Этикет. Правила поведения в гостях
Автор: Красичкова Любовь Николаевна, воспитатель МДОУ «Детский сад «Березка»», муниципального образования – Михайловский муниципальный район Рязанской областиКонспект непрерывной образовательной деятельности для детей 5-6 лет
Аннотация
Основная цель НОД – формирование представления о нормах поведения детей в гостях, правилах приема гостей.
В ходе занятия у детей формируется культура приема гостей и представление о правилах поведения в гостях, за столом, умение подбирать одежду в соответствии с мероприятием; совершенствуется умение уместного употребления речевых этикетных формул. Задания, предлагаемые детям в процессе деятельности, способствуют практическому освоению сервировки стола для праздничного чаепития, улучшают общую моторику и координацию движений. Обогащается речь детей, совершенствуются навыки диалогической речи, развивается эмоциональная выразительность. Занятие проходит в игровой форме, что позволяет избежать перенапряжения детей: игровая мотивация, нестандартный подход к занятию, практические упражнения вызывают интерес у детей и их высокую активность.
Снятию мышечного напряжения, эмоциональному отдыху так же способствует включение динамической паузы. На занятии созданы условия для воспитания у детей доброжелательности, отзывчивости к окружающим, коммуникативных навыков, взаимоуважения.
Цель: организовать образовательную деятельность детей, направленную на формирование представления о нормах поведения детей в гостях, правилах приема гостей; создать условия для уместного употребления речевых этикетных формул относительно ситуации общения; пробудить интерес к практическому освоению сервировки стола для праздничного чаепития.
Задачи:
1. Организовать мотивацию детей для решения проблемной ситуации: оказание помощи кошке в организации празднования Дня рождения.
2. Организовать практическую деятельность детей, направленную на упражнение в употреблении вежливых слов в различных ситуациях, формирование умения выбирать одежду, знакомство с сервировкой стола.
3. Организовать контроль знаний детей и рефлексивную оценку своих действий в ходе занятия.
Оборудование: презентация, предметы для сервировки стола, мяч.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, у нас на занятии много гостей, поздороваемся с ними.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, а вы любите ходить в гости?
Дети: Да!
Мотивационный этап
Воспитатель: Я сегодня получила письмо, а в нем приглашение в гости. Послушайте: «Дорогие ребята, помогите, у меня скоро День рождения, я хочу устроить большой праздник, пригласить много гостей, но не знаю, как организовать встречу гостей и очень боюсь, что все подумают, что я невоспитанная. Жду вас в стране Вежливости».
А вместо подписи вот такой след? (Нарисован кошачий след).
Кто же нам написал это письмо? Чей это след?
Дети: Это кошачий след.
Ориентировочный этап
Воспитатель: Кто же просит помощи?
Дети: Нас просит о помощи кошка
Воспитатель: Эта кошка живет в стране Вежливости. Хотите отправиться в путешествие и помочь ей подготовиться к празднику?
Дети: Хотим!
Исполнительский этап
Воспитатель: наша кошка хочет быть воспитанной, значит ей нужно изучить правила этикета. А вы знаете, что такое этикет?
Дети: Это правила поведения.
Воспитатель:
Правильно. Этикет – это правила поведения людей в обществе.
Что такое этикет – знать должны мы с детских лет.
Это – нормы поведения: как ходить на День рождения?
Как знакомиться? Как есть? Как звонить? Как встать? Как сесть?
Как здороваться со взрослым? Много разных есть вопросов.
И на них даёт ответ этот самый этикет. (А.Усачёв)
Чтобы помочь кошке, нам нужно вспомнить правила поведения в гостях и правила приема гостей. Я приготовила необычный букет из ромашек, на лепестках которых записаны некоторые правила поведения. Вот первый: в разговоре с гостями или, когда ты сам находишься в гостях, употребляй вежливые слова. Вспомним, какие это слова, поиграем в игру «Доскажи словечко»:
1. Зазеленеет старый пень, когда услышит («добрый день») .
2. Растает даже ледяная глыба от слова теплого («спасибо»).
3. Если больше есть не в силах, скажем мы маме («спасибо») .
4. Когда нас бранят за шалости, говорим… («простите, пожалуйста») .
5. Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…(«здравствуйте») .
6. Во всех странах на прощанье, говорят всем… («до свидания»).
Ответы детей хором.
Воспитатель: Ребята, вы много знаете добрых слов, а я хочу проверить, насколько вы внимательны. Выполняйте только те команды, в которых есть вежливые слова:
· встаньте, пожалуйста,
· поднимите руки,
· подпрыгните, пожалуйста,
· будьте добры, похлопайте в ладоши,
· потопайте,
· будьте так любезны, потопайте ногами,
· тихо сядьте, пожалуйста.
Упражнение «Одежда» (по презентации)
Воспитатель: На второй ромашке написано: когда ты выбираешь, что надеть помни, что одежда должна соответствовать месту, в которое собираешься пойти. Я покажу вам картинки, скажите куда пойдут эти дети?
Дети: В школу, на спортивную площадку, на новогодний бал, в поход, поехать в гости, на день рождения, ложиться спать, на пляж, на зимнюю прогулку.
Игровые ситуации «Поведение»
Воспитатель: Третья ромашка: не совершай плохих или некрасивых поступков. Представим некоторые ситуации, которые часто бывают в нашей жизни, подумайте, как поведет себя воспитанный человек. Если поступок правильный – хлопайте в ладоши, если неправильный – топайте ногами.
Садиться за стол нужно с чистыми руками.
Сидя на стуле можно сильно раскачиваться.
Локти на стол не кладут.
Салфетка служит для того, чтобы вытирать руки и рот во время еды.
Разговаривай с полным ртом.
Не сиди спокойно за столом, можешь выбегать, толкать тех, кто сидит рядом.
Не ешь руками, всегда бери вилку.
Есть следует маленькими кусочками, чтобы не было неприятно сидеть рядом с тобой.
Выходя из-за стола, скажи «пока».
На день рождения тебе подарили два одинаковых подарка, все равно скажи «спасибо», будь вежлив.
Гостей встречай и провожай без улыбки, сделай вид, что ты не рад встрече.
Воспитатель: Ребята, три ромашки нам помогли вспомнить правила этикета о поведении в гостях, теперь мы можем отправиться в страну Вежливости.
Все ребята дружно встали
Все ребята дружно встали Выпрямиться.
И на месте зашагали. Ходьба на месте.
На носочках потянулись, Руки поднять вверх.
А теперь назад прогнулись. Прогнуться назад, рукиположить за голову.
Как пружинки мы присели Присесть.
И тихонько разом сели. Выпрямиться и сесть.
Входит Кошка Мурка.
Кошка: Здравствуйте, ребята! Я вас давно жду. Я кошка Мурка, гуляю сама по себе. Вот вчера прогуляла занятие по мяутикету, потому что мне казалось, что всякие там правила поведения очень скучные и неинтересные, а теперь я хочу пригласить друзей к себе на день рождения и устроить чаепитие, но не знаю, как красиво накрыть на стол. Мне очень нужна ваша помощь.
Воспитатель: Ребята, поможем кошке накрыть стол?
Игра «Сервировка стола»
Будем по очереди подходить к столу:
1 ребенок - расстилает скатерть,
2 – ставит вазу с цветами в центр стола,
3 – расставляет тарелки,
4 – расставляет чашки,
5 – положит ложки,
6 – ставит чайник и сахарницу на стол,
7 – ставит салфетницу,
8 – кувшинчик с молоком.
Дети накрывают праздничный стол.
Кошка: Спасибо вам, ребята! Вы мне очень помогли! А еще вчера в нашей школе мяутикета задавали выучить правила поведения в гостях, а я все прогуляла. Как же теперь ко мне гости придут?! Ребята, а вы знаете такие правила? Расскажите мне.
Дети рассказывают стихотворенье Ю. Чичева «В гостях».
В гостях
В гости вы приглашены –
Значит, вовремя должны
На двери нажать звонок –
Точно в названный вам срок.
Кто-то другу иль подружке
Дарит старые игрушки
И потрёпанные книжки…
Это дурно, дурно слишком.
Мы таких не уважаем,
В гости их не приглашаем,
Не зовем на день рождения,
Нет для жадин уважения.
Можно спеть на именинах,
Что-нибудь нарисовать,
Вылепить из пластилина,
На лугу цветов нарвать
Или вырастить в горшочке
Синеглазые цветочки…
Кто подарок сделать рад,
Тот на выдумку богат!
Входишь в комнату, а в ней
За столом полно гостей.
Не стесняйся, улыбнись,
Сесть за стол не торопись.
ЭТИКЕТ свой покажи –
Скромно «ЗДРАВСТВУЙТЕ!» скажи,
Головой гостям кивни,
Чтобы видели они:
ЭТИКЕТ не понаслышке
Знают малые детишки.
За столом сидишь с гостями –
Не кричи, не ёрзай, друг,
Не размахивай руками,
Словно ты гоняешь мух.
Если фантики конфет
Гость под стол бросает,
Это значит, этикет
Он не соблюдает.
Кто в гостях повсюду нос
Сунуть свой пытается,
До культуры не дорос,
Хорошим не считается.
Кошка: Спасибо вам, ребята! Побегу встречать гостей!
4. Рефлексивный этап
Воспитатель: Ребята, мы смогли помочь кошке?
Дети: Да.
Воспитатель: Каким правилам поведения в гостях мы научили кошку?
Дети: Нужно говорить вежливые слова, выбирать одежду соответственно месту, в которое идешь, не совершать плохих поступков.
5. Перспективный этап:
Воспитатель: Когда вас пригласят в гости или к вам придут гости, о чем необходимо помнить?
Дети: Нужно соблюдать правила этикета?
Литература:
1. Методические рекомендации: Разработка и проектирование рабочей программы воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, на основе примерной рабочей программы воспитания (ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО») [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/programmy-vospitaniya/programma-vospitaniya-dlya-doshkol... (Дата обращения: 09.09.2021).
2. Мосина, Н. В. Эстетическое воспитание дошкольников / Н. В. Мосина. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 119-125. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2011/ (дата обращения: 15.09.2021).
3. Комлева Е. Н. Эстетическое воспитание дошкольников в условиях детского сада / Комлева Е. Н. – Текст: непосредственный // Педагог - URL: https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=6814 (дата обращения: 15.09.2021).
Конспект с презентацией во вложении (zip 765KB)
Скачать вложение