РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Путешествие в сказочный лес

Автор: Фархиева Галина Александровна, воспитатель ОГБОУ "Школа № 10", г. Рязань

Конспект внеурочного мероприятия по экологическому воспитанию для детей 10-12 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Аннотация

Данное мероприятие реализует экологическое направление воспитательной программы. Актуальность темы обусловлена тем, что современные дети, к сожалению, мало общаются с природой, редко бывают там, не знают о пользе леса и почему его надо беречь. Поэтому, чтобы сохранить лес и его богатства, необходимо воспитать экологическую культуру у школьников, формировать интерес юного поколения к природе, умение планировать свои действия и оценивать их последствия для окружающей среды.

Мероприятие рассчитано на обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи 10-12 лет. При составлении конспекта использовался игровой приём введения сказочных персонажей, способствующий активизации познавательной деятельности учащихся, повышению интереса детей к занятию. Выполнение заданий героев сказок направлено на формирование у школьников учебной мотивации, умения работать самостоятельно, в парах, в группах. Для более наглядного представления о роли леса в жизни человека и природы используется презентация с аудио-сопровождением. С целью активизации мыслительной деятельности, воображения и пространственного мышления детей применялись загадки, задания «Собери пословицу», пазлы, игры «Правила поведения в лесу», «Волшебный мешочек», «Найди лишнее животное», составление синквейна.

Младший школьный возраст является благоприятным для привития и развития нравственных и эстетических чувств через экологическое воспитание.

Так как конспект разработан для учащихся с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР – это стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы, отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте), поэтому были использованы методы и приёмы, которые способствуют развитию словарного запаса, связной речи.

Дети испытывали положительные эмоции при выполнении заданий, активно отвечали на вопросы.

Класс: 3 класс.

Тип: игра-путешествие

Цель: создать благоприятную образовательную среду для формирования у обучающихся бережного и внимательного отношения к природе.

Планируемые образовательные результаты:

1. Личностные:

- воспитание ценностей и убеждений в экологической ответственности;

- формирование нравственно-эстетических чувств личности, стремлению к красоте, желанию участвовать в её сохранении, в творческом, созидательном процессе;

- формирование мотивации дальнейшего изучения природы;

- проявлять интерес к экологической культуре и бережному отношению к природе;

2. Предметные:

- систематизация и закрепление знаний по теме «Что такое лес. Значение леса в природе и жизни человека. Правила поведения в лесу»;
- использование знаний в жизни.

3. Метапредметные:

а) Познавательные универсальные учебные действия (ПУУД):

- понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме;
- сравнивать объекты по указанным признакам и свойствам, находить общие существенные признаки и распределять (классифицировать) их на группы;
- высказывать предположения;
- формирование приёмов работы с информацией;
- использование экологических знаний для решения познавательных задач.

б) Коммуникативные универсальные учебные действия (КУУД):

- участвовать в диалоге, в общей беседе; задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
- формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;
- осуществлять взаимный контроль и взаимопомощь;

с) Регулятивные универсальные учебные действия (РУУД):

- действовать по плану, а также по инструкциям педагога или содержащимся в других источниках информации;
- планировать (в сотрудничестве с педагогом, одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемой задачей;
- оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и пути преодоления.

Оборудование: ноутбук, интерактивная доска, проектор, презентация, мешочек с плодами деревьев (каштан, желудь, шишки, орехи), разрезной материал, пазлы.

Время мероприятия: 40 минут 

Этап мероприятия

Деятельность воспитателя (предполагаемые ответы школьников)

Деятельность учащихся

Мотивационно-целевой этап (5 минут)

- Ребята, вы любите путешествовать? (Да)

А почему? (Узнаёшь много нового, новые встречи, знакомства, новые впечатления.) В путешествиях часто случаются приключения. Вы готовы к приключениям? (Да.)

- Тогда вперёд! Отгадав загадку, вы узнаете, куда мы отправимся:

 

Там деревьев много разных,
Трав, лишайников, кустов,
Птиц, зверей, грибов и ягод,
И, конечно,- комаров.
Там всегда полно чудес-
Любим мы прогулки в …(Лес.) 

-Мы отправимся не в обычный, а сказочный лес. Как вы думаете, чем обычный лес отличается от сказочного? (Ответы детей.)

-Мы с вами отправимся в такой сказочный лес, в котором растут те же деревья, что и в обычном, и живут те же животные, что и в обычном. Одно отличие: мы встретим в необычном лесу сказочных персонажей.

-Закройте глаза. Сейчас мы переместимся в сказочный лес. (Звучит музыка «Звуки леса»).  

https://yandex.ru/video/preview/9911581734841774703

- Открывайте глаза.

(На экране появляется картинка сказочного леса.) Слайд 1 «Сказочный лес»

Учащиеся эмоционально настраиваются на мероприятие, включаются в диалог.

Мы оказались в сказочном лесу. А вот и наш помощник. (Учитель демонстрирует игрушку гриб). Это старичок Боровичок. Он приглашает нас на «Праздник леса», который состоится через неделю. Однако есть одно условие: чтобы нас пустили на праздник, необходимо из 4 частей собрать приглашение. За правильные ответы на вопросы о лесе вы будете получать фрагмент приглашения от сказочных персонажей. Готовы к новым встречам и приключениям? (Да)

- Тогда пошли!

 

 

Учащиеся слушают, участвуют в диалоге.

Динамическая пауза (5 минут). Повторяется несколько раз в течение мероприятия.

Мы к лесной полянке вышли.
Поднимайте ноги выше.
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Очень долго мы шагали.
Наши ноженьки устали,
Сейчас мы сядем, отдохнём,
А потом опять пойдём!

Учащиеся встают и выполняют упражнения.

Основной этап проведения (25 минут)

Слайд 2 «Берегиня»

- А вот и первая встреча: житель сказочного леса - Берегиня. Как вы думаете, что обозначает её имя? (Ответы детей).

- Берегиня живёт около воды и оберегает, защищает достойных людей, которые не нарушают законов природы.

- Ребята, мы знаем с вами, что природу надо беречь.

- А умеете ли вы правильно вести себя на природе? (Да)

- Берегиня предлагает вам вспомнить правила поведения на природе, в лесу. Если мы правильно выполним задания, то получим первую часть приглашения.

Я прочитаю вам предложения, если смысл их верный, правильный, то хлопайте в ладоши, если неверен – поворачивайте голову из стороны в сторону.

1. В лесу можно ломать ветки, рвать цветы, делать надписи на деревьях, собирать сок. (Поворачивают голову)

2. В лесу можно шуметь и слушать громкую музыку. (Поворачивают голову)

3. Подкармливай зверей и птиц зимой. (Хлопают)

4. Разжигай костры в лесу, не береги почву, ее много. (Поворачивают голову)

5. Не ловите бабочек, они нужны цветущим растениям. (Хлопают)

6. Редкие растения не охраняй, они все равно вымрут. (Поворачивают голову)

7. Не уничтожайте грибы, даже если они несъедобные. Они нужны лесным животным. (Хлопают)

8. Не разоряй муравейники. Они - лесные санитары. (Хлопают)

9. Разжигайте в лесу костры. (Поворачивают голову)

10. Не оставляй мусор в природе. (Хлопают)

 

Молодцы! Берегиня довольна тем, что  вы знаете правила поведения в природе и надеется, что будете соблюдать их при каждом посещении леса.Она нам даёт первую часть приглашения.

- Пошли дальше!

Школьники участвуют в диалоге воспитательного мероприятия, выполняют задание.

Дети выполняют задания: хлопают или поворачивают голову.

Учащиеся прикрепляют первую часть приглашения на магнитную доску.

Динамическая пауза

Мы к лесной полянке вышли.
Поднимайте ноги выше.
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Очень долго мы шагали.
Наши ноженьки устали.
Сейчас мы сядем, отдохнём,
А потом опять пойдём!

Учащиеся встают и выполняют упражнения.

 

 

Слышатся звуки ау, ау, ау…

https://mp3-ogg.ru/20603-s-krikom-au-kogda-chelovek-poterjalsja.html

- Что это за звуки? Кто нас зовёт?

Слайд 3 «Аука»

Это Аука-лесной дух. Он любит пошутить, отзывается людям на их крик «Ау!» со всех сторон. Аука спрашивает, а знаете ли вы, что такое лес? (Ответы детей)

- Почему люди любят приезжать в лес?

(Чтобы отдохнуть, там приятно находиться, красиво, поют птицы, нет городского шума, легче дышится и т.д.)

- Как вы думаете, почему у большинства людей в зелёных массивах улучшается самочувствие, повышается настроение и аппетит?

(В лесу больше кислорода.)

- Откуда берётся кислород?

(Растения поглощают загрязнённый воздух, а отдают обратно кислород - чистый воздух, необходимый для жизни людей и всех живых существ, поэтому лес называют «лёгкими» нашей планеты).

- Аука оставил нам волшебный мешочек.

Вам необходимо найти в нём плод с дерева и, не глядя, определить, с какого он дерева: хвойного или лиственного. (Ученики по очереди достают из мешочка еловую, сосновую шишки, каштан, жёлуди, орехи, ягоды рябины и т.д.)

За то, что вы правильно назвали виды леса и угадали плоды деревьев, Аука даёт вам второй фрагмент приглашения.

- Пошли дальше!

Учащиеся отвечают на вопросы.

     

Учащиеся достают из мешочка плоды и определяют, какому дереву они принадлежат.

 

 

Учащиеся получают второй фрагмент и прикрепляют его на доску.

Динамическая пауза

 

 

Мы к лесной полянке вышли.
Поднимайте ноги выше.
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Очень долго мы шагали.
Наши ноженьки устали.
Сейчас мы сядем, отдохнём,
А потом опять пойдём!

Учащиеся встают и выполняют упражнения.

 

 

Слайд 4 (Избушка на курьих ножках.)

- Ребята, а что это? (Избушка на курьих ножках.)

- Кто в ней живёт? (Баба Яга)

Слайд 5 (Баба Яга)

- А вот и сама Баба-Яга к нам вышла!

Она знает всех лесных животных, птиц и насекомых. Лес – это место их обитания, их дом.

- Почему дикие звери живут в лесах, а не в городах? (Здесь зверям легче находить себе еду и строить незаметные убежища, а птицам легко свить гнёзда.)

Старичок Боровичок мне рассказал, что у Бабы-Яги хранится много волшебных вещей и в сказках она часто помогает героям, указывая путь-дорогу. Вот и вам она предлагает задание: собрать пазлы и увидеть, какие животные могут повстречаться в лесу.

- Проверим, какое животное у каждого получилось!

Еще Бабе-Яге интересно знать. Найдёте ли вы лишнее животное:

1) РЫСЬ-МЕДВЕДЬ-БЕЛКА-ВОЛК (Белка не хищное животное, остальные – хищники. Белка живёт на дереве);

2) КАБАН-ЕНОТ-ЁЖ-МЕДВЕДЬ (В спячку не впадает только кабан, и у него – копыта, а не лапы).

- Как вы думаете, какую пользу приносят животные лесу?

Предполагаемые ответы учащихся:

· уничтожают грызунов и вредных насекомых,

· очищают кору деревьев от паразитов,

· участвуют в цепях питания.

- И на этот раз справились с заданиями! Получите от Бабы Яги третью часть приглашения и соединяйте.

- Пошли дальше!

      

Дети собирают картинки с изображениями зайца, енота, оленей, кабана, ежа, волка, белки, лисы, лося, медведя. Школьники классифицируют трёх животных по одному существенному признаку и находят лишнее, отличающееся от них четвёртое животное.

 

Дети отвечают на поставленные вопросы.

 

Учащиеся получают третий фрагмент и прикрепляют его на доску.

Динамическая пауза

Мы к лесной полянке вышли.
Поднимайте ноги выше.
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Очень долго мы шагали.
Наши ноженьки устали.
Сейчас мы сядем, отдохнём,
А потом опять пойдём! 

Учащиеся встают и выполняют упражнения

 

 

- А сможете ли вы угадать, как зовут сказочного хозяина леса? (Леший.)

- Верно. А вот и он сам.

Слайд 6 «Леший»

Леший заботится о лесе, защищает его от пожаров, наказывает людей, если те губят лесную природу. Является покровителем всех лесных обитателей, следит за чистотой и порядком в своих владениях.

- Ребята, Леший говорит, что лес с давних времён для человека был источником жизни. Что это значит?

(Люди находили в лесу пропитание, охотились, из древесины возводили жилища, из коры изготавливали одежду.)

- Своё отношение, наблюдения, мудрость русский народ выразил в пословицах и поговорках о лесе.

- Поработайте в парах. Попробуйте собрать воедино две части перепутанных пословиц (на одной половине – начало, а на другой – конец.)

Возле леса жить

всему миру краса

Дерево ценят по плодам

под ноги гляди

Рощи да леса

голодному не быть

По лесу ходи

всему миру краса

Леса от ветра защищают

а человека по делам

Враг природы тот

и урожаю помогают

(Педагог проверяет правильность выполнения задания, исправляет ошибки.)

- Ребята, а как вы понимаете пословицу «Возле леса жить - голодному не быть»?

(Смысл этой пословицы в том, что, если жить рядом с лесом, то всегда будет пропитание, так как в лесу есть растения и животные.)

- Задания Лешего мы выполнили, и он нам даёт последний 4фрагмент приглашения.

- Вот мы и прошли все испытания от сказочных лесных персонажей и получили приглашение на праздник, который состоится через неделю. Давайте поблагодарим старичка Боровичка и будем возвращаться обратно в реальное время.

(Спасибо!)

- Закрывайте глаза. (Звучит «Нежная музыка» релаксация для детей.)

- Открываем глаза. Мы снова в классе.


Учащиеся работают в парах, собирают из двух частей перепутанных частей одну пословицу

 

 

 

 

 

Учащиеся объясняют смысл пословицы.

 

 

 

 

 

 

Учащиеся получают 4 фрагмент и прикрепляют его на доску.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключительный этап. Рефлексия. (5 минут)

- Ребята, понравилось ли вам наше путешествие в сказочный лес? (Да.) Чьё задание было особенно интересным?

- Давайте сочиним стихотворение из пяти строк, посвященное нашему лесному приключению! (Давайте!)

Первая строка – 1 существительное

- Где мы сегодня побывали? (В лесу).

Вторая строка – 2 прилагательных

- Как вы можете охарактеризовать лес? Каким он вам показался? (Ответы детей)

Третья строка - 3 глагола

- Какую же пользу приносит лес человеку и природе? (Ответы детей)

4 строка целое предложение, фраза.

- Какой вывод можем сделать о роли леса? Друг он или враг? (Ответы детей)

5 строка-1 существительное, как итог. Вывод.

- Как вы можете помогать лесу? (Ответы детей) 

- А с каким настроением уходите с мероприятия, я увижу, когда вы покажете картинки- смайлики, которые лежат у вас на партах. Выберете тот смайлик, который передаёт ваше настроение от мероприятия.

- Спасибо за участие и активную работу!

 

Дети открывают глаза, участвуют в диалоге. 

 

Школьники составляют «Синквейн»-стихотворение из 5 строк : 

1)    Лес

2)    Добрый. Сказочный

3)    Радует. Кормит. Оберегает.

4)    Лес-друг человека и животных.

5)    Охрана. 

Учащиеся выбирают соответствующий их настроению смайлик-картинку.

 

Литература

1. Окружающий мир с увлечением. 2 класс. Интегрированный образовательный курс. Методическое пособие с электронным приложением/ Е.Н. Карышева. – М.: Планета, 2018. – 320 с.

2. Богапова З.Ф. Экологическое воспитание на уроках в начальной школе / З.Ф. Богапова Э.Р. Хафизова / Актуальные проблемы инновационного педагогического образования. – 2018.– № 1 (4). – С. 18-21.

3. (Электронный ресурс). – Режим доступа:  https://multiurok.ru/files/stat-ia-po-ekologhii-formirovaniie-ekologichieskoi-kul-tury-mladshikh-shkol-nikov-v-usloviiakh-fgos-noo-na-urokakh-i-vo-vnieurochnoie-vriemia.html (Дата обращения 10.01.2023).

4. (Электронный ресурс). – Режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/ekologiya/meropriyatia/ekologicheskaia_igra_viktorina_chudesa_prirody  (Дата обращения 10.01.2023)

Конспект с презентацией во вложении (Архив zip, 2 MB)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru