РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Знакомство с финансами

Автор: Купцова Марина Евгеньевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад №8 «Чебурашка», г.Скопин, Рязанская область

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по экономике для детей 6-7 лет

Аннотация

В дошкольном детстве есть определённый период, когда ребёнка можно вводить в мир экономики, когда экономические ценности превращаются в этические и демонстрируют уровень нравственного развития ребёнка, - это старший дошкольный возраст. Личный опыт работы с детьми, наблюдения позволяют нам сказать о том, что старшие дошкольники в детском саду чувствуют себя взрослыми среди детей других возрастных групп. К 5–6 годам возникает произвольность поведения, которая является важной психологической характеристикой и особенностью данного возрастного периода: действия ребёнка становятся осознанными. Понимая своё поведение, дошкольник приобретает способность строить его в зависимости от создавшейся социальной ситуации действовать осознанно и произвольно. Это одна из определяющих психологических характеристик ребёнка для приобщения его к такой сложной области человеческой деятельности, как экономика.

Как показал опыт работы в разных регионах Российской Федерации, содержание программы А.Д. Шатовой позволяет педагогам дошкольных организаций успешно решать такие приоритетные для проекта «Тропинки» задачи, как формирование и развитие у детей воображения, коммуникативных способностей, навыков взаимодействия с взрослыми и другими детьми, первоначальных навыков самопознания, самооценки и саморазвития личности.

Свою работу строила по следующим принципам:

- от простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным;

- принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление;

- принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс;

В сентябре 2021-2022 учебного года в старшей группе была проведена диагностика по программе «Дошкольник и экономика» А.Д.Шатовой, «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» А.А.Смоленцевой. В результате выяснили, что у старших дошкольников экономические знания недостаточно высокие. При распределении детей по уровням оказалось, всего 2(10%) детей отнесены к высокому уровню; у 10(50%) детей показатели были средними; у 8(40%) детей – низкий.

Очевидным явился поиск эффективных методических приемов и необходимость создания оптимальных условий для развития экономического мышления. Система работы по формированию финансовой грамотности у дошкольников включает в себя несколько блоков, в них раскрыта логика доступного детям содержания знаний.

Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

Решение проблемы по приобщению детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей формирования финансовой грамотности у дошкольников через внедрение блочной системы взаимодействия между детьми, их родителями и педагогами в ДОУ.

Работа над опытом велась в течение двух лет поэтапно с момента обнаружения противоречия (сентябрь 2021 года), до момента выявления результативности (май 2023 года).

Свою работу по формированию финансовой грамотности детей дошкольного возраста разделила на несколько этапов:

1 этап – начальный (констатирующий) - сентябрь 2021 год

2 этап – основной (формирующий) - октябрь 2021 – май 2023 учебного года.

3 этап – заключительный – май 2023 года.

1 этап – начальный (обнаружение противоречия) - сентябрь 2021 года. Начальный период предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня сформированности знаний.

2 этап – основной - (решение противоречия) - октябрь 2021-май 2023 года. На формирующем этапе была проведена апробация опыта работы по формированию финансовой грамотности в условиях дошкольного образовательного учреждения

3 этап – заключительный -   результативность решения противоречий - май 2023 год. Диагностика на заключительном этапе показала успешность выбранного метода для решения обозначенной проблемы.

Опыт базируется на основе авторской программы А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика. Организация учебно-воспитательного процесса основана на использовании блоков по ознакомлению детей с азами экономики.

1. Блок «Потребности»

2. Блок «Обмен и деньги. Спрос и предложение. Цена»

3. Блок «Производитель и ресурсы»

4. Блок «Ограниченность ресурсов. Выбор и его цена. Полезные навыки и привычки в быту – тоже экономика»

Конспект занятия-викторины по финансовой грамотности
«Знакомство с финансами»

Цель:

1. Дать детям элементарное экономическое представление.

2. Помочь осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – деньги». 

3. Развивать логическое мышление, умение мыслить, рассуждать.

4. Воспитывать целеустремленность, устойчивость, интерес к экономике. 

5. Сформировать элементарное представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи.

6. Формировать навык полных ответов на вопросы.

 Задачи:                                                                                                

Образовательная:

  • познакомить детей с понятием «доход - расход»;

  • раскрыть сущность понятие доход и его основные источники;

  • формировать правильное отношение к деньгам как предмет жизненно необходимый. 

 Развивающая:

  • развивать социальные навыки умения работать в группе, в паре;

  • находить решение и делать выводы;

  • развивать внимание, логическое мышление, память и речь.  

Воспитательная:

  • воспитывать интерес к экономическим знаниям;

  • воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь.  

Методические приемы:

  • успокаивающие упражнения перед занятием;

  • игровые приёмы;

  • наглядные приёмы (использование иллюстраций):

  • словесные приёмы (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные    ответы  детей)

  • анализ занятия, поощрение.

Раздаточный материал: 

  • фишки, 

  • карточки с цифрами,

  • пазлы,

  • иллюстрации.

Предварительная работа:

  • дидактическая игра «Доходы и расходы»;

  • чтение художественной литературы: В.Крючкова «Путешествие экономика и его друзей».

Обогащение словаря: деньги, монета, купюра.

Активизация словаря:  доход, расход, банк, товар, зарплата, банкомат.

Ход непосредственной образовательной деятельности

1. Организационный момент

Воспитатель:

- Здравствуйте ребята, мы сегодня собрались для участия в викторине, «Знакомимся с финансами». Викторина – это игра в ответы на вопросы, а вопросы будут по теме финансовая грамотность.

- Сейчас я вам предлагаю взять карточки с цифрами и разделиться на две команды: команда с цифрой 1 - «Рублики» и команда с цифрой 2 - «Бублики». Каждая команда выбирает себе капитана.

Правила игры:

  • капитан следит за дисциплиной;

  • за правильный ответ команда получает фишку;

  • команды отвечают по очереди.

2. Мотивационный этап

Начнем игру с разминки, каждая команда отвечает на вопрос по очереди.

- Что такое финансы в вашем понимании?

Ответы детей:

- Деньги.

Воспитатель:

- А как вы думаете, где берут деньги?

Ответы детей:

- Зарабатывают.

Воспитатель:

- Молодцы, а как вы думаете, все ли можно купить за деньги?

Ответы детей:

- Да.

- Нет.

Воспитатель:

- Давайте разбираться.

3. Основной этап

Задание 1.

Воспитатель:

- Я вам назову три слова, выберите слово, означающее такую ценность, которую купить за деньги нельзя.

- ОДЕЖДА, ДОМ, ДОБРОТА - отвечает команда «Рублики»

Ответы детей:

- Доброта.

Воспитатель:

- МАШИНА, МЕБЕЛЬ, ДРУЖБА – отвечает команда «Бублики»

Ответы детей:

- Дружба.

Воспитатель:

- Верно, ни доброту, ни дружбу не купить, не продать нельзя. Обе команды ответили правильно, получают по фишке. Молодцы!

Задание 2 «Отгадай загадку»

Воспитатель:

- Каждая команда отвечает по очереди.

- Будут целыми, как в танке,

Сбереженья ваши в…

Дети:

- Банке.

Воспитатель:

- Из какого аппарата

Выдается нам зарплата?

Дети:

- Банкомат.

Воспитатель:

- Чтоб хранить свои доходы

На карманные расходы,

Хрюшка требуется мне,

Та, что с дыркой на спине.

Дети:

- Копилка.

Воспитатель:

- Люди ходят на базар:

Там дешевле весь …

Дети:

- Товар.

Воспитатель:

- И врачу, и акробату

Выдают за труд …

Дети:

- Зарплату.

Воспитатель:

- Все верно, обе команды справились с заданием и правильно отгадали все загадки.

- А теперь послушайте еще одну загадку, чья команда отгадает, тому дополнительная фишка.

- Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные!

Дети:

- Деньги.

Воспитатель:

- Совершенно верно, команда «Бублики» получает дополнительную фишку.

- А для чего людям нужны деньги?

Дети:

- Люди работают и получают за это деньги.

Воспитатель:

- Да, правильно, люди работают, а за свой труд получают заработную плату. Бумажные деньги называют купюрами, а как называют металлические деньги?

Дети:

- Монеты.

Задание 3. Игра «Какие бывают деньги»

Воспитатель:

- Ребята, сейчас я вам раздам карточки, для каждой команды свои. По моей команде вы должны будете выложить из них купюру и монету.

- Молодцы! Справились!

Задание 4. Игра «Доход – расход»

Воспитатель:

- Я буду подходить к каждому из вас называть действие и задавать вопрос: «Что это – доход или расход?», за каждый правильный ответ получаете фишку.

- покупка хлеба в магазине;

- оплата коммунальных услуг;

- покупка игрушки;

- выигрыш в лотерее;

- оплата за детский сад;

- брат получил стипендию;

- поездка на курорт;

- бабушка получила пенсию;

- поломался телевизор;

- папа получил зарплату.

Дети определяют, к какой категории семейного бюджета относится данная ситуация, за правильный ответ получают фишку.

- Молодцы, справились с заданием, а теперь проведем физкультурную минутку.

- Буратино подтянулся, раз нагнулся, два нагнулся, руки в стороны развел, видно ключик не нашел, чтобы ключик нам достать нужно на носочки встать. (2 – 3 раза)

Задание 5. Игра – размышление «Как сэкономить деньги семейного бюджета»

Воспитатель:

- Как уменьшить затраты на коммунальные услуги?

Дети:

- Экономить газ, свет, тепло.

Воспитатель:

- А как еще можно уберечь семейный бюджет от лишних расходов?

Дети:

- Бережно относиться к игрушкам, беречь обувь и одежду, аккуратно пользоваться бытовой техникой.

Воспитатель:

- Как вы помогаете сберечь семейный бюджет?

Дети:

- Не прошу много игрушек, сладостей и т.д.

Воспитатель:

- Значит, бережное отношение к воде, электроэнергии, газу дает возможность сэкономить, а это значит увеличить доход семьи. Вы сможете на сэкономленные деньги поехать с родителями на море, или посетить музеи, театр. И хорошо, если в вашей семье будет под рукой план доходов и расходов.

Фишки выдаются за интересные рассуждения.

4. Подведение итогов викторины. Рефлексия.

Воспитатель:

- Во время нашей викторины мы повторили некоторые темы, связанные с финансовой грамотностью.

- Какие термины вспомнили?

Дети:

- Экономия, бюджет, банк, доходы, расходы.

Воспитатель:

- Что узнали нового?

Дети:

- Какие бывают деньги.

Воспитатель:

- Вот и подошла к концу наша викторина. Победителем стала команда… (называет команду-победителя). Поздравляю!

- Дети, если вам понравилась викторина, прикрепите на мольберт - солнышко, если нет, то прикрепите - тучку.

 

Литература

1. Шатова А.Д. Тропинка в экономику: программа, методические рекомендации: конспекты занятий с детьми 5–7 лет.- М.: Вентана-Граф, 2015.-176с.

2. Экономическое образование детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Л.Н. Галкина. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015.- 89 с.

3. Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников»: пособие для воспитателей, учреждений /Л.В. Стахович, Е.В. Семенкова, Л.Ю. Рыжановская. - 2-е изд.- М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. - 32 с.

Конспект во вложении (pdf 190KB)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru