Организация и проведение детского праздника в школе
Автор: Калинина Наталья Владиславовна, педагог дополнительного образования МБОУ «Гимназия №5», г. РязаньДанная методическая разработка предназначена для проведения массовых мероприятий в школе.
Детский праздник - важная часть жизни ребенка, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, отдохнуть от будней. Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его знания об окружающем мире, помогают восстанавливать старые и добрые традиции, объединяют и побуждают к творчеству. Праздник уникально совмещает в себе не только развлекательные, но и развивающие, обучающие функции и способствует развитию речи, мышления, координации, реактивности, уверенности в себе и т.д.
Празднично-досуговая деятельность детей отличается особым динамизмом, появлением неожиданных видов и форм. Занимаясь его подготовкой, педагоги, воспитатели, родители должны в первую очередь ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для которых и готовится этот праздник. И главный критерий подбора материала здесь - зрелищность, яркость и веселость. Праздник развивает детей, готовит их к творческой, продуктивной деятельности, помогает решать многие специфические задачи воспитания. Праздники - это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения, он является синтезом практически всех видов искусств.
Эффективность праздника обусловлена взаимосвязью его функций: мировоззренческой, коммуникативной, рекреационной, творческой и другими, которые активно проявляются в ходе художественно-педагогического взаимодействия детей и взрослых; выделение какой-либо из них в качестве доминирующей разрушает целостность влияния данного феномена. Педагогически целесообразно организованный детский праздник способен повлиять на нравственное развитие школьника.
Диапазон задач детских праздников довольно широк, он учитывает все многообразие учебно-воспитательной работы школы: деятельность школьной системы дополнительного образования, взаимодействие с учителями - предметниками и классными руководителями, а также тесное сотрудничество с детскими музыкальными школами, центрами творчества, что создает определенную педагогическую систему детских праздников.
Праздник выстраивается на синтезе традиций прошлого и настоящего, самостоятельного творчества участников - детей и опыта мудрых режиссеров - взрослых, которые умеют организовать работу с учетом таких принципов подготовки и проведения детских праздников, как:
1. Коллективность (всеобщее участие детей, педагогов, а по мере необходимости, возможности, желания и родителей в подготовке и проведении праздника);
2. Самореализации каждого ребенка (у каждого должно быть необходимое творческое пространство для выражения своей индивидуальности в любом празднестве);
3. Разумная цикличность праздников (не слишком редко, но и не очень часто; с учётом структуры учебного - года продолжительности четвертей, каникулярного времени, возможности подготовки и эмоционального насыщения).
Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек ощущал себя личностью, членом коллектива. Для праздника характерно особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события.
Проведение праздников в школе способствует формированию поведенческой среды посредством общения учащихся и педагогов в процессе творческой деятельности.
Цель любого праздника - раскрытие собственных ресурсов каждого учащегося, его самореализации и социализации. Содержание праздников рассматривается как метод сплочения коллектива гимназии на основе общей творческой деятельности и как средство создания яркого эмоционально наполненного досуга.
Реализация данной разработки направлена на развитие у учащихся
- уверенности в своих силах;
- умения концентрироваться и быть внимательным;
- умения работать с большой аудиторией, навыков публичных выступлений;
- навыков самопрезентации, чувства стиля и ситуации;
- умения думать и действовать в условиях стрессовых ситуаций;
- самостоятельного мышления;
- логики и культуры речи;
- культуры сценического движения.
Список литературы:
1. Андрейчук, Н.М. Основы профессионального мастерства сценариста: Учебное пособие. / Н.М. Андрейчук.– Барнаул, 2008. – 127 с.
2. Байбородова, Л.В. Современные технологии воспитания // Технологии воспитания в общеобразовательных организациях: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Л.И. Тимониной. -Кострома: КГУ, 2017.
3. Богомолова Л.В., Голубева Т.Л. Подростковая культура. На подступах к диалогу. - М., 1992.
4. Быков А.К. // Социальные Технологии, Исследования, №2,2005.
5. Васильева Д.Н. Детские праздники как форма культурно-досуговой деятельности младших школьников: Учебное пособие. – Саратов, 2019. – 55 с.
6. Гилфорд, Дж.П. «Творческие способности: теоретические и практические аспекты». - М.: Издательство Психология творчества, 2020.
8. Инновационные подходы к проведению детских праздников: тематические концепции и развлекательные программы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://dk-zio.ru/2024/01/innovaczionnye-podhody-k-provedeniyu-detskih-prazdnikov-tematicheskie-konc...
9. Каминина, Н.В. «Развитие творческих способностей в подростковом возрасте». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/8959/2/Kaminina2.pdf
10. Лебедева О.А. Общешкольные праздники и их роль в развитии детей. // Реабилитация. Образование. Развитие. СП б, 2008.
11. Седова М.Ю. Роль праздника в коррекции личности ребенка. // Реабилитация творчеством – важнейшая составляющая коррекционно-развивающей работы. СП б, 2008.
12. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учебное пособие / Эльконин Д.Б. — 4-е изд. — Москва: ИЦ "Академия", 2022 — 384 c.
Полный вариант статьи во вложении (pdf, 134Kb)
Скачать вложение