые фразы про способности |
Холл 2 этажа |
На переменах |
Волонтеры |
Игра по станциям «Все работы хороши, выбирай на вкус!» |
Сбор на 4 уроке в правом холле 2 этажа |
для 1-4 классов на 4-5 уроке |
Студенты РГУ им. С.А. Есенина |
Ярмарка талантов: испытания на наличие качеств и умений (выдается сертификат и рекомендации в каких профессиях это пригодиться) |
Сбор на 6 уроке в большом холле 1 этажа |
Для 5-11 классов- на 6-7 уроке |
Волонтеры |
Обратная связь «Мишень настроения» |
Холл 2 этажа |
В конце дня |
Волонтёры |
3 день – «Город мастеров»
Девиз дня: «Упражнения рождают мастерство» Тацит Публий Корнелий, древнеримский историк [4].
Цель – повышение осознанности, самоопределение, подведение итогов.
Что? |
Где ? |
Когда? |
Кто отвечает |
Музыкальные перемены «Корпоративная вечеринка» (танцы и игры) |
Большой холл 1 этажа |
На переменах |
Волонтеры |
Акция «Профсоюз» - дети пишут жалобы на ущемления их прав и свобод, пожелания |
Холл 2 этажа |
На переменах |
Волонтеры |
Игра «Цепочка профессий» |
Левый и правый холл 3 этажа |
На переменах |
Волонтеры |
Стенгазета «Притчи» |
Холл 2 этажа |
На переменах |
Волонтеры |
Акция «Портрет мастера» |
Холл 2 этажа |
На переменах |
Волонтеры |
Игра: собери атрибуты профессии (только для 1-ов) |
Левый холл 2 этажа |
На переменах |
Волонтеры |
Мастер-классы «Город мастеров» (каждый мастер-класс продолжительностью 30 минут, мастер-класс проходят в 2 захода на 5 и 6 уроке)
|
На территории школы (место каждого мастер-класса указывается на афише на информационном столбе на 2 этаже (а также у каждого классного руководителя) |
Для 1-5 классов на 5 уроке Для 5-11 на 6 уроке
|
Учителя, Волонтеры |
В конце дня – обратная связь «Мишень настроения» |
Большой холл 1 этажа |
После мастер-классов |
Волонтеры |
Линейка Подведение итогов (результаты рейтинга успеваемости, награждение волонтеров и д.) |
На крыльце школы В дождь – в большом холле 1 этажа |
Волонтеры |
Список литературы
1. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы». http://pravo.gov.ru/ (дата обращения 10.06.2017 г.)
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года: ttp://минобрнауки.рф (дата обращения 09.06.2017 г.)
3. http://citaty.info/quote/(дата обращения 09.03.2017 г.)
4. https://ru.wikiquote.org/(дата обращения 09.032017 г.)
5. https://www.navigatum.ru/(дата обращения 09.03.2017 г.)
Вложение содержит архив с приложениями: сценарий, фото (zip, 889KB)
Скачать вложение