Использование метода проектов в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Автор: Шилина Алла Александровна, воспитатель МБДОУ Детский сад №7, г. РязаньДошкольное детство – это первый шаг на пути экологического образования. В старшем дошкольном возрасте экологическое воспитание наиболее целесообразно, дети способны воспринимать природные объекты в качестве полноправных субъектов, стремятся к взаимодействию с миром природы. В дошкольном возрасте осуществляется присвоение экологической субкультуры детства, которая обеспечивает фундамент для развития личности, обладающей экологическим сознанием.
В процессе работы по экологическому воспитанию дошкольников мы используем проектную деятельность. Это модель обучения, которая вовлекает ребёнка в процесс решения сложных для него проблем, при этом дошкольник находится в активной позиции. Кроме того, проектная деятельность носит интегративный характер. В основе метода проектов – самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в жизнь. Метод экологического проекта является оптимальным в системе экологического воспитания дошкольников, поскольку экологическое воспитание невозможно без использования элементов игры, этот факт обусловлен особенностями психики детей данной возрастной группы. Экологический проект в детском саду выполняется ребенком при активной помощи воспитателей и родителей. Выполняя экологические проекты, дети получают возможность в полной мере и на практике понять основы устройства и функционирования природы и окружающего мира.
Реализация цели осуществляется через решение следующих задач:
- уточнение и углубление знаний о растениях, животных и природных явлениях, развитие гуманного эмоционально – доброжелательного и бережного отношения к окружающему миру, познавательного интереса к окружающему миру;
- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
- осуществление пропаганды экологической культуры среди родителей.
В процессе педагогической деятельности детьми, вместе с педагогами и родителями, нами были реализованы 2 краткосрочных проекта (двухнедельный экологический проект «Белоствольная красавица» (сроки реализации проекта –апрель 2014 года), месячный экологический проект «Подснежник» (срок реализации проекта март 2015 года), 2 долгосрочных проекта (Экологический проект «Берегите воду» (сроки реализации проекта август–ноябрь 2013 года); Экологический проект «Деревья нашего участка» (срок реализации проекта сентябрь – октябрь 2014 года); была проведена работа по созданию эколого-развивающей среды на территории дошкольного учреждения.
Экологические проекты выстраивались по принципу ненасильственного развития, в них учитывались возрастные особенности, интересы и предпочтения детей.
Опыт работы показал, что использование проектной деятельности в экологическом воспитании дошкольников несёт в себе огромный потенциал для развития творческой исследовательской активности и самостоятельности. В результате проведенной работы у детей сформировалось умение оценивать своё поведение и поведение других людей по отношению к природе, начали складываться элементы осознанно – бережного отношения к природе, которое проявляется в практической деятельности детей и в оценке поступков других людей.
Литература
1. Братцева Г.Г. Активные методы обучения и их влияние на смену педагогической парадигмы //Философия образования. Сборник материалов конференции. Серия “Symposium”, выпуск 23. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. – С.336-340.
2. Чуйкова Л.Ю. Концепции экологического образования, построенные на идее формирования экологической культуры// Гуманитарные исследования. – 2012. – № 2. – С. 342-352.
Скачать вложение