Девочка чумазая
Автор: Соколова Юлия Юрьевна, Леонова Оксана Олеговна, воспитатели МАДОУ "Детский сад 38", г. РязаньКонспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет
Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста является важной частью воспитательного процесса и соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО).[3] Эти навыки способствуют укреплению здоровья, развитию аккуратности и культуры поведения у малышей. Дети 2–3 лет особенно восприимчивы к формированию полезных привычек через игровую деятельность, что делает занятия более эффективными и увлекательными.
Цель работы — создание условий для формирования у детей элементарных навыков личной гигиены, включая умывание и мытьё рук, с использованием игровых методов. В процессе занятий применяются игровые обучающие ситуации, направленные на развитие интереса к гигиеническим процедурам, соблюдение санитарно-гигиенических норм, а также создание эмоционально комфортной атмосферы для детей.
Тема: Формирование культурно-гигиенических навыков через игру.
Цель: формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста.
Задачи:
- способствовать формированию интереса к рассматриванию куклы;
- познакомить со словом «люди»;
- уточнить понимание частей тела у себя и куклы;
- способствовать развитию чувства ритма через выполнение движений под музыку в соответствии с текстом;
- способствовать побуждению интереса к совместным музыкальным играм;
- познакомить детей с произведением А. Барто «Девочка чумазая»; способствовать радостному настроению детей от чтения стихотворения и потешки;
- совершенствовать навык выполнения движений одновременно со стихотворением;
- продолжать учить понимать и употреблять в активной речи уменьшительно-ласкательные формы существительных: «водичка, личико»; глаголы повелительного наклонения: умой, потри, полей, вытри;
- закрепить названия принадлежностей ухода за собой: мыло, полотенце, мочалка;
- научить детей правильно мыть руки с мылом;
- продемонстрировать порядок использования полотенца для вытирания рук;
- способствовать формированию у детей аккуратности и положительному отношению к гигиеническим процедурам;
- воспитывать осознание важности личной гигиены через участие в игровых ситуациях.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме: «Предметы личной гигиены». Дидактические игры: «Сложи картинку», «Волшебный мешочек». Заучивание потешки «Водичка, водичка…», чтение произведения А. Барто "Девочка чумазая".
Интеграция образовательных областей:
− Познавательное развитие.
− Социально-коммуникативное развитие.
− Речевое развитие.
Методы:
- формирования новых знаний и способов деятельности – объяснительно – иллюстративный и репродуктивный методы (беседа с детьми, объяснение, вопросы).
- организации деятельности детей.
- взаимной деятельности педагога и детей (купание куклы).
- самостоятельной деятельности детей (игра).
- контроля и самоконтроля – игры, вопросы (итог занятия).
- формирования личностных результатов (воспитательные) – помочь - кукле Кате.
Ход непрерывной образовательной деятельности
I. Организационный момент.
Накрыт стол для чаепития.
Воспитатель: Ребята, к нам в гости должна прейти кукла Катя. А когда приходят гости их угощают чаем. Вот у нас накрыт стол для чаепития.
Дети свободно располагаются около воспитателя.
Стук в дверь.
Воспитатель обращается к детям: Тук – тук – тук раздается звонкий стук,
Кто-то в двери к нам стучит?
Кто-то в гости к нам спешит?
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, кто к нам пришёл. (Показывает куклу Катю, она перепачкана). Да это кукла Катя!
Воспитатель, обращаясь к кукле, спрашивает:
Ах ты, девочка чумазая,
Где ты руки так измазала?
Чёрные ладошки;
На локтях – дорожки.
«Ты чернее трубочиста, полюбуйся на себя». [1]
Воспитатель: Ребята, а что с ней случилось? Вы знаете?
Дети: Она грязная
Воспитатель: Давайте сядем на стульчики и спросим Катю, что произошло?
Дети: Да.
Дети садятся на стульчики полукругом.
Воспитатель начинает инсценировку стихотворение А. Барто "Девочка чумазая"
Воспитатель: Ах ты, девочка чумазая, где ты руки так измазала?
Кукла: Я на солнышке лежала, руки кверху держала. ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
Воспитатель: Катя говорит, что из-за солнышка у нее потемнели ладошки! Ах ты, девочка чумазая, где ты носик так измазала? (Показывает на грязный нос)
Кукла: Я на солнышке лежала, нос кверху держала. ВОТ ОН И ЗАГОРЕЛ.
Воспитатель: Ах ты, девочка чумазая, где ты ноги так измазала? (посмотрите, какие черные ноги)
Кукла: Я на солнышке лежала, пятки кверху я держала. ВОТ ОНИ И ЗАГОРЕЛИ.
Кукла что-то шепчет на ухо воспитателю.
Воспитатель: Ребята, Катя говорит, что не умеет мыться.
Воспитатель: Давайте превратимся в зайчиков, нажмем на носик, и покажем, как зайчики умываются.
Динамическая пауза (музыкальная) "Зайка серый умывается"
Зайка серый умывается, (Дети «умываются»)
Видно, в гости собирается.
Вымыл носик, (Дети трут ладошками носы, «хвосты», уши)
Вымыл хвостик,
Вымыл ухо.
Вытер сухо!
И поскакал: (Дети скачут)
Скок – поскок!
Скок – поскок![2]
II. Мотивация
Воспитатель: - Как помочь Кате?
Дети: помыть ее!
III. Основная часть
Воспитатель: Посмотрите, что у нас есть, чтобы помочь Кате быть опрятной, чистой?
ИГРА: «Собери, что нужно для купания?»
Дети выбирают предметы нужные для купания: мыло, полотенце, мочалка, шампунь.
Воспитатель: А еще самое главное, что нам нужно?
Дети: Вода и тазик.
Воспитатель: А вода какая нужна?
Дети: Теплая, чистая.
Воспитатель: Конечно, молодцы, ребята.
Воспитатель: Посмотрите, у меня здесь таз с водой!
Воспитатель: А теперь давайте вымоем Катю.
Воспитатель: Что с начала мы делаем перед тем, как намочить руки?
Дети: Завернуть рукава.
Воспитатель: Ребятки, я хочу намылить Кате руки, а мыло не мылится! Почему?
Воспитатель подходит к каждому ребенку и показывает, что мыло не мылится, побуждая отвечать, что у него тоже не мылится.
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы мыло мылилось? Кто догадался?
Дети: Мыло надо намочить.
Воспитатель: Правильно, ребятки. Намочим мыло, вот как хорошо оно мылится. Теперь можно помыть Катю. Намылим мочалку и помоем Катю.
Во время купания куклы, воспитатель подзывает 2-3 ребенка попробовать помыть куклу мочалкой, мылом
Воспитатель: Посмотрите, ребятки, какая Катя стала чистая, опрятная! Что нужно сделать дальше?
Дети: Вытереть ее полотенцем!
Во время вытирания воспитатель подзывает несколько детей вытереть ручки, ножки, спинку, животик.
Воспитатель: У каждого человека есть свое личное полотенце. Давайте, вытрем свои ладошки, которые помогали нам отмыть куклу Катю. Теперь оденем ей чистую одежду.
Кукла Катя: Спасибо вам большое, ребята! Мне понравилось быть чистой!
IV. Итог
Рефлексивный этап
Воспитатель: Ребята, что мы сегодня делали? Чем мы мыли нашу Катю? Катя осталась довольная? Вам понравилось, что Катя стала чистой? А вы тоже любите быть чистыми и опрятными?
Ответы детей.
Воспитатель: Какие вы все молодцы! Настоящие помощники! А теперь можно идти пить чай?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, умываться и мыть руки нужно каждый день: перед едой, после прогулки и игр, перед сном. Это помогает нам быть здоровыми и весёлыми. А теперь и мы идем пить чай!
Список литературы
1. Культура.РФ [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://www.culture.ru/poems/2/devochka-chumazaya (Дата обращения: 16.12.2024)
2. Учебно-методический кабинет [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ped-kopilka.ru/blogs/blog84347/kartoteka-fizkultminutok-vo-vtoroi-mladshei-grupe.html (Дата обращения: 16.12.2024)
3. ФГОС Дошкольное образование [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/. (Дата обращения: 16.12.2024)
4. Проект «Формирование культурно-гигиенических навыков детей 1,5-2 лет средствами игровых технологий [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.art-talant.org/publikacii/33723-proekt-formirovanie-kulyturno-gigienicheskih-navykov-det... (Дата обращения: 16.12.2024)
Скачать вложение