Возрождение традиции вертепного действа
Автор: Журавлёва Ирина Викторовна учитель технологии, «Малостуденецкая СШ» Сасовского района Рязанской областиИзучение традиций празднования Рождества Христова
Праздник Рождества Христова занимает большое место в жизни всего мира. На всем земном шаре, где только проповедуется имя Христа, празднуется этот великий день, и с каждым годом, при каждом повторении этого праздника он приносит с собою свежую струю любви и света.
Русское Рождество - это символ всех русских традиций. Но, эта традиция практически прервалась. Взрослое поколение может постепенно возрождать празднование Рождества через наших детей.
Одной из особенностей подготовки к празднованию Рождества было устройство вертепа. Вертепное действо (представление) играли на Святки от Рождества до Крещения. Учащиеся 8 класса МКОУ «Малостуденецкая СШ» на уроках технологии, в рамках выполнения социально значимого творческого проекта решили изготовить вертеп (Приложение 1), вертепных кукол (Приложение 2). В качестве презентации своего проекта показать вертепное действо и рассказать историю Рождества Христова для учащихся школы и воспитанников детского сада.
Получив благословение от настоятеля храма Рождества Богородицы села Малого Студенца протоиерея Бориса Закирова, приступили к работе над проектом. В процессе работы много внимания уделяли изучению материалов о символике вертепа, о том, как должны выглядеть вертепные куклы. На уроках учащиеся работали увлечённо, они делали то, что им было интересно. Разработали свою технологию изготовления кукол (Приложение 3), технологию изготовления вертепного ящика (Приложение 4). Ребятам очень хотелось показать вертепное представление перед Новогодними праздниками, сделать подарок младшим школьникам и воспитанникам детского сада, поэтому учащиеся занимались проектом и во внеурочное время. Параллельно с изготовлением вертепа и кукол учащиеся отредактировали сценарий представления вертепного действа. На классных часах и после уроков проходили репетиции представления Рождественского вертепа. Учащиеся справились с поставленной задачей.
22 декабря восьмиклассники показали вертепное действо для учащихся начальной школы (Приложение 5), 25 декабря для воспитанников детского сада (Приложение 6), на Рождественских встречах (Приложение 7).
Перед показом вертепного действа учащиеся объясняли детям, что вертеп играли, переходя из дома в дом, повторяли игру с песнями и колядками.
Перед нами маленький двухэтажный домик (Приложение 8). У него нет передней стены, и мы видим на верхнем этаже пещерку-вертеп, в глубине — ясли с младенцем, икону рождества Христова. Огоньки-гирлянды зажигают Вифлеемскую звезду и два яруса домика, рай и ад. Плавно, будто чудесным образом, на авансцену выплывает ангел и возглашает радостную весть!.. Пастухи и волхвы выходят из потаенной дверки поклониться младенцу... Как были рады ребятишки в школе и в детском саду. Всем хотелось подержать кукол, рассмотреть вертепный ящик. Поиграв с малышами, учащиеся устроили фотосессию. Они были горды за успех своей работы. Видели горящие радостью глаза детей, слушая слова благодарности родителей и воспитателей. А главное рождественская история, звучащая под мерцание огоньков и звуки песнопений зарождает атмосферу особого праздника Рождества Христова. Праздника несущего добро и свет.
Подготавливая это внеклассное мероприятие с восьмиклассниками, я как учитель ставила перед собой цель: познакомить школьников с историей, традициями, самобытностью и уникальностью православной культуры. Дать детям общее представление о корнях и особенностях русской культуры. Познакомить с технологиями изготовления вертепного ящика и вертепных кукол.
Задачи:
1. Формировать у детей в процессе изучения русской православной культуры ценностное отношение к своей Родине, своему народу и семье, созидательному труду и учебе.
2. Воспитывать у детей на материале русской культуры доброту, милосердие, сострадание, честность, трудолюбие и другие высшие духовно-нравственные качества личности.
3. Формировать у детей потребность в изучении, освоении, сохранении и развитии отечественного культурного наследия.
В этом мероприятии участвовали старшие учащиеся и младшие. Малыши всегда берут пример со старшеклассников. В данном случае это положительный пример. Они сначала не поверили, что можно сделать вертеп и кукол своими руками. Но расспросив обо всём, четвероклассники задали мне вопрос: «Будут ли они на уроках технологии изготавливать таких кукол?»
Само вертепное представление красочное, музыкальное, как хорошая сказка. А сказки надолго остаются в памяти детей. Они уже не забудут, где и когда произошло событие рождения Спасителя.
Будут помнить, как правильно праздновать Рождество, и стараться дарить в этот праздник подарки родным и близким в виде добрых дел.
Литература:
Русское Рождество - это символ всех русских традиций. Но, эта традиция практически прервалась. Взрослое поколение может постепенно возрождать празднование Рождества через наших детей.
Одной из особенностей подготовки к празднованию Рождества было устройство вертепа. Вертепное действо (представление) играли на Святки от Рождества до Крещения. Учащиеся 8 класса МКОУ «Малостуденецкая СШ» на уроках технологии, в рамках выполнения социально значимого творческого проекта решили изготовить вертеп (Приложение 1), вертепных кукол (Приложение 2). В качестве презентации своего проекта показать вертепное действо и рассказать историю Рождества Христова для учащихся школы и воспитанников детского сада.
Получив благословение от настоятеля храма Рождества Богородицы села Малого Студенца протоиерея Бориса Закирова, приступили к работе над проектом. В процессе работы много внимания уделяли изучению материалов о символике вертепа, о том, как должны выглядеть вертепные куклы. На уроках учащиеся работали увлечённо, они делали то, что им было интересно. Разработали свою технологию изготовления кукол (Приложение 3), технологию изготовления вертепного ящика (Приложение 4). Ребятам очень хотелось показать вертепное представление перед Новогодними праздниками, сделать подарок младшим школьникам и воспитанникам детского сада, поэтому учащиеся занимались проектом и во внеурочное время. Параллельно с изготовлением вертепа и кукол учащиеся отредактировали сценарий представления вертепного действа. На классных часах и после уроков проходили репетиции представления Рождественского вертепа. Учащиеся справились с поставленной задачей.
22 декабря восьмиклассники показали вертепное действо для учащихся начальной школы (Приложение 5), 25 декабря для воспитанников детского сада (Приложение 6), на Рождественских встречах (Приложение 7).
Перед показом вертепного действа учащиеся объясняли детям, что вертеп играли, переходя из дома в дом, повторяли игру с песнями и колядками.
Перед нами маленький двухэтажный домик (Приложение 8). У него нет передней стены, и мы видим на верхнем этаже пещерку-вертеп, в глубине — ясли с младенцем, икону рождества Христова. Огоньки-гирлянды зажигают Вифлеемскую звезду и два яруса домика, рай и ад. Плавно, будто чудесным образом, на авансцену выплывает ангел и возглашает радостную весть!.. Пастухи и волхвы выходят из потаенной дверки поклониться младенцу... Как были рады ребятишки в школе и в детском саду. Всем хотелось подержать кукол, рассмотреть вертепный ящик. Поиграв с малышами, учащиеся устроили фотосессию. Они были горды за успех своей работы. Видели горящие радостью глаза детей, слушая слова благодарности родителей и воспитателей. А главное рождественская история, звучащая под мерцание огоньков и звуки песнопений зарождает атмосферу особого праздника Рождества Христова. Праздника несущего добро и свет.
Подготавливая это внеклассное мероприятие с восьмиклассниками, я как учитель ставила перед собой цель: познакомить школьников с историей, традициями, самобытностью и уникальностью православной культуры. Дать детям общее представление о корнях и особенностях русской культуры. Познакомить с технологиями изготовления вертепного ящика и вертепных кукол.
Задачи:
1. Формировать у детей в процессе изучения русской православной культуры ценностное отношение к своей Родине, своему народу и семье, созидательному труду и учебе.
2. Воспитывать у детей на материале русской культуры доброту, милосердие, сострадание, честность, трудолюбие и другие высшие духовно-нравственные качества личности.
3. Формировать у детей потребность в изучении, освоении, сохранении и развитии отечественного культурного наследия.
В этом мероприятии участвовали старшие учащиеся и младшие. Малыши всегда берут пример со старшеклассников. В данном случае это положительный пример. Они сначала не поверили, что можно сделать вертеп и кукол своими руками. Но расспросив обо всём, четвероклассники задали мне вопрос: «Будут ли они на уроках технологии изготавливать таких кукол?»
Само вертепное представление красочное, музыкальное, как хорошая сказка. А сказки надолго остаются в памяти детей. Они уже не забудут, где и когда произошло событие рождения Спасителя.
Будут помнить, как правильно праздновать Рождество, и стараться дарить в этот праздник подарки родным и близким в виде добрых дел.
1. Православный журнал для детей «Радость моя», декабрь 2010, № (85)
2. Детская Библия. Библейские рассказы в картинках Б.Арапович, В. Маттелмяки. Издатель: Российское библейское общество, Москва. 1993 г.
3. Воскобойников В.М. Иллюстрированная православная энциклопедия: Толкование символов и обрядов. Описание главнейших православных святынь. – М.:Эксмо, 2010. – 288 с.: ил.
4. Закон Божий, или Основы Православия/ составитель Владимир Зобер. М: АСТ, 2010. – 477, [3] c.
5. Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси Пасхальная весть. – М.:АНО Центр «Никея», 2016. – 320 с.
Скачать вложение