Нет на свете краше Родины моей
Автор: Миронова Елена Евгеньевна, воспитатель, детский сад «Яблонька» п. Рязанские Сады Старожиловского района Рязанской областиИнтеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Аннотация
Нравственно - патриотическое воспитание подрастающего поколения является главным в современных условиях развития нашей страны.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2018г № 204. «О национальных целях и стратегических задачах Российской Федерации на период до 2024года», цель российского образования: «Воспитание гармонично развитой личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».
Для ребенка очень важно приобщение к культуре своего народа, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Закладывать основы нравственности, патриотизма, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру и окружающим людям. Поэтому, в дошкольной организации проводится целенаправленная работа по формированию у детей гражданских чувств, воспитание любви и уважение к своей семье, малой родине, стране.
Цель: организовать образовательную деятельность детей, направленную на формирование представления о России и государственных символах; способствовать развитию связной речи; пробудить интерес к достопримечательностям Рязанской области и родного поселка.
Предварительная работа: Беседы с детьми о государственных символах, о достопримечательностях Рязанской области, Старожиловского района, родного поселка; рассматривание глобуса, прослушивание гимна России; беседа о ремеслах Рязанского края, экскурсия по улицам п. Рязанские Сады, создание презентации, разучивание стихотворений С.А. Есенина «Белая береза», « Черемуха душистая»
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, смартфон (для записи занятия), глобус, ленточки: белая, синяя, красная (для игры), мяч, мягкая игрушка - сердце.
Ход деятельности:
1. Мотивационный этап.
Дети встают в круг.
Воспитатель: Здравствуйте дорогие Россияне!
- Скажите, почему я к вам так обратилась?
Дети: Мы живем в России, мы русские и говорим на русском языке.
Воспитатель: Ребята, а как можно увидеть сразу всю страну?
Дети: На глобусе, на карте.
Воспитатель: А что такое глобус? (Маленькая модель Земли).
- Покажите на глобусе Россию. ( Дети показывают границы России).
Воспитатель: Скажите, ребята, в мире кроме России есть еще другие страны? Назовите их. (Ответы детей).
Игра: « Назови народы разных стран»
- Кто живет во Франции? В Испании живут? В Китае живут? В Италии живут? В Германии живут? В Японии? В Америке? (Ответы детей).
- Ребята, я совсем забыла. Вчера я получила письмо, которое адресовано детям группы « Ромашка» детского сада «Яблонька». На конверте флаг Белоруссии. Давайте откроем его вместе с вами.
Текст: Здравствуйте, ребята! Мы живем в Белоруссии. Нам 6 лет. Мы ходим в детский сад. Наша страна очень красива и богата своей историей и культурой. Нам очень хочется с вами подружиться и узнать про страну Россию, в которой вы живете, про достопримечательности вашего родного края. Будем очень благодарны, если вы ответите на наше письмо.
2. Ориентировочный этап
- Ребята, расскажем вашим ровесникам из Белоруссии, про нашу Родину? (Ответы детей). А как мы это сделаем?
- Отправим им видео письмо. (Включается видеокамера).
3. Исполнительный этап
Показ слайда 2
Воспитатель: Ребята, посмотрите, это карта России.
- Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории, как Россия. (Воспитатель обводит указкой территорию нашей страны)
- Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. Чтобы добраться на поезде с одного края нашей страны на другой надо ехать 7 дней, а на самолёте лететь сутки.
Показ слайда 3
Воспитатель: Ребята, у каждой страны есть государственные символы.
- Назовите главные символы России?
Дети: Герб, флаг, гимн.
На слайде, на гимне нажать мелодию. ЗВУЧИТ ГИМН РОССИИ.
Воспитатель: Что сейчас прозвучало?
Дети: Гимн России.
- Что такое гимн?
Дети: Гимн - главная песня страны. Государственный гимн РФ исполняется во время торжественных церемоний и иных мероприятий, проводимых государственными органами. При публичном исполнении гимна присутствующие выслушивают его стоя, мужчины - без головных уборов.
Воспитатель: Гимн России написали: композитор Александр Александров и поэт Сергей Михалков.
ГЕРБ.
- Чем наш герб отличается от гербов других стран? ( Ответы детей)
- Почему на груди у двуглавого орла находится щит с изображением всадника убивающего копьем змея?
Дети: Это герб Москвы - столицы нашей Родины, и он символизирует победу добра над злом.
Слайд 4
Воспитатель: Давайте поиграем в игру: «Найдите среди гербов других стран герб России».
(Детям предложены гербы, на которых изображены орлы).
Слайд 5. ФЛАГ
- Что обозначают цвета флага России?
Дети: Флаг Российской Федерации имеет три цвета( триколор): белый, синий и красный.
- Белый цвет означает мир, чистоту;
- Синий цвет символ веры и верности;
- Красный цвет символизирует мужество и отвагу, силу, кровь, пролитую за Отечество.
- Ребята, давайте поиграем в игру: «Собери флаг России».
Подвижная игра с лентами: «Собери Российский флаг» (Включить музыку на слайде с флагом) (Дети с окончанием музыки выстраиваются в порядке расположения цветов флага России).
Воспитатель: Россия – наша Родина.
- Ребята, а как вы думаете, что такое Родина? (Ответы детей)
- Родина – место, где мы родились, живем, где живут наши родители, бабушки и дедушки, это наш детский сад и улицы нашего дома. Родина у каждого человека одна.
Воспитатель: Много пословиц и поговорок сложил русский народ о Родине:
Дидактическая игра: «Назови пословицы и поговорки о Родине»
- Нет земли краше, чем Родина наша!
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Одна у человека мать - одна и Родина!
- Береги землю любимую, как мать родимую.
- Родина - мать, умей за неё постоять.
- Человек без Родины, что соловей без песни.
- Жить - Родине служить.
Слайд 6
- Ребята, среди бескрайних просторов нашей родины есть небольшая область - Рязанская.
- Мы с вами живем в Рязанской области.
- Чем же славится наша область?
Показ слайда 7 (Дети называют, что изображено на слайде).
- В Рязани находится высшее военное командное десантное училище и поэтому Рязань называют неофициальной столицей ВДВ.
- Окский заповедник, на территории которого разводят и охраняют редких и исчезающих животных. (Зубров, выхухоль, стерхов - белых журавлей).
- В селе Константиново находится музей усадьба С.А. Есенина - Рязанского поэта.
Воспитатель: Еще наша Рязанская область великими учеными славится:
- Циолковский - основоположник космонавтики,
- Уткин - ракетостроитель,
- Мичурин - известный селекционер.
- Славится наша Рязанщина своими мастерами.
Дидактическая игра: «Назови промысел рязанских умельцев»
Слайд 8 (При появлении картинок, дети перечисляют, что на них изображено).
- Скопинская керамика.
- Михайловское кружево.
- Шиловская лоза.
- Кадомский вениз.
- Касимовская хохлома.
- Кузнечное ремесло в поселке Старожилово.
Слайд 9
Воспитатель: Старожилово – это наш районный центр.
Воспитатель: Где в Старожиловском районе, по указу Петра 1, был открыт первый чугунно - плавильный завод?
Дети: В селе Истье.
Воспитатель: Сейчас от него осталась только большая доменная печь. Но раз в два года проводится фестиваль мастеров кузнечного дела, где кузнецы делятся секретами своего мастерства.
- Чем еще славится Старожиловская земля?
Дети: Старожиловским конным заводом, который занимается разведением лошадей породы «Русская верховая».
- В селе Гулынки родился великий мореплаватель Василий Михайлович Головнин, который совершил два кругосветных путешествия.
Слайд 10
Воспитатель: В десяти километрах от поселка Старожилово по трассе находится наш родной поселок Рязанские Сады.
- Он был образован в 1922 году и назывался «Опытное поле». Рабочие занимались разведением новых сортов зерновых культур.
- Многие годы наш поселок славился своим садоводством, земледелием и животноводством.
Слайд 11
Воспитатель: Наш поселок является центром Гулынского сельского поселения.
- Давайте вспомним достопримечательности нашего поселка.
Дети: На территории поселка находится школа, детский сад, фельдшерский пункт, почтовое отделение, библиотека, дом культуры, магазины, памятник павшим воинам, детская площадка.
(При показе слайдов дети называют, на какой улице находится объект).
Воспитатель: Красив наш поселок и своей природой.
Подвижная игра с мячом: «Назови растения нашего поселка»
Воспитатель: И конечно главным богатством нашего поселка являются люди - трудолюбивые, ответственные, заботливые, активные, стойкие.
Воспитатель: Ребята, расскажите о своих родных работающих в нашем поселке. ( Рассказ детей).
Подвижная игра: «Я люблю свой поселок»
Я предлагаю взять это сердечко и каждому сказать, за что мы любим наш посёлок.
- Я люблю свой посёлок, потому что он красивый.
- Я люблю свой посёлок, потому что он зелёный.
- Я люблю свой посёлок, потому что здесь живут мои друзья.
- Я люблю свой посёлок, потому что здесь мои родные.
- Я люблю свой посёлок, потому что он уютный.
- Я люблю свой посёлок, потому что здесь я родился.
Воспитатель: Молодцы, ребята!
- Как вы думаете, что надо делать, чтобы и дальше наша малая Родина оставалась такой же прекрасной и только хорошела год от года?
(Любить, строить красивые дома, не загрязнять природу, сажать деревья, цветы).
- Правильно если каждый из нас будет заботиться о посёлке, то наш посёлок станет чище и красивей.
4.Рефлексивный этап
Воспитатель: Наш рассказ подошел к концу.
(Выключается камера).
Воспитатель: Ребята вы сегодня вспомнили и рассказали много интересного о нашей Родине.
- Давайте подумаем, все ли мы рассказали о нашей стране?
- Ребята, как вы думаете, детям из Белоруссии понравится наш рассказ? (Ответы детей).
5. Перспективный этап
- Я предлагаю отправить это видео письмо нашим друзьям. Пусть они знают, как прекрасна наша Россия своей культурой, достопримечательностями, людьми, природой и попросить их рассказать нам о своей стране подробнее.
Литература.
1.Ветохина А.В. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.– СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2018. – 192 с.
2.Зеленова Н.Г. Осипова Л.Е. Мы живем в России.– М.: СКРИПТОРИЙ, 2019. – 112 с.
3.Пантелеева Н.Г. Знакомство детей с малой родиной: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 128 с.
4.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования . – М.: УЦ Перспектива, 2014.–32 с.
5. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования/ Под редакцией Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Дорофеева Э.М. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.– 368 с.
6. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018г № 204. «О национальных целях и стратегических задачах Российской Федерации на период до 2024года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 21.08.2022).
Конспект с презентацией во вложении (zip 1MB)
Скачать вложение