Дидактические игры по формированию финансовой грамотности дошкольников
Автор: Воистинова Татьяна Михайловна, учитель-логопед; Прошина Ольга Владимировна, Окунь Светлана Борисовна, воспитатели МБДОУ «Детский сад № 123», г. Рязань
Финансовая грамотность - это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять. В связи с этим, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители и мы педагоги должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги: Что такое деньги? Где их взять? Как ими правильно распоряжаться? Дети рано включаются в экономическую жизнь своей семьи, когда идут с родителями в магазин, когда в банке или сберкассе вносят плату за квартиру, газ и свет, сталкиваются с рекламой, деньгами, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями. Желание обладать дорогостоящей игрушкой, которую мама и папа не могут приобрести- также соприкосновение с миром финансов.
Исследование ученых подтверждают важность и необходимость знакомство детей с деньгами. Особенно обстоятельно и разносторонне обсуждал проблему Макаренко А.С.: «Деньги - это средство воспитания, и с ними необходимо знакомить уже в дошкольном возрасте». Позднее идею раннего ознакомление ребенка с финансовой грамотностью изучали Могилевская Г.Л., Острикова Г.А., Сасова И.А., Ахменд А.Ф. Они единодушны в том, что бы дать детям возможность понять значение денег, показать место в ряду основных жизненных ценностей. В исследованиях Шатовой А.Д. показано что результаты воспитательной работы будут успешными в том случае, если знакомство с основами финансовой грамотности осуществляется в комплексе решения задач трудового, нравственного и экономического воспитания.
Мы, воспитатели группы «Золотая рыбка», детского сада № 123 «Сказка», считаем, что чем раньше начинается обучение детей азам финансовой грамотности, тем быстрее формируется культура их разумного финансового поведения и тем безопаснее и благополучнее складывается их дальнейшая жизнь. Главное – говорить ребёнку о сложном мире экономики на ему понятном языке.
Для того чтобы нашим детям было легче освоить азы финансовой грамотности мы использовали в своем опыте включение игрового компонента. Игра - наиболее приемлемый способ обучения дошкольника. Знания ему не навязываются: путем проб и ошибок ребенок делает для себя выводы, а педагог его незаметно направляет. В игре они знакомятся с основными понятиями финансового мира (труд, деньги, заработная плата, экономия и прочее), развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Учатся финансового размышлять, экономить, вырабатывать собственные стратегии преумножения и траты денег.
Литература:
1. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю.. Играем вместе. Занимательные финансы. ООО Издательство «ВИТА-ПРЕСС», 2019-40с.
2. Поварницина Г.П., Киселёва Ю.А.. Финансовая грамотность дошкольника. Изд. 2-е, испр. – Волгоград: Учитель. – 186с.
3. Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности «Первые шаги по ступеням финансовой грамотности» (для дошкольников), Калининград, 2013. – 26с.
4. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры (авт.-сост. Л.Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008г. – 169с.
5. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб: «Детство-пресс», 2001. – 176с.
6. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я. 2003. № 4. с.63.
7. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями. Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
Полный вариант статьи во вложении (doc, 28Kb)
Скачать вложение