Рязанский региональный клуб «Учитель года». Инноватика.
Управленческая модель научно-методического сопровождения региональной системы оценки качества образования
В Рязанской области сформирована управленческая модель научно-методического сопровождения региональной системы оценки качества образования, которая является методологической основой организации повышения квалификации.
Рязанский клуб "Учитель года" органично включён в систему научно-методического сопровождения образовательного процесса.
Активными участниками системы, выраженной данной моделью, являются: министерство образования и молодежной политики Рязанской области, органы управления образованием, Рязанский институт развития образования, региональный центр обработки информации, региональный клуб «Учитель года», методические службы, образовательные организации.
Данная модель включает в себя следующие составные части:
1. Сбор данных о качестве образования.2. Анализ качества образования и выявление проблем.
3. Изучение и обсуждение передового педагогического опыта.
4. Разработка рекомендаций для министерства образования и молодежной политики Рязанской области, муниципальных органов управления образованием, методических служб, РИРО.
5. Оказание методической помощи.
6. Мониторинг реализации образовательных программ и рекомендаций.
Сбор данных о качестве образования. На первом этапе осуществляется сбор данных о качестве образования. Массив информации включает:
-
объективные данные об уровне подготовки обучающихся, позволяющие выявить имеющиеся у них проблемные поля (результаты государственной итоговой аттестации, всероссийских проверочных работ; международных и национальных исследований качества образования; федеральных, региональных и муниципальных мониторинговых исследований);
-
данные о персональных профессиональных дефицитах педагогов (материалы анкетирования педагогов (докурсовое, входное, промежуточное и итоговое анкетирование слушателей курсов повышения квалификации); результаты предметной оценки учителей (тестирование); затруднения, выявленные в процессе работы экспертных групп при аттестации работников образования);
-
данные о корпоративных профессиональных дефицитах педагогов – академические и методические трудности у педагогических работников, представляющих ту или иную предметную дисциплину, выявленные в результате обсуждения проблемных полей на заседаниях регионального клуба «Учитель года», в профессиональных сообществах, на заседаниях аттестационных комиссий.
Анализ качества образования и выявление проблем. На следующем этапе центр оценки качества образования, созданный в структуре РИРО, осуществляет статистический анализ результатов исследований качества образования и мониторинговых исследований и передает содержательную и оценочно-количественную часть по предметам в экспертные группы.
Задача экспертных групп – определить проблемные поля в части содержания работ и типологии заданий по каждому предмету. В основе анализа результатов лежат формы аналитических материалов, предлагаемые как на федеральном, так и на региональном уровнях. Эти данные передаются для дальнейшей работы в региональный клуб «Учитель года».
Изучение и обсуждение передового педагогического опыта. Важной составляющей частью модели является изучение и обсуждение передового педагогического опыта и трансляция эффективных педагогических практик, обеспечивающих высокое качество образования. В этой деятельности активно участвуют члены регионального клуба «Учитель года», методические службы, аттестационные комиссии, которые работают с определенными категориями педагогов.
Разработка рекомендаций для министерства образования и молодежной политики Рязанской области, муниципальных органов управления образованием, методических служб, Рязанского института развития образования. На следующем этапе осуществляется разработка рекомендаций для органов управления образованием, методических служб, РИРО. Особая роль в этой работе отводится учебно-методическому объединению (УМО) в системе общего образования Рязанской области. УМО вырабатывает рекомендации для министерства образования и молодежной политики Рязанской области, муниципальных органов управления образования, методических служб и системы повышения квалификации в части основных трудностей у обучающихся и профессиональных дефицитов педагогов на основе массива данных научно-методического сопровождения региональной системы оценки качества образования. В состав УМО, председателем которого является ректор Рязанского института развития образования, входят сотрудники РИРО, ведущие педагоги-практики, представители министерства образования и молодежной политики Рязанской области, муниципальных органов управления образованием, методических служб, руководители образовательных организаций.
Оказание методической помощи. Следующий этап – оказание адресной методической помощи на четырех уровнях: руководителям и специалистам региональных и муниципальных органов управления образованием; муниципальным методическим службам; образовательным организациям; работникам образования. Наибольший вклад в эту работу вносят сотрудники Рязанского института развития образования. Кроме того, в данной деятельности участвуют высшие учебные заведения (Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина, Рязанский государственный радиотехнический университет), активно используются разработки Российской академии образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, ведущих вузов и научно-исследовательских институтов.
В целях совершенствования работы по оказанию методической помощи Рязанским институтом развития образования была переработана структура типовой дополнительной профессиональной программы повышения квалификации педагогов в объеме 72 часа, в которой до 48 часов увеличен предметный модуль, усилена практическая составляющая подготовки учителей за счет организации выездных тематических занятий в образовательных организациях, приглашения ведущих педагогов как из Рязанской области, так и других регионов, активно используются информационно-коммуникационные технологии, дистанционное обучение, персонифицированная модель повышения квалификации. Для реализации адресной помощи педагогам в межкурсовой период на сайте института учителя указывают свои проблемы и затруднения, затем проводится входное анкетирование педагогов и по завершению обучения – итоговое анкетирование и круглый стол, на котором выявляется степень удовлетворенности учителей и анализируются результативные педагогические практики, позволяющие решить наиболее актуальные проблемы в профессиональной деятельности конкретных категорий работников образования.
Мониторинг реализации образовательных программ и рекомендаций. Отслеживание результатов и обеспечение обратной связи осуществляется на этапе мониторинга реализации образовательных программ и рекомендаций. Министерство образования и молодежной политики Рязанской области и управление надзора и контроля в соответствии со своими полномочиями осуществляют контроль за деятельностью образовательных организаций региона, а муниципальные органы управления образованием и руководители образовательных организаций проводят диагностику образовательного процесса и его результатов.
Работа на платформе РСДО. Материалы-победители регионального конкурса на лучшую разработку урока на платформе РСДО "Когда дистант не страшен", прошедшие экспертизу членов регионального клуба "Учитель года":
- Урок физики на платформе РСДО Калинина Е.А. СОШ 73 г. Рязани (23.12.2020) https://youtu.be/G8y9b44XPNM
- Урок математики с использованием дистанционных образовательных технологий. Бодрова Г.П., Лицей №52 https://youtu.be/teuUTNV2lW4
- Дистанционное обучение: анализ, возможности, перспективы Масалова И.И., Лицей № 4 г. Рязани https://youtu.be/3MPVZz5iU6w
- Урок русского языка на платформе ZOOM Кирсанова-Мартынова Е.М., Лицей №4 г. Рязани https://youtu.be/Es52n3a1TiM