РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Обучение приёмам и способам поиска, анализа информации на материале пособия «Первоклассная газета» в рамках курса «Умники и умницы»

Автор: Шкобырева Надежда Фёдоровна, учитель начальных классов, МАОУ «Школа №69 г. Рязани «Центр развития образования»

Сценарий внеурочного занятия «Умники и умницы» построен на материале пособия «Первоклассная газета» для учащихся 1 класса.

В современном обществе каждому человеку приходится постоянно иметь дело с огромным потоком информации. Чтобы не потеряться в этом потоке, необходимо иметь элементарные навыки работы с информацией: навык поиска, анализа, обработки, хранения, использования и применения информации.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) отмечает, что в «результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе выпускники должны приобрести первичные навыки работы с информацией».
Очевидно, что формировать универсальные учебные действия учителю необходимо не только в урочной, но и во внеурочной деятельности.
Цель курса внеурочной деятельности «Умники и умницы» - формирование у учащихся умений по работе с информацией.
Данный курс включает в себя комплексное использование трёх инструментов формирования умений работы с информацией:
1. Пособие «Комплексные работы». Рабочая тетрадь ученика под редакцией Н.Н.Титаренко г. Екатеринбург;
2. Мониторинговый дистанционный конкурс. Метапредметный конкурс -исследование. «ЭМУ» (Эрудит-Марафон Учащихся») конкурсы для учащихся 1-4 классов;
3.Пособие для ученика «Первоклассная газета» «Центр Развития Молодёжи» г. Екатеринбург.
Пособие «Первоклассная газета».
Каждый номер представляет собой четыре страницы формата А4 и включает обложку, информационные блоки с картинками и не менее пяти заданий на работу с информацией. Все номера по своей тематике разделены на рубрики - «Общество», «Краеведение», «Спорт», «Здоровье», «Юный путешественник» и т.д.
На занятии проходит активная работа с информацией, обогащение словарного запаса, тщательный анализ текстов с картинками, и выполнение заданий. Задания направлены на разные умения работы с информацией и предполагают разный формат ответа. Далее представлен сценарий внеурочного занятия.

Сценарий внеурочного занятия «Умники и умницы» построен на материале пособия «Первоклассная газета» для учащихся 1 класса.


Цель: Организовать деятельность учащихся, направленную на формирование первичного опыта извлекать информацию из текста, вычитывать информацию, данную в явном виде (устно) с помощью учителя, умение извлекать информацию из рисунка, обогащение словарного запаса.
Ход занятия:
1. Этап принятия учебной задачи
На данном этапе пробуем формировать первоначальные регулятивные УУД - определять цель: принимать учебную задачу в готовом виде, а также учиться определять цель учебной деятельности с помощью учителя. Слайд1.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ребята, рассмотрите обложку нашего журнала.

Прочитайте надписи.

Назовите тему сегодняшнего номера. Что, по вашему мнению, написано в этом номере?

Какую цель мы поставим на этом занятии?

Учащиеся рассматривают. Читают вслух.

Отвечают (узнать про Татарстан,

узнать значения новых слов,

учиться находить ответы на вопросы в тексте).

2. Умение извлекать информацию из карты.
На данном этапе пробуем формировать первоначальные познавательные УУД - умение извлекать информацию из карты. Слайд 2

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ребята, рассмотрите обложку нашего журнала.

Прочитайте надписи.

Назовите тему сегодняшнего номера. Что, по вашему мнению, написано в этом номере?

Какую цель мы поставим на этом занятии?

Учащиеся рассматривают. Читают вслух.

Отвечают (узнать про Татарстан,

узнать значения новых слов,

учиться находить ответы на вопросы в тексте).

Слайд 3.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ребята, предлагаю вам рассмотреть карту республики Татарстан.

-В месте слияния каких рек расположена республика?

Давайте найдём и покажем эти реки на карте.

Отвечают (Республика расположена в месте слияния двух

рек Волги и Камы).

Дети находят и показывают эти реки на карте.

Слайд 4.

3.Умение извлекать информацию из текста.

На данном этапе пробуем формировать первоначальные познавательные УУД - умение извлекать информацию из текста, находить ответы на вопросы, используя приём «Цветной фон».

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Чтение текста учителем.

Республика Татарстан – край, где смешались традиции и обычаи разных народов. Его столица - древний город Казань. Больше половины жителей республики Татарстан – это жизнерадостные и гостеприимные татары.

Ребята, прочитайте текст и найдите ответ на вопрос: Какой город является столицей республики Татарстан?

Заштрихуйте красным цветом предложение, где говориться об этом.

Как называют людей, которые проживают в Татарстане? Опишите их.

Учащиеся слушают текст.

Учащиеся читают текст самостоятельно.

Устно отвечают на вопрос. (Столица Татарстана - город Казань.) Используя приём «Цветной фон», учащиеся в своих пособиях заштриховывают предложение. Его столица - древний город Казань.

Дают устные ответы на вопрос, используя текст. (Татары. Это жизнерадостные и гостеприимные люди.)

 

4. Умение извлекать информацию из рисунка.

На данном этапе пробуем формировать первоначальные познавательные УУД - умение извлекать информацию - находить ответы на вопросы, используя: жизненный опыт и учебник (текст, рисунки, фото).

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ребята, а что такое Кремль?

Демонстрация иллюстраций Московского Кремля, Рязанского, Новгородского и Псковского.

Кремль (первоначальное название до 14-го века — детинец) — городское укрепление в древней Руси.

В Древней Руси городами назывались только те населённые пункты, в которых были построены подобные укрепления. «Начинается земля, как известно, от Кремля» - так говорят люди.

Как расположен Кремль? Какое место выбирали люди для строительства Кремля?

Из какого материала воздвигнуты Кремли?

Когда-то давно было принято строить Кремль из дерева. Но ввиду многочисленных пожаров, архитекторы Древней Руси приняли разумное решение заменить дерево на камень.

Что можно сказать о цвете камня?

С какой целью воздвигали люди такие укрепления?

Под стенами Кремля потерпели не одно поражение чужеземные войска.

Помимо Москвы, Пскова, Рязани, Новгорода, Кремль есть в таких городах, как Астрахань и Тула, Коломна, Зарайск, Тобольск, Казань, Суздаль. Сегодня, каждый из них имеет высокую историческую ценность.

Учащиеся рассматривают

иллюстрации.

Сравнивают. Находят общее.

Делают с помощью учителя выводы.

(Каждый Кремль стоит на высоком берегу. Мы видим башни, высокие стены.

На иллюстрации все Кремли построены из камня.

Кремль – это укрепление, состоящее из стен и нескольких башен.

Различия в цвете камня.

Укрепления, были необходимы, чтобы спасать от вражеских нашествий.

Слайд 5.

5. Умение извлекать информацию из текста.

На данном этапе продолжаем формировать первоначальные познавательные УУД - умение извлекать информацию из текста, находить ответы на вопросы, используя приём «Цветной фон».

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ребята, а сейчас мы прочитаем текст «Падающая башня» цепочкой.

– Как называется знаменитая башня Казанского Кремля?

-Заштрихуйте красным цветом предложение, где говориться об этом.

В чём её особенность?

Кто может рассказать про Пизанскую башню?

Учитель помогает наводящими вопросами.

-Где находится Пизанская башня?

-В чём её особенность?

Чем похожи эти башни?

Давайте попробуем найти башню Сююмбике.

Кто такой архитектор?

За чем следят архитекторы и строители?

Заштрихуйте красным цветом предложение, где говориться об этом.

При наличии времени можно рассказать детям легенду о башне Казанского Кремля Сююмбике.

Приложение 1.

Учащиеся читают текст, используя приём «Чтение цепочкой».

Падающая башня.

Самая знаменитая башня Казанского Кремля Сююмбике. Если прогуляться вокруг неё, то становиться заметно, что она наклонилась в одну сторону. Как и знаменитая Пизанская, башня Сююмбике – падающая. Но это не значит, что ей дадут упасть. Архитекторы и строители внимательно следят за наклоном Сююмбике и ведут работы по укреплению фундамента башни.

Используя приём «Цветной фон», учащиеся в своих пособиях заштриховывают предложение.

Самая знаменитая башня Казанского Кремля Сююмбике.

Как и знаменитая Пизанская, башня Сююмбике – падающая.

Пизанская башня установлена в центре «Площади Чудес» в городе Пиза (Италия).

Дети с помощью учителя находят и показывают башню Казанского Кремля Сююмбике.

Дети высказывают свои предположения. (Человек, который занимается планированием, расчетом конструкций зданий и разных других сооружений).

Используя приём «Цветной фон», учащиеся в своих пособиях заштриховывают предложение.

Архитекторы и строители внимательно следят за наклоном Сююмбике и ведут работы по укреплению фундамента башни.

6. Умение строить связные высказывания.

На данном этапе продолжаем формировать первоначальные познавательные и коммуникативные УУД – умение строить связные высказывания, объяснять смысл отдельных слов и словосочетаний в тексте с помощью учителя, умение извлекать информацию из текста, находить ответы на вопросы, используя приём «Цветной фон».

Отличие данного этапа работы состоит в том, что в первой части занятия дети использовали приём «Цветной фон» под руководством учителя. Работали дети, используя красный цвет. А на последнем этапе учащиеся применяют данный приём самостоятельно, используя зелёный цвет. Таким образом, в этой части урока учитель проводит контрольную диагностику.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ребята, у каждого народа свои, обычаи, праздники. Традиции связывают современного человека со своими предками, преследуя обычаи человек, выявляет свое уважение предыдущему поколению. Традиции отображают жизнь народа и его развитие. Через обычаи люди учатся, приобретают навыки и опыт, а с помощью традиций человек приобщается к обществу.

Например, в семье есть традиция читать всей семьёй по вечерам книги, слушать музыку или лепить пельмени...

Какие традиции есть в вашей семье?

Предлагаю вам прочитать текст самостоятельно и, используя приём «Цветной фон» ответить на вопросы:

Что такое Сабантуй?

Какое главное событие Сабантуя?

Что такое корэш?

Какую награду получает победитель

состязаний по корэшу?

Дети высказываются о традициях в свлей семье.

Читают текст самостоятельно.

Используя приём «Цветной фон», учащиеся в своих пособиях заштриховывают предложения зелёным цветом.

Сабантуй – весёлый татарский праздник. Проходит он в конце весны или начале лета. Это шумное время танцев и песен, когда многие татары наряжаются в свою традиционную одежду и угощают друг друга старинными татарскими блюдами. Главное событие Сабантуя – спортивные состязания. Самое популярное из них корэш. Это традиционная татарская борьба. Спортсмен обхватывает противника с помощью пояса и пытается его повалить. Кто оказался на земле – тот проиграл. Победителю по старинной традиции вручают в награду живого барана.

7. Рефлекия.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ребята, проверим, как у вас получилось.

Смотрим на слайд. У кого так же заштрихованы предложения?

Вы справились с заданием.

А остальным ребятам над заданиями такого вида ещё надо поработать.

В заключении предлагаю вспомнить новые слова, с которыми вы познакомились на занятии.

Спасибо за работу.

Учащиеся сравнивают свои результаты с образцом на слайде.

Дети поднимают руки.

Дети называют (Татарстан, татары, Кремль, архитектор, башня Сююмбике, Пизанская башня, Сабантуй).


В результате работы над текстами учащиеся приобретают первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией. Учащиеся учатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Учащиеся овладевают элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретают опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У учащихся развиваются такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование.


Список литературы:
1.Пособие для ученика «Первоклассная газета» (Учебно – методическое пособие. –г. Екатеринбург: ООО Издательский дом «Центр развития молодежи», 2017 г.)
2.Наталья Познамка. Путешествие выходного дня, Татарстан ( Электронный ресурс) 2016.- Режим доступа:https://poznamka.ru/russia/bashnya-syuyumbike-v-kazani. (Дата обращения 03.07.2018)

Полный текст статьи с презентацией во вложении (Архив zip, 4MB)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru