ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
Автор: Гаврилова Елена Андреевна, Бирюкова Татьяна Алексеевна, воспитатели МБДОУ«Детский сад №2 «Жемчужинка», Рязанская областьКонспект интеллектуальной игры для детей подготовительной группы
Аннотация
Дошкольный возраст детей является наиболее благоприятным для познания окружающего мира, позволяет формировать у них активный интерес к труду и профессиям родителей. Многие родители детей нашего детского сада работают на железной дороге, и дети интересуются, где и как трудятся их мамы и папы. А мы,воспитатели поддерживаем и развиваем желание детей стать такими, как мама и папа, формируем интерес к железной дороге, к железнодорожному транспорту, к профессиям железнодорожного транспорта.В детском саду мы помогаем заложить основу для дальнейшей профориентации, формируем личность ребенка с учетом особенностей и возможностей, выявляем интерес и склонности детей. Ранняя профориентация является первой важной ступенью в работе по профессиональному самоопределению. В детском саду имеются железнодорожные уголки, организуются встречи с родителями- железнодорожниками. Большое внимание в работе с детьми уделяем игровой деятельности, чтению художественной литературы, бесед на эту тему, включаем в образовательную деятельность занятия на железнодорожную тему. Благодаря проводимой работе, многие дети мечтают стать такими, как их родители и понимают важность работы железнодорожников.
Цель: знакомство детей с железнодорожным транспортом и профессиями людей, которые работают на железной дороге.
Задачи:
- расширять и закреплять знания о железной дороге (грузовых и пассажирских вагонах, профессиях на железной дороге). Дать представление о важности и необходимости железнодорожного транспорта,
- развивать умение налаживать взаимодействие в совместной игре, развивать речь детей, обогащать словарь: хоппер, рефрижератор, кокарда.
- воспитывать интерес к профессии железнодорожника, чувство гордости за своих родителей, работающих на железной дороге.
Интеграция областей: социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое развитие.
Материал и оборудование: интерактивная доска, проектор, ноутбук, юла (волчок), конверты с вопросами-заданиями, приз «Умная Сова».
Предварительная работа: беседы на тему: «Какие бывают вагоны (поезда)», «Железнодорожные профессии ваших родителей», рассматривание фотографий с изображением пассажирских и грузовых поездов, чтение сказки Н. Михайловой «Непослушный вагон», сюжетно- ролевая игра «Железная дорога».
Время игры:30-35 минут.
Ход
1. Крупье (родитель): Здравствуйте, уважаемые гости. Вас приветствует клуб юных знатоков – железнодорожников. И я его ведущий– крупье.
Крупье: А теперь разрешите представить вам наших знатоков:(имена детей и их играющие тренеры-воспитатели).
- Против знатоков играет команда родителей. Их интересы в зале представляют: родители – бригадир ПМО станции «Рыбное» и – машинист локомотивного депо «Раменское».
- Итак, игра начинается!
Звучит мелодия из интеллектуальной игры «Что? Где? Когда? крутится волчок.
Крупье берет конверт, на который показывает стрелка волчка.
Крупье: Внимание! Уважаемые знатоки, с вами играет дежурная по станции «Дивово».
Родитель: Дорогие ребята, знаете ли вы, что должен делать дежурный по станции?
Крупье: Время пошло.
Идет обсуждение. Капитан (ребёнок) спрашивает, кто как считает?
Крупье: Ваше время истекло. Капитан, кто будет отвечать?
Капитан: Отвечает (имя ребенка).
Дети: Дежурный по станции принимает, отправляет, пропускает поезда на железнодорожной станции. Следит за графиком движения поездов.
Крупье: Ответ принят.1:0 в пользу знатоков.
Звучит музыка из игры «Что, где, когда?», крутится волчок. Крупье берет конверт.
2. Крупье: Уважаемые знатоки, с вами играет - машинист электровоза депо « Раменское» ОАО «РЖД».
Крупье: Внимание!
Родитель: Уважаемые знатоки, я работаю машинистом электровоза. Управлять поездом мне помогает электричество. Раньше электричества не было, а поезда уже ходили. Внимание, вопрос! Раньше на железной дороге работал кочегар. Какая у него была задача?
Крупье: Время пошло. (Идет обсуждение).
Крупье: Уважаемые знатоки, ваше время истекло. Капитан, кто будет отвечать на этот вопрос?
Капитан: Отвечает (имя ребенка).
Ребенок: Кочегар- это помощник машиниста. Раньше поезд работал на угле. Кочегар бросал уголь в топку паровоза, следил за тем, когда надо добавлять уголь.
Крупье: Ответ принят. 2:0 в пользу знатоков.
Крутится волчок, звучит музыка. Крупье берет конверт .
3. Крупье: Уважаемые юные знатоки, блиц – опрос. Вам нужно очень быстро ответить на три вопроса. Капитан, кто будет отвечать?
Капитан: Отвечать буду я.
Крупье: Готовы, начали!
1. Дополни пословицу:«Тише едешь - …..»(дальше будешь)
2. «Что лишнее?» (На доске ж/д инструменты: железнодорожные флажки, железнодорожный фонарь, железнодорожный рожок, кисточка для рисования)
3. Как называется дорога через рельсы? (Настил, переезд)
Крупье: Ответ принят. 3:0 в пользу знатоков.
Крутится волчок под музыку из игры «Что? Где? Когда?(телевизионная версия).
Крупье: А теперь пора отдохнуть, музыкальная пауза!(песня «Разноцветная игра» – сл.Б. Савельев, муз. Л.Рубальская)
Дети танцуют. Крутится волчок, звучит музыка.
Крупье: Внимание! Черный ящик! Это предмет - атрибут железнодорожной формы. Его носят мужчины. Он защищает от холода, ветра и солнца. У него есть козырек, кокарда.
Вопрос: Что в ящике?
Дети обсуждают.
Крупье: Ваше время истекло. Кто отвечает?
Дети отвечают: Это железнодорожная фуражка. У нее есть козырек, кокарда, ее носят машинисты.
Крупье: Ответ принят. 4:0 в пользу знатоков.
Звучит музыка, крутится волчок.
6. Крупье: А сейчас слушаем вопрос!
Родитель: Я работаю на железнодорожной станции «Рыбное». Какие еще предприятия железнодорожного узла вы знаете? Назовите их функции?
Дети обсуждают: локомотивное депо – там ремонтируют локомотивы, вагонное депо – где ремонтируют вагоны.
Крупье: Капитан, кто отвечает?
Капитан: Отвечает(имя ребенка).
Дети: На железнодорожной станции есть еще - локомотивное депо, где ремонтируют локомотивы. А также вагонное депо, где ремонтируют вагоны.
Крупье: Ответ принят. 5:0.
Звучит музыка, крутится волчок.
Крупье: И так, следующий вопрос. Его задает составитель поездов на станции «Рыбное».
Крупье: Внимание!
Родители: Я работаю составителем поездов. В грузовых поездах много разных вагонов. Ответьте,пожалуйста, на вопрос. Какие виды вагонов вы знаете?
Дети совещаются: вагон холодильник (рефрижератор), платформа, грузовой, цистерна.
Крупье: «Ваше время истекло. Капитан, кто будет отвечать на вопрос?»
Дети отвечают: В грузовых поездах есть грузовой вагон, вагон-цистерна, платформа, вагон-холодильник (рефрижератор).
Крупье: Ответ принят. 6:0 в пользу знатоков!
- Игра продолжается! (Звучит музыка, крутится волчок).
Крупье: Со знатоками играет машинист депо «Раменское».
Родители: Ребята, вы знаете, что железная дорога – зона повышенной опасности.
Вопрос: Как нужно вести себя на железной дороге, чтобы не причинить вред своему здоровью и здоровью окружающих?
Крупье: Капитан, кто будет отвечать?
Капитан: Отвечать будет вся команда!
Дети отвечают:
1. Нельзя перебегать железнодорожные пути перед приближающимся поездом!
2. Переходи железнодорожные пути только по пешеходным переходам, мостами тоннелям!
3. Не стой у края платформы!
4. Не высовывайся из окна вагона и двери тамбура!
5. Обнаружив посторонние или забытые предметы, сообщи об том взрослым!
6. Не пролезай под колесами стоящего поезда!
7. По платформе нельзя бегать, кататься на велосипеде, на роликах!
Крупье: Ответ принят! 7: 0 в пользу знатоков!!!
- Итак, наша игра закончилась со счетом 7:0 в пользу знатоков.
- И за вашу победу вам вручается приз «Умная сова».(Сувениры: большая сова).
- Каждому игроку мы дарим по маленькому призу (детям раздаются призы:маленькие совята-сувениры)
- Спасибо вам, уважаемые знатоки, за ваши знания. Думаю, из вас вырастут настоящие железнодорожники.
- А сейчас предоставим слово капитану команды.
Капитан: Я хотела бы поблагодарить от всей команды родителей за их интересные вопросы, ждем от вас новых вопросов в следующей игре. До следующей встречи!
Литература
1. Коварданова М.А., Стеклова И.Ю., Тимереева М.Г., Королева С.В. Дошкольник в мире профессий Железная дорога. Программа и методические рекомендации. – М.: АРКТИ, 2020. – 72с.
2. Лапидус Б.М. Когда я вырасту, я стану железнодорожником. – Санкт- Петербург.: Поляндрия, 2020. – 35с.
3. Михайлова Н. Непослушный вагон (сказка). – М.: Транспортная книга, 2020. – 16с.
4. Уздина М.М.Правила поведения на железнодорожном транспорте общий курс. – М.:2019.– 40с.
Конспект во вложении (pdf 200Kb)
Скачать вложение