Оперативный сбор информации в картинге
Автор: Кирюхин Константин Сергеевич, педагог дополнительного образования ОГБУДО "Центр одаренных детей "Гелиос", г.Рязань
С каждым годом в мире происходит стремительное развитие новых информационно-коммуникационных технологий, с помощью которых можно быстрее и эффективнее решать поставленные задачи, достигать намеченные цели и добиваться высоких результатов. Картинг не исключение. Для достижения высоких результатов необходимо оперативно собирать и анализировать информацию о технических характеристиках и параметрах карта в момент нахождения карта на треке. Это возможно с помощью системы телеметрии.
Основная функция телеметрии - максимально точное определение хронометража заезда. Сегодня это один из ключевых факторов автогонок. Данная система позволяет с большой точностью фиксировать значения параметров работы механизмов, время прохождения трассы, осуществлять сбор данных, необходимых для анализа действий пилота. Это гарантия объективности и качественного обучения. Например, благодаря использованию стандартной электронной системы хронометража, удается:
• фиксировать точное значение времени прохождения круга (до тысячной доли секунды);
• определять среднюю скорость;
• установить время последнего лучшего круга.
Кроме того, профессиональные устройства телеметрии для картинга, благодаря датчикам, считывающим параметры ключевых узлов карта, позволяют контролировать и проводить анализ неисправностей механизмов или ошибок гонщика при прохождении трассы. Параметры работы машины преобразуются в электромагнитный импульс, который трансформируется в цифровой код, пригодный для обработки с помощью компьютерных технологий.
Как работает телеметрия?
На данный момент на мировом рынке представлено достаточно много фирм производящих качественную телеметрию для картинга с применением самых новейших технологий и разработок. Мы остановимся на одном производителе, это продукт компании AIM Technologies модель MyChron 5 2T (фото 1). С данной телеметрией наша команда работает семь лет. Очень важно, чтобы в команде у всех пилотов была установлена телеметрия одной фирмы, для облегчения и обеспечения более качественной работы человека с телеметрией (телеметриста), а также взаимозаменяемости деталей, что обеспечивает сокращение финансовых затрат. Каждый производитель создает программы индивидуально, которые нельзя совместить.
MyChron 5 2T имеет широкий графический дисплей 268×128 пикселей. Можно использовать подсветку экрана, которая имеет 7 цветов, для лучшей видимости в пасмурных погодных условиях или темное время суток. MyChron 5 2T позволяет контролировать две температуры двигателя. Температура выхлопа: чтобы держать карбюрацию под контролем. Температура двигателя: для измерения рабочей температуры двигателя. На данной телеметрии установлен мощный GPS датчик. С его помощью определяется скорость и траектория движения карта по трассе. Время прохождения круга и сектора, лучший круг, обороты, число передач, карта треков и многое другое отображаются на экране, на предварительно настроенных страницах. Можно выбрать макет страницы, который имеет большее предпочтение, чтобы лучше контролировать данные. По окончании заезда можно увидеть резюме трех лучших кругов: время прохождения круга, максимальные и минимальные обороты двигателя, скорость и температуру. Можно посмотреть теоретическое время лучшего круга, собранного по всем лучшим секторам одного заезда. MyChron 5 2T имеет пять индивидуально настраиваемых RGB-светодиодов: можно выбрать пороги цвета и значения для их активации. Кроме того, они могут быть сконфигурированы, чтобы показать лучшее время круга или сектора, контролировать уровень оборотов и даже сигнализировать правильный момент для переключения передач.
Также можно настроить сигнальные светодиоды, чтобы включить или выключить их в зависимости от выбранных значений: температуры воды или любого другого параметра, который может понадобиться. MyChron 5 2T предоставляет возможность загружать данные по беспроводной сети, используя простое и безопасное соединение Wi-Fi. Больше не требуется ключ для передачи данных или подключение к ПК. Передача данных по Wi-Fi легко конфигурируема через ПК или клавиатуру. В случае подключения более чем одного датчика или ПК (типичная ситуация в команде) можно передавать данные на или со всех устройств MyChron5 и ПК одновременно. В этом случае нужно будет купить точку доступа, которая будет выступать в качестве моста между телеметрией и компьютером.
В конце каждой сессии заездов данные могут быть загружены и подробно проанализированы на ПК с помощью программного обеспечения Race Studio 3: диаграммы, графики и гистограммы помогут понять производительность пилота, узнав, что нужно улучшить.
Питание MyChron 5 2T осуществляется тремя различными способами. MyChron 5 2Tcomes с литиевой батареей длительностью более десяти часов, которую можно заряжать дома точно так же, как мобильный телефон или на трассе с помощью розетки коробки (в последнем случае не нужно извлекать батарею из датчика). Также можно включить MyChron 5 2T, подключив его к батарее, установленной на карт, для питания двигателя с помощью дополнительного внешнего кабеля.
Заключение
Применение современных технологий, в том числе телеметрии, помогает пилотам совершенствовать свое мастерство гораздо быстрее, тренерам оценить ошибки спортсмена и сделать необходимые выводы, а механикам более точно настроить двигатель и шасси карта. Особенно это актуально при подготовке и проведении спортивных соревнований высокого уровня. Все это дает четкое понимание действий, которые в комплексе позволяют достигать высоких результатов каждому пилоту в отдельности и команде в целом. Использование телеметрии позволяет картингистам повышать результативность и занимать достойные места в соревнованиях различного уровня.
Интернет-ресурсы:
1. Картинг России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://raf.su/ (дата обращения: 10.03.2025).
2. Rotax karting [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://russianrotaxkart.ru (дата обращения: 25.02.2025).
3. Kart Data Logger Systems [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.aimtechnologies.com/kart/ (дата обращения: 06.03.2025).
Полный текст статьи во вложении (pdf 450Kb)
Скачать вложение