Редкие растения Рязанской области
Автор: Сёмина Людмила Владимировна, воспитатель ОГБОУ «Школа №10», г.РязаньЗанятие для обучающихся 2 класса
Аннотация
В современном мире многие растения исчезают, дети не знают об этом и часто, придя в лес, рвут растения, которые занесены в Красную книгу.
Занятие «Редкие растения Рязанской области» предназначено для учащихся 2 класса. Оно направлено на ознакомления детей с редкими растениями Рязанской области.
Все цели занятия реализуются через загадки и игровые моменты. Дети сами называли тему занятия и ставили цель к этому занятию. Разнообразие материалов и оборудования, использованных мною на занятии «Редкие растения Рязанской области», позволило сохранить познавательный интерес детей на протяжении всего времени. С помощью атласа – определителя дети сами определяют цветы и называют их.
Использование Красной книги Рязанской области формирует представление детей не только о редких, но и об исчезающих растениях Рязанской области.
На занятии обучающиеся могут познакомиться с разнообразием редких растений.
В ходе занятия перед детьми ставится задача самим предложить меры по сохранению редких растений Рязанской области что побуждает их самим составить правила о сохранении редких растений.
Дети сами рисовали знаки, которые предупреждают, что эти растения рвать нельзя и рассказывали об этих знаках.
Игра «Дерево и цветок» развивало у детей внимание.
Игра «Верно – неверно» прививало большой интерес к редким растениям Рязанского региона.
Дети узнали, что если рвать растения, даже которых сейчас много, то постепенно их тоже станет мало и оно тоже будут редкими.
Подводя итог занятия, перед детьми ставился вопрос, что они узнали о редких растениях.
Этапы занятия:
-
Мотивация.
-
Целеполагание.
-
Актуализация знаний
-
Предъявление новых знаний.
-
Контроль достижения целей.
-
Рефлексия.
Цели:
- формировать у детей знаний о редких растениях Рязанской области и отношение к проблеме истребления этих редких и исчезающих цветущих растений.
- развивать потребность изучения редких растений рязанской области;
- воспитывать любовь к природе и своей малой родине;
- охранять редкие растения Рязанской области.
Оборудование: компьютер, презентация «Редкие растения», проектор, экран, бумага для рисования знаков, цветные карандаши.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, представьте себе, что вы летом пришли в лес, где щебечут птицы, ласково светит солнце. Вам всё интересно.
- Ребята, вы летом бывали в лесу?
- Да!
Воспитатель: Что вы там делали?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, вы рвали цветы себе на память?
Ответы детей: Да.
Воспитатель: А все ли цветы можно рвать?
Ответы детей: Нет.
Воспитатель: Почему из нельзя рвать?
Ответы детей: Занесены в Красную книгу.
Воспитатель: «Что такое Красная книга?»
Ответы детей: Красный цвет обозначает опасность.
Воспитатель: Красная книга – это документ совести Человека. Каждая нация перед лицом мира несёт ответственность за сокровища своей природы. (Из Международной Красной книги)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, есть ли Красная книга Рязанской области?
Ответы детей.
(Показать Красную книгу Рязанской области)
Воспитатель: Ребята, кто догадался, какая тема нашего занятия?
Ответы детей
Воспитатель: Редкие растения Рязанского края
Воспитатель: Что значит редкие растения?
Ответы детей: Это те, которых становится мало.
Воспитатель: Что мы должны узнать сегодня на занятии?
Ответы детей: Какие редкие растения есть в Рязанской области
Воспитатель: Сейчас мы с вами отгадаем загадки и узнаем, какие растения занесены в Красную книгу Рязанской области?
Воспитатель:
Загадки:
Я в лесу нашла цветок,
Он похож на башмачок,
Имя у него богини,
Носит он его доныне.
В Красной книге он, друзья,
Значит, рвать его нельзя. (Венерин башмачок) (Слайд 1)
Воспитатель: У каждого цветка есть старинное предание, так и у Венерина башмачка.
- Согласно старинному преданию Венерин башмачок вырос на том месте, где Золушка уронила свою туфельку. На языке цветов – это растение символизирует красивую персону (Персона – это важное лицо, человек, который пользуется известностью).
По краям болота
Золотится что-то.
Пышным жаром чашечка,
Жёлтая рубашечка. (Купальница) (Слайд 2)
Воспитатель: Одна из легенд о жарких купальницах рассказывает очень романтическую историю. Стройный молодой пастух Алексей часто пригонял табун коней на водопой к Байкалу. С разгону влетели кони в светлые воды озера, поднимая фонтаны брызг, но неистовый был Алексей. Он радостно нырял и плавал. И так смеялся, что перепугал русалок. Русалки стали придумывать разные хитрости, чтобы завлечь Алексея. Одна русалка полюбила Алексея и стала выходить из воды.
- Волосы её выгорели от солнца и стали золотыми.
- Последний раз она сидела неподалёку от Алексея, у ночного костра, пыталась обратить на себя внимание, но когда Алексей поднялся, чтобы к ней приблизиться, Русалка растаяла в утренних лучах и превратилась в купальницу.
Загадка:
Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает (Адонис или горицвет) (Слайд 3)
Воспитатель: Один из мифов появления растения связан с финикийским богом солнца «Адонисам». Финикийское божество связано с лекарственным растением, благодаря своему раннему появлению, так как согласно мифу бог солнца «Адонис» каждый год воскресал вместе с появлением растения и так же каждую осень умирал.
Загадка:
Цветы на белых стебельках
Покачиваются даже от слабого ветра. (Ветреница) (Слайд 4)
Воспитатель: Ветреница (анемона) согласно легенде, в прекрасном саду, полном цветов, жило много нимф. (Нимфы-это божества природы). Королева Нимф по имени Хлорида была влюблена в духа западного ветра по имени зефир. Однако он был влюблен не в тщеславную Хлориду, а в другую Нимфу, живущую в саду, которую звали Анемона. Когда Хлорида узнала, что Зефир пытается влюбить в себя прекрасную и добрую Анемону. Королева решила убрать её со своей дороги. Она изгнала Нимфу из сада, обрекая её на гибель.
Несмотря на это, Зефир всё ещё любил красивую изгнанную Нимфу и отправился её искать.
Однажды он нашёл в окружающем лесу измождённой и умирающей. Легенда гласит, что возлюбленный поднял тело любимой Нимфы и защитил её, превратив в прекрасный белый цветок, похожий на те, что растут у подножия деревьев, когда приходит весна.
Восхитительный цветок окружён множеством легенд о любви.
Загадка:
Я цветок не полевой,
Я обитель водяной.
И мои подружки –
Зелёные лягушки (Водяная лилия) (Слайд 5)
Воспитатель: Водяная лилия – очаровательная нежная белая кувшинка – не что иное, как знаменитая сказочная одолень- трава. Молва приписывает ей волшебные свойства.
Народное название одолень – трава (согласно легенде одолень-трава защищает от злых духов), балаболка, плывунчиха, белые курочки.
Кувшинка прекрасна! Это одно из самых красивых растений. Белая кувшинка издревне считается символом красоты. Кувшинку – нимфеи также называли «дитя солнца». Её прекрасные цветки раскрываются утром и закрываются с наступлением сумерек. О происхождении этого чудесного растения существует много легенд, Говорят, что названия своё она получило в честь Нимф. В сказках представления о кувшинках связывается с загадочным образом русалки.
Воспитатель: Послушайте стихотворение о кувшинках.
В кувшинках жёлтая луна
Оставила свой след…
И среди них растёт она,
В которой красный цвет.
- Откуда ты взялась, полна
Холодного огня?
- Я просто влюблена была
В лучах былого дня.
Но всё прошло, печали нет,
Остыла боль в воде.
А от любви остался след
В любом живом листе.
Загадка:
Я – травенистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударенье,
И превращусь я в конфету (Ирис лесной или касатик) (Слайд 6).
Воспитатель: Однажды радуга, прежде чем исчезнуть, рассыпалась на части. Чудесные осколки радуги упали на землю и проросли очаровательные цветы – ирисы.
Воспитатель: Ребята, сейчас мы будем работать в парах. Попробуем определить по атласу – определителю редкие цветы Рязанской области. У вас на парте лежит атлас – определитель. Откройте его на странице 74. Я вам буду показывать цветок, вы его находите в атласе-определителе и называете его.
Дети выполняют задание.
Физкультминутка
На лугу растут цветы
Небывалой красоты
(Потягиваются, руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы
С ними тянись ты
(Потягиваются, руки вверх)
Ветер дует иногда
Только это не беда
(Дети машут руками, изображая ветер)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки
(Наклоны)
А потом опять встают
И по – прежнему встают.
(Садятся на место)
Воспитатель: «Удивительно, что редкими растениями являются мхи, папортники, даже некоторые виды берёз (берёза приземистая) (Слайд)
Воспитатель: «Сейчас будет задание. Я буду называть редкие растения, когда назову дерево, вы поднимаете правую руку вверх.
1. Венерин башмачок, купальница, горицвет, берёза.
2. Водяная лилия, дуб, адонис, лилия.
3. Приземистая берёза, кувшинка, касатик, липа.
Воспитатель. Как сказал Ганс Христиан Андерсен: «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок».
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру «Верно – неверно». Если верно высказывание, говорите «Да», неверно говорите «Нет».
1. Красная книга – забота о будущем.
2. Счастье, когда живёшь на асфальте, а не среди растений.
3. Без растений Земля беднеет.
4. Каждое растение – это совершенное произведение природы
5. Растения – это источник вдохновения для людей, чем красивее природа, тем талантливее люди, которые там живут
6. Растения = это украшение Земли
7. Неважно, что нарвал букет- нарви ещё
8. Растения – это наши молчаливые и беззащитные друзья, о которых нужно заботиться.
Воспитатель: Как вы думаете, почему этих растений осталось мало?
Ответы детей: Потому что их рвут, вырубают леса, пасут скот, осушают болота, собирают травы и цветы для продажи.
Воспитатель: Растения могут исчезнуть в результате выжигания травы, лесных пожаров и вырубка леса.
Воспитатель: Сейчас мы составим правило об охране растений
1. Не срывать лесные, луговые цветы.
2. Не ломать ветки деревьев.
3. Не разводить в лесу костёр.
Воспитатель: Ребята, правила мы составили, давайте нарисуем знаки, которые соответствуют этим правилам.
Дети рисуют знаки и рассказывают, что они нарисовали.
Воспитатель: Итак, наше занятие подошло к концу. О чём мы с вами говорили на занятии.
Ответы детей: О редких растениях Рязанской области.
Воспитатель: Я думаю, что теперь вы будете бережно относиться к растениям и деревьям Рязанского региона не только к редким, но и ко всем. Ведь если их рвать, вытаптывать, их тоже останется мало.
Воспитатель: Закончить наше занятие, я хочу словами К.Паустовского:
«…Надо охранять природу во всех её видах. Охранять саму землю, почву, растительность, воды и воздух. Охранять прекрасный русский пейзаж – тот пейзаж, что сыграл и играет огромную роль в формировании русского характера».
Литература:
1. Коллектив авторов.: Красная книга Рязанской области.- НП «Голос губернии», Рязань 2011;
2. Артамонов В.И.: Редкие и исчезающие растения.- М.: Агропромиздат, 2012;
3. Малышев Л.И.: Нуждаются в охране – редкие и исчезающие растения .- М.: Наука 2012
Конспект с презентацией во вложении (zip 1.43MB)
Скачать вложение