Воспитываем грамотного участника дорожного движения
Автор: Ивченко Юлия Викторовна, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования ОГБУ ДПО «РИРО»; Егошкина Екатерина Борисовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 20» г. Рязани(из опыта работы)
На сегодняшний день проблема воспитания у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города очень актуальна: ведь по статистике очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети. Приводит к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Дети, в силу своего возраста, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, её скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя самыми быстрыми и ловкими. У них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность в быстро меняющейся дорожной обстановке. В сложной ситуации, при появлении опасности взрослого человека иногда выручают инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, дети обладают этими качествами не в полной мере и, оказавшись в критической ситуации, не могут моментально принять правильное решение.
Совершаемые детьми ошибки часто повторяются, потому что не в каждом случае нарушения Правил дорожного движения ребёнок попадает в дорожно-транспортное происшествие и получает травмы. Чаще всего несоблюдение правил безопасного поведения на дороге невольно закрепляется в сознании ребёнка как допустимое или даже правильное действие, потому что не приводит к печальным последствиям. Таким образом, формируются и закрепляются ложные и опасные навыки и привычки, которые приводят к высокому уровню детского дорожно-транспортного травматизма.
Избежать опасности можно, лишь обучая детей правилам дорожного движения с раннего возраста, так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё, что ребёнок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда. Правила усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования отмечает необходимость «…формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе».[1]
Примерные основные общеобразовательные программы так же затрагивают вопрос обучения детей правилам безопасного поведения. Так в программе "Детство" в разделе "Социально-нравственное воспитание" с младшего возраста ставится задача приучения детей к выполнению элементарных правил культуры поведения на улице, в транспорте. Отдельного раздела по воспитанию у детей безопасного поведения в программе нет, хотя в каждом разделе можно найти материал для использования в работе по обучению дошкольников правилам безопасного поведения.
В комплексной программе развития ребенка "Истоки" с младшего возраста представлено примерное содержание правил и умений личной безопасности. Сделана попытка описать показатели развития у детей умений и навыков по теме "Безопасность на дорогах" на каждом возрастном этапе.
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» содержит задачи по формированию элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения, воспитания осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.
В отечественной педагогической практике накоплен достаточный опыт по обучению дошкольников безопасному поведению на дорогах Н. Н.Авдеевой, Р. Б. Стеркиной, Н.Л. Князевой, А.В. Гостюшиным и др.
Данной проблемой занималась Саулина Т.Ф., которая разработала пособие для педагогов и родителей «Три сигнала светофора». В пособии представлены основные направления работы по ознакомлению дошкольников 3-7 лет с правилами дорожного движения.
Так же изучала эту проблему Данилова Т.И., которая разработала программу «Светофор. Обучение детей дошкольного возраста ПДД.» Целью данного пособия является формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах. В пособии представлена система занятий познавательного цикла, экскурсии, целевые прогулки.
Авдеева Н.Н. указывает на то, что воспитательный процесс рекомендуется осуществлять:
- через непосредственное восприятие дорожной среды во время экскурсий, где дети наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д.;
- в процессе специальных развивающих и обучающих НОД по дорожной тематике .
Гостюшин А.В. считает, что нельзя забывать, что в каждой группе детского сада имеются дошкольники, входящие в «группу риска». Это могут быть излишне подвижные дети или, наоборот, слишком заторможенные. С ними воспитатель проводит занятия с учетом их индивидуальных особенностей и в обязательном порядке организует работу с их родителями .
Он рекомендует использовать на экскурсии с дошкольниками новые педагогические технологии:
- моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций;
- интерактивный опрос;
- коллективная деятельность детей по изучению, осмыслению и осознанию правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде.
Анализ современной психолого-педагогической литературы показал, что большинство исследователей предлагают использовать игровые методы и приемы ознакомления детей с правилами безопасности, а при обучении детей правилам поведения на улицах и дорогах наиболее широко используется метод: экскурсия. К сожалению, педагогическая практика показывает, что проводить экскурсии часто не получается. Мешают погодные условия, удаленность детского сада от дороги, не всегда удается организовать сопровождение детей родителями за территорию детского сада.
Существующие образовательные программы в той или иной мере решают задачи становления у дошкольников основ безопасной жизнедеятельности. Они позволяют в кротчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед дошкольниками проблемы и указать пути их решения, вызвать в сознании яркие картины и дорожные ситуации, активизировать память и чувства. Содержание образования в них определяется действующими правилами дорожного движения.
Однако, анализ показал, что в данных программах предусмотрена содержательная сторона представлений детей дошкольного возраста о правилах безопасного поведения, но предлагаемые знания и умения не систематизированы. Кроме того, основной объем информации сообщается в старшем дошкольном возрасте.
Система работы, предлагаемая авторами данной статьи, рассчитана на четыре года и вошла в основную общеобразовательную программу «Детского сада №20», разработанную, в свою очередь, на основе Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Работа по изучению правил дорожного движения с детьми в детском саду была начата Егошкиной Екатериной Борисовной в 2012/2013 учебном году.
Она поставила целью своей работы организацию игровой и познавательной деятельности детей, направленной на формирование элементарных навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи :
- Организовать познавательную деятельность детей, направленную на усвоение доступных им знаний правил дорожного движения, дорожных знаков, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности.
- Создать условия для сознательного изучения детьми правил дорожного движения.
- Создать условия для развития у детей умения ориентироваться в различной обстановке.
- Организовать практическую деятельность, направленную на выработку у дошкольников привычку правильно вести себя на дорогах.
Сначала Егошкиной Е.Б. была изучена проблема организации игровой и познавательной деятельности детей, направленной на формирование элементарных навыков безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста в теоретическом и методическом аспектах. На основании этого было составлено перспективное планирование по обучению детей правилам дорожного движения детей 3 - 7 лет.
Соответственно, при составлении перспективного планирования по обучению детей 3 – 4 лет правилам дорожного движения Егошкина Е.Б. реализует задачи по расширению ориентировки в окружающем пространстве, знакомству детей с правилами дорожного движения, а также по различению проезжей части, дороги, тротуара, пониманию значения зеленого, желтого и красного сигналов светофора, формированию первичных представлений о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого), знакомству с работой водителя.
При составлении перспективного планирования по обучению детей 4 -5 лет правилам дорожного движения Екатерина Борисовна решает задачи по развитию наблюдательности, умению ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности, по знакомству с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Педагог подводит детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения, навыки культурного поведения в общественном транспорте. Уточняет знания детей о назначении светофора и работе полицейского. Знакомит с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус), со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», «Остановка общественного транспорта».
При составлении перспективного планирования по обучению детей 5- 6 лет правилам дорожного движения Егошкина Е.Б. уточняет знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора. Педагог знакомит детей с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут, с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов, с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».
При составлении перспективного планирования по обучению детей 6 – 7 лет правилам дорожного движения Екатерина Борисовна систематизируют знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомит с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект», продолжает знакомить с дорожными знаками — предупреждающими, запрещающими и информационно - указательными, расширяются представления детей о работе ГИБДД. В результате, у детей развивается свободная ориентировка в пределах ближайшей к детскому саду местности, формируется умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности, появляется осознание необходимости соблюдать правила дорожного движения, правила поведения на улице и в общественном транспорте.
Для решения уточнения содержания перспективного планирования Екатериной Борисовной были выбраны и апробированы диагностические методики выявления уровня знаний, умений и навыков детей младшего и старшего дошкольного возраста по правилам безопасного движения. Критерии разработаны отдельно для младшего и старшего дошкольного возраста (приложение 1). Мониторинг проводится в сентябре и в мае. Результаты мониторинга учитываются при перспективном планировании работы на учебный год. Сравнительный анализ результатов мониторинга в начале и в конце учебного года показывает рост усвоения программного материала детьми.
Работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах проводится планово, систематически, постоянно. Дети усваивают правила дорожного движения на развивающих и обучающих занятиях. Методика работы в рамках обучения правилам дорожного движения построена с учётом интегрированного подхода. Наглядный и игровой материал чётко отобран воспитателем. В том числе, подобраны и систематизированы дидактические игры по правилам дорожного движения, стихи о транспорте, поведении детей на дорогах, поведении взрослых на дороге, загадки о знаках дорожного движения, профессиях людей, участвующих в дорожном движении, а так же обеспечивающих соблюдение правил дорожного движения.
Выполняя задания, дети дошкольного возраста ведут наблюдения, исследуют, рисуют, слушают дорожные сказки, участвуют в викторинах и сюжетно – ролевых играх. В старшей и подготовительной группе проводятся встречи, игры, викторины с приглашением инспектора ГИБДД (Приложение 2). Таким образом, ребенок пропускает полученные знания через продуктивную деятельность и затем реализует в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Изучая правила не только теоретически, но и практически, дети достигают несомненных успехов в изучении правил дорожного движения.
В перспективное планирование включены экскурсии и целевые прогулки, во время которых дети через непосредственное восприятие дорожной среды наблюдают движение транспорта и пешеходов, дорожные знаки, светофоры, пешеходные переходы и т. д.
Важным условием успешного обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах является создание соответствующей материальной базы и развивающей среды. В группе у Егошкиной Е.Б. и на территории детского сада развивающая среда для обучения основам безопасности дорожного движения включает в себя макеты улиц города, наборы транспорта, дорожные знаки, светофоры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры, которые расположены с учетом взаимодействия детей с транспортной системой города:
• Ребенок – пешеход;
• Ребенок – пассажир городского транспорта;
• Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, снегокат, санки, ролики и др.).
На занятиях большое внимание уделяется воспитанию сознательного отношения к своим и чужим поступкам, т. е. пониманию ребенком того, что является правильным или неправильным. Также целенаправленно формируются у детей привычки сдерживать свои порывы и желания (например, бежать, когда это опасно, и т. д.). Это имеет значение при преемственности дошкольного и начального образования: чем больше у дошкольника сформировано полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице, тем легче ему будут даваться знания по дорожной тематике в общеобразовательном учреждении.
Организуя систематическую работу с детьми по обучению правилам дорожного движения, необходимо помнить, что ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. В связи с этим в план работы включены консультации для родителей, анкетирование, опросы, родительские собрания по теме обучения детей правилам дорожного движения, оформлена наглядная информация в виде папок-передвижек.
В результате проведения работы у детей будут сформированы элементарные знания и умения безопасного поведения на дорогах с учётом их возрастных и индивидуальных возможностей, выработается эмоциональная сознательная заинтересованность в изучении ПДД; появятся навыки организации безопасного поведения на дороге и улице; активизируется внимание, наблюдательность, изобретательность, инициативность; разовьется умение ориентироваться в различной обстановке; сформируется привычка правильно вести себя на дорогах.
Таким образом, в современном обществе знание основ безопасного участия в дорожном движении – одна из главных задач для формирование активного и защищенного человека. Можно предположить, что полученные знания пригодятся воспитанникам и родителям дошкольников в дальнейшем и сохранят не только здоровье, но и жизнь.
Данный опыт работы может быть использован воспитателями и методистами дошкольных общеобразовательных учреждений. Он будет интересен родителям детей дошкольного возраста.
Список литературы
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 09.08.2018)
2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: мозаика-синтез, 2014.- 329с.
3. Программа «Детство». Авторский коллектив - преподаватели кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена. 2013. – 35 с.
4. Программа «Истоки». Авторский коллектив - научные сотрудники Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. 2014. – 59 с.
5. Саулина Т.Ф. «Три сигнала светофора» М. «Просвещение». 2015. – 45 с.
Полный вариант статьи с приложениями во вложении (docx, 48KB)
Приложение содержит публикацию Егошкиной Е. Б "Урок безопасности", 05.02.2018
Скачать вложение