РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Подводное приключение Крабика Буль-буль

Автор: Анисимова Ирина Александровна, воспитатель МБДОУ «Искровский детский сад», Рязанская область

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию экологической направленности для детей 5-6 лет

Аннотация

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебристых колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.» В.А.Сухомлинский. [6] Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не все, иногда даже не замечают главного. Данной проблемой занимались многие ученые. С.Н. Николаева в своей книге «Методика экологического воспитания дошкольников» говорит, что экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимание сложившейся ситуации, осознанного к ней отношения. [7] Экологические проблемы присуще всем материкам и каждому государству. Есть они и в России – свои в каждом регионе. Экологические проблемы и необходимость их преодоления породили новое направление в образовании – экологическое. В связи с этим необходимо больше уделять внимание экологическому образованию детей уже с дошкольного возраста, так как именно в этот период у ребенка складывается первое мироощущение – он получает эмоциональные впечатления о природе, социуме, накапливает представления о разных формах жизни, формируется основа экологического мышления, сознания и культуры. Сегодня в дошкольном образовании, направленном в будущее, экологическая составляющая должна стать доминантной. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых, ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Примерно на 5 году жизни более отчетливо проявляются элементы экологического сознания ребенка: интерес к природе, к определенным видам деятельности, эмоциональные реакции, более осознанные оценки поведения людей в природе. С 6-го года жизни формируется способность к мотивационной оценке поведения в природе. Важным условием в воспитании экологической культуры является необходимость ставить детей в поисковые ситуации, чтобы они активно, творчески, самостоятельно приобретали опыт и осваивали окружающий мир. Но ведущей формой деятельности для детей дошкольного возраста остается игра. Поэтому в своей работе я использую различные игры экологического содержания. В игре ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления о явлениях природы и закономерностях.

Результатом экологического воспитания дошкольников является экологическая культура личности. «Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к природе, к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка, это прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума» В.А.Сухомлинский. [6]

Программное содержание:

Организовать познавательную деятельность детей, направленную на обобщение первичных представлений о морских животных, а также созданию условий для превращения детей в субъекты своей деятельности, посредством игровых упражнений.

Цель: Расширять и систематизировать знания детей о подводном мире, морских обитателях, их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде.

Задачи:

Создать условия:

1. Экологического представления детей о многообразии морских обитателей, их приспособленности к жизни в водной среде.

2. Формирования понятий о необходимости охраны морских животных и среды их обитания.

3. Формирования навыков исследовательской деятельности.

4. Развития мыслительной активности, умение рассуждать, анализировать. развития речи, памяти, логического мышления.

5. Воспитания любознательности и интерес к жизни морских обитателей. Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций в книгах, чтение произведений о подводном мире, заучивание слов пальчиковой гимнастики, беседы о поездках детей к реке, морю. Просмотр видеоматериалов о жизни морских животных. Использование дидактических игр: «Чей силуэт?», «Собери картинку», «Обитатели морей и океанов», «Где чей дом?»; пальчиковый театр "Жители моря". Просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «В поисках Немо», «Русалочка».

Словарная работа:

Слова предметы: морская соль, краб, акула, морская звезда, морская черепаха, дельфин, мусор, нефть.

Слова признаки: морские животные, хищники, млекопитающие, водоплавающие, соленая, морская.

Методы и приемы:

Создание проблемной ситуации, вопросы к детям, беседа, диалог, загадки, физминутка, трудовые поручения, анализ, подведение итогов с долгосрочной перспективой.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: резиновая игрушка краба в круглой вазе с водой; Набор моделей морских животных (акула, морская звезда, морская черепаха, дельфин). Морская соль; прозрачная голубая накидка для превращения. Ракушки, камушки, водоросли, 4 шкатулки. 1 «морской» сундучок, 1 корзина. Аудиозапись - «морской прибой», «волшебные колокольчики», «тревожная музыка», «веселая музыка». Емкость с водой с мусором.

Раздаточный материал: сачки на каждого ребенка, фото медали с изображением морских животных на каждого ребенка.

Ход деятельности

1.     Мотивационный этап.

Дети входят в группу, встают в круг с воспитателем. Мотивация общения (игра-приветствие) создание эмоционального настроя.

Игра «Здравствуйте»

«Встанем рядышком по кругу, скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень: «Всем привет и Добрый день!»,

Если каждый улыбнется – утро доброе начнется.

Воспитатель: Ребята, давайте улыбнемся и пожелаем друг другу доброе утро!

Дети проходят на стульчики, стоящие полукругом.

2. Ориентировочный этап.

Звучит фрагмент «Шум прибоя».

На столе стоит круглый аквариум с небольшим количеством воды в котором находится резиновая игрушка краба.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто тут у нас находиться в аквариуме?

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я морской житель, краб. Меня зовут «Буль-буль». Со мной случилась такая вот неприятность. Сильным течением меня отнесло далеко-далеко от моего домика. И теперь я заблудился и не могу найти свою семью. Ребята, помогите мне, пожалуйста, попасть в подводное царство и отыскать свой дом.

Воспитатель: Не расстраивайся так, Буль-буль, Ребята нашей группы очень смелые и любознательные. Они обязательно тебе помогут, справиться с твоей бедой. Ну что, ребята, поможем крабу Буль-буль? Но для того, чтобы найти дом краба, нам нужно попасть В «Морское царство – государство». Помогут нам в этом волшебные слова.

3. Исполнительский этап

Воспитатель: Подойдите все ко мне, встанем в круг, обнимем друг друга за плечи произнесем волшебные слова, повторяйте за мной.

(Воспитатель укрывает детей синей прозрачной тканью.)

Воспитатель:

«На небе звездочки сверкаю, волны на море лодку качают,

В лодке, чудесные краски, шепчутся в ней небылицы и сказки.

Лодочка в Царство морское плывет, нас за собою в гости зовет.»

(Звучит музыка волшебных колокольчиков)

Воспитатель снимает ткань. Группа разделена на пять зон. Каждая украшена в морском стиле. (Ракушки, камушки, водоросли, шкатулки.)

Воспитатель: Раз, два, три – мы на дне морском - смотри. Ребята, кругом вода! А вы знаете какая вода в море? Вода в море, соленая. А как вы думаете, можно пить морскую воду? Конечно пить ее нельзя, но человек научился пользоваться морской водой во благо всему человечеству. Из морской воды делают мази, лекарства, ею поласкают горло, промывают нос, принимают лечебные ванны. И просто добывают морскую соль. Давайте подойдем к этому столу и рассмотрим кристаллы морской соли. Потрогайте ее. На что кристаллы морской соли похожи? Какого они цвета? Понюхайте, морская соль пахнет или нет? Ребята, нам пора двигаться дальше.

Ребята переходят в другую зону. Звучит мелодия «Шелест волны»

Воспитатель:

- Смотрите, а здесь стоит шкатулка. Шкатулка не простая, чтобы ее открыть нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно!

- Эта рыба - хищник злой, всех проглотит с головой.

Зубы показав, зевнула, и ушла на дно (Акула)

Воспитатель: Попробуем открыть шкатулку, смотрите, мы правильно отгадали, это акула.

Воспитатель достает из шкатулки модель акулы.

Воспитатель: А что вы знаете о ней? Это хищная рыба с острыми, как пила зубами. Акула обладает хорошим зрением, слухом. Уши у нее располагаются внутри головы. Акула обладает великолепным нюхом. Дышит акула жабрами. Акулы очень сильные рыбы! Краб мне подсказывает, что нам нужно взять ее с собой. Кладем его в корзину и идем дальше.

Дети переходят в другую зону. Звучит мелодия «Шелест волны»

Воспитатель: Вот и вторая шкатулка. Слушайте загадку.

- Ты, уже дружок конечно, что-то слышал обо мне.

Я всегда пятиконечна и живу на самом дне. (Морская звезда)

Воспитатель достаёт из шкатулки модель морской звезды.

Воспитатель: Правильно, ребята, эта морская звезда. А как вы думаете, почему она так называется? А что можно сказать о ней, это рыба или морское животное? Какого она цвета?

Воспитатель: Морская звезда – это тоже хищное морское животное, обитающее на дне океана. Она имеет форму звезды с пятью лучами. Ярко окрашенные морские звезды медленно ползут по дну или зарываются в песок. Рот у морской звезды расположен на нижней стороне тела, поэтому, чтобы съесть добычу, морская звезда наползает на нее сверху. Возьмем ее тоже с собой. (Кладет в корзину морскую звезду)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы прекрасно справляетесь с загадками, а теперь я предлагаю вам немного поиграть.

Физкультминутка «На море»

- А вот перед нами огромное море (имитация рукой волны)

Качает волнами оно на просторе (имитация волны другой рукой)

И в море высокая ходит волна (поднять руки вверх и потянуться)

То вверх до небес, то до самого дна (помахать вытянутыми руками и присесть).

Качает вода соленая, водоросли зеленые. (Руки в стороны змеевидные движения)

Прыгают в море дельфины, подставляя солнцу спины. (Прыжки, ладони вместе)

На волнах качаются, солнцу улыбаются. (Руки вперед, волнообразно качают руками)

Воспитатель: Мы отдохнули немного, а теперь продолжим наш путь.

(Дети переходят в следующую зону. Звучит мелодия «Шелест волны»)

Воспитатель: Слушайте очередную загадку.

- И на суше и в воде, носит дом с собой везде.

Путешествует без страха, в этом доме …(Черепаха)

(Воспитатель достает модель морской черепахи.)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что морская черепаха отличается от сухопутной, тем, что у неё передние ноги похожи на ласты, так ей легче плавать. Как у всех остальных черепах, у нее тоже очень твердый панцирь, в котором находится ее туловище. И конечно же, в этом панцире имеется несколько отверстий, через которые черепаха высовывает голову, ноги и хвост. У морской черепахи нет зубов и рот ее очень похож на птичий. Она любит кушать водоросли, маленьких рыбок и насекомых. Плавая, черепаха машет ластами как крыльями, от этого кажется, что она летает. Живут морские черепахи очень долго. Не забудем ее положить в корзину и продолжить наш путь.

(Дети переходят в следующую зону. Звучит мелодия «Шелест волны»)

Воспитатель: Ребята, а вот и последняя загадка.

- Вновь играя и шаля, перед носом корабля.

Над водой мелькают спины, мчатся шустрые…(Дельфины).

(Воспитатель достает из шкатулки модель дельфина.)

Посмотрите, ребята, тело дельфина похоже на рыбье, но это не рыбы. Это млекопитающее, живущее в воде. Дельфины кормят своих детенышей молоком. Дышат они воздухом, способны задерживать дыхание до 7 минут. Дельфины питаются рыбой и моллюсками. Они никогда не бросают друг друга в беде. Известно также много случаев, когда дельфины помогали человеку, выталкивая его наверх из воды, спасая ему жизнь. Учеными доказано, что общение с дельфинами целебно. Дельфины заслуженно считаются самыми удивительными созданиями на всем белом свете.

Воспитатель: Но вот беда! Моря и океаны за последние годы, слишком сильно загрязняются. Люди сбрасывают в воду ядовитые вещества, горы мусора, а это может привести к гибели не только дельфинов, но и других морских обитателей. Но самое сильное загрязнение в море – это разлив нефти. Нефтяная пленка не дает проникнуть солнечным лучам под воду и губит морских обитателей. А также вредит и водоплавающим птицам.

(Дети переходят в следующую зону. Звучит тревожная музыка. На столе стоит емкость с водой, где на поверхности плавает «мусор» продукции детского питания. (Пакеты из-под йогурта, молока, сока и т.д.))

Воспитатель: Вот смотрите, дети! Что здесь происходит? Много мусора плавает в воде? Можно жить в таком море? Как нам помочь морским обитателям? Что нам нужно сделать? Давайте возьмем в руки сачки и уберем весь этот мусор в ведро.

Дети под музыку убирают мусор в ведро, под веселую музыку.

Воспитатель: Смотрите, теперь вода стала совсем чистой! Теперь можно в ней жить? Давите поселим, суда морских животных, и конечно краба Буль-буль. Крабы очищают морское дно от больных животных, а также от различных отбросов. Краб, очень рад, что вернулся в морские глубины, он благодарит вас за помощь и прощается с вами.

Воспитатель: Мир моря очень интересен, и вы узнаете еще много нового, но об этом в другой раз. А нам пора возвращаться в детский сад.

Воспитатель: Собираемся в круг, обнимаем друг друга за плечи, закрываем глаза.

Воспитатель накрывает детей синей прозрачной тканью.

Воспитатель: Повторяйте за мной:

- Волны морские скорей поднимитесь,

В сторону дома опять развернитесь,

Ребяток отважных с собой подхватите!

В «Искровский садик» быстрей отнесите.

Раз, два, три, снова в группе нашей мы!

(Звучит музыка волшебных колокольчиков)

4 этап. Рефлексивный

(Воспитатель снимает с детей, синюю прозрачную ткань)

Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад? Понравилось вам наше путешествие с крабом Буль-буль? Давайте вспомним, с какими морскими обитателями вы сегодня встретились? Что запомнилось вам больше всего?

Воспитатель:

Ребята, за то, что вы такие отважные, любознательные, веселые, трудолюбивые, и так любите природу, краб Буль-буль передал вам сундучок с сюрпризами.

- Сундучок-сундучок, коралловый бочок.

Открывайся, не скрипи и сюрпризы покажи.

Воспитатель: Да это же медали с изображением морских животных, которые нам сегодня встречались.

(Одевает детям медали)

5 этап. Перспективный.

Воспитатель: Ребята, когда вы придете сегодня домой, обязательно расскажите своим родителям, что нового вы узнали об этих животных.

 

Литература

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2018. - 368 с.

2. Парциальная программ «Юный эколог»: для работы с детьми 3-7 лет. – М,: МОЗАЙКА_СИНТЕЗ, 2017. -112с.

3. Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие/Под ред. Л.Н. Прохоровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.; АРКТИ, 2017. – 72с. (Развитие и воспитание дошкольников)

4. Подводный мир. Полная энциклопедия. Под ред. Школьник. Ю.К.- М.: ЭКСМО, 2019. – 256 с.: ил. – (Твоя первая энциклопедия).

5. Библиотека звуков https://noisefx.ru/

6. Сухомлинский В.А. 'О воспитании' - Москва: Политическая литература, 2014г - с.270

7. Н 631 Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2010u— 184 с. Николаева С.Н.





Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru