РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Буква «Х»

Автор: Павлова Галина Борисовна, воспитатель МАДОУ «Детский сад № 34» города Рязани

Конспект занятия по обучению чтению (Из опыта работы)

Тема: Буква «Х»

Цель: познакомить детей с буквой Х.

Задачи:

- создать условия для знакомства со звуками [х, х’] и буквами Х, х; учить давать характеристику звукам [х, х’];
- совершенствовать звуковой анализ;
- создать условия для обучения чтению слогов одно-, двух-, трёхсложных слов с буквой х, простых предложений, содержащих слова с буквой Х;
- развивать фонетический и фонематический слух;
- создать условия для развития мыслительных операций и высших психических функций;
- воспитывать любовь и интерес к чтению.

Материалы к занятию

Демонстрационный: мольберт, телевизор, картинки с изображением поросёнка, Ах и ОХ, петуха, художника, духов; пособие с изображением слогов; часы.

Раздаточный: зеркало; ниточки синего, зелёного и красного цвета; карточка с изображением звукового домика; фишки для обозначения звуков;конверт с заданием; касса букв.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

(дети стоят рядом с педагогом)
- Мы сегодня отправляемся в город … (Буквоград).
- Там живут … (буквы)
- Что такое буквы? (Буквы – это значки для обозначения звуков, а звуки мы слышим и произносим)
- Давайте узнаем, кто сегодня отправится с нами в Буквоград?
- Впереди пятачок,
Сзади розовый крючок
Посреди бочонок –
Это … (поросёнок)

Педагог на мольберт вывешивает картинку поросёнка.

2. Знакомство со звуками [х, х’].

(дети сидят за столами полукругом)
- Как поросёнок подаёт голос? (хрюкает)
- Он хрюкает сердито: х-х-х.
- Посмотрите в зеркало и повторите.
- Этот звук не поётся и не тянется. Значит он … (согласный)
- Приложите ладонь к горлу, определим звонкий он или глухой.
Вывод: звук [х] – согласный, глухой.
- Поросёнок сердито хрюкает: х-х-х, а весело хрюкает: хь-хь-хь.
- Чем различаются эти звуки?
([х] - твёрдый согласный звук, [х’] - мягкий согласный звук)

Знакомство с буквами Х, х.

- Звуки [х, х’] обозначаются буквой Х.
- На что она похожа?
- Х – большая и х – маленькая отличаются по написанию высотой.
- Покажите букву х с помощью указательных пальцев.
- Нарисуйте указательным пальцем букву Х на спине своего соседа по очереди.
- Выложите на карточке ниточками букву Х. Какого цвета ниточки вам помогут? (синяя и зелёная)

Чтение слогов с буквой Х.

- Однажды буквы А, О, У, И, ы,Э напевая свои звонкие песенки прогуливались по Буквограду и встретились с буквой Х. Они заметили, что она чем-то опечалена.
- Почему ты такая грустная? - спросила А.
- Я совсем не умею петь, - грустно ответила Х.
- Мы сможем спеть вместе с тобой, - предложила буква У.
- Ты согласна? – спросила буква И.
- Конечно, согласна! – воскликнула Х.
- Может быть, поэтому её назвали согласной. Первыми встали гласные, а буква Х встала справа от них и они запели песенки.
- Давайте споём вместе с ними. (на доске пособие)
(Педагог спрашивает 4 детей)
- А теперь буквы поменялись местами.
(на доске пособие)
(Педагог спрашивает 4 детей)

Физкультминутка (дети повторяют за педагогом движения)

В норке спал хорёк зимой,
Но проснулся он с весной.
Вверх он лапки потянул,
Головой своей кивнул.
Два прыжка он сделал смело,
Хвостиком вильнул умело.
И помчался он вприпрыжку
Словно озорной мальчишка.

Игры-задания от АХ и ОХ.

АХ ОХ УХ ИХ ЫХ ЭХ
- Прочитайте песенки ещё раз.
- Герои, какого мультфильма вам встретились при чтении?
(АХ, ОХ, УХ, ЭХ)
- Как называется мультфильм? («АХ и ОХ»)
- Кто главные герои? (АХ и ОХ)
Педагог показывает картинки.
- Каким был АХ? (весёлый, радостный, активный, трудолюбивый)
- Каким был ОХ? (ленивый, грустный, одинокий)
- АХ и ОХ живут с буквой Х. Почему? (в их имени есть буква х)
- Они приготовили для вас игры. Хотите поиграть?
- Справитесь?

«Определи место звуков [х, х’]»

Педагог показывает картинки, дети называют по очереди, кто или что изображено на них и определяют место звуков [х, х’] фишками в звуковых домиках.

 Игра «Часики»

У каждого ребёнка на столе простой карандаш и конверт, в котором лежит лист с заданием. На доску (на экране телевизора) вывешиваются часы с цифрами и буквами. Дети самостоятельно выполняют задание, вписывая в карточку буквы, соответствующие цифрам. После зачитывают получившие слова.

Например:

6

5

2

э

х

о

5

2

9

2

1






Игра «Превращения слов» (касса букв)

(загадка)
Я молчу- оно молчит,
Я кричу – оно кричит.
Впереди всегда идёт,
За собою в лес ведёт. (Эхо)
- В кассах выложите это слово.
- Как слово ЭХО превратить в слово УХО? (поменять первую букву)
- Как слово УХО превратить в слово УХА? (поменять последнюю букву)
- Как слово УХА превратить в слово МУХА? (добавить в начале слова букву)
ЭХО – УХО – УХА - МУХА
- Выполните звуковой анализ слова муха.

Игра «Путаница» (на доске предложения)

- Прочитайте, найдите ошибки.

У слона усы.

У кота хобот.

При проверке педагог меняет слова.

3. Итог занятия.

(дети рядом с педагогом)
- У какой буквы мы сегодня побывали? (у буквы Х)
- Покажите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице, когда ей тяжело. Она стонет: ох-ох-ох. Вы помогли ей и рассказали маме. Мама обрадовалась и сказала: ах-ах-ах!
- Занятие закончилось и можно сказать: эх-эх-эх.

Литература:

1. Гадасина Л. Я., Ивановская О. Г. Звуки на все руки: Пятьдесят логопедических игр //СПб.: Детство-Пресс. – 1999.
2. Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3–4 лет: Сценарии практических занятий //М.:“Гном-Пресс. – 1998.
3. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у детей. – 2007.
4. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Обучение грамоте детей с нарушениями речи //Конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера. – 2008.
5. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит //СПб.: Акцидент. – 1997. – Т. 1.

Полный текст занятия во вложении (doc, 166KB)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru