Формирование духовно-нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с творчеством С. Есенина
Автор: Шлык Ирина Николаевна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №69»
«Счастье — это родные горячие руки, которые никогда тебя не выпустят,
не уронят, даже если перевернулся весь мир».
С.А. Есенин
В дошкольных учреждениях формирование духовно – нравственных чувств детей дошкольного возраста начинается с формирования понятий о добре и зле, о поступках людей, о семье, Родине. Дети учатся проявлять уважение к взрослым, бережно относиться к окружающему, к результатам своего труда и труда других. Они овладевают умением сопереживать близким и чужим, эмоционально откликаться на переживания окружающих, помогать им. Большинство этих качеств являются фундаментом общей духовности человека.
Если мы обратимся к содержанию Федеральной образовательной программы дошкольного образования, то можем отметить острую необходимость активизации процесса воспитания духовно – нравственных чувств детей. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Этот период в развитии ребёнка для педагога время благодатной почвы, и именно в этом возрасте, возникают большие возможности для формирования духовно – нравственных чувств детей.
И одним из направлений в работе по формированию духовно – нравственных чувств детей дошкольного возраста, является приобщение детей к творчеству известных писателей, поэтов, художников, композиторов родного края.
Как объяснить маленькому ребенку, что такое духовность, нравственность? В дошкольном возрасте, в первую очередь через любовь к своим близким, к семье; родной земле, её культуре; через ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, бытом и нравами.
Наш город, наша Рязань, имеет богатую историю, славится своими народными промыслами, деятельностью великих людей. И конечно, здесь мы говорим о нашем земляке, великом поэте, творчество которого известно за пределами нашей страны – Сергее Есенине.
Творчество С. Есенина, его нежное, бережное отношение к близким - матери, сестре, любимым людям, к родному краю, к родной природе, является лучшим средством для начала формирования духовно – нравственных чувств у детей дошкольного возраста. Безусловно, эта работа не может быть разовой, она должна проходить на протяжении всего периода дошкольного образованияи быть включена в каждую образовательную область развития ребенка.
Мир маленького ребенка –это, безусловно, его семья, близкие люди. И с детьми мы будем говорить о семейных ценностях, через произведения С. Есенина. О любви к маме, мы будем говорить через стихотворение «Письмо матери»:
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
Знакомя детей с данным стихотворением, мы уделяем внимание особо ярким, эмоциональным моментам. Например, читая первую строку, отмечаем особое обращение поэта к матери«Ты жива еще, моя старушка?» И говорим о том, что Сергей Есенин так ласково называет свою пожилую маму. Говорим о том, что наши мамы всегда испытывают за своих, пусть уже взрослых детей, тревогу, волнуются, как они там, вдали от неё… в подтверждение зачитываем строки:
«Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне»
Учим уважительно относится к чувствам родителей.
Стихотворение «Молитва матери» Сергея Есенина также раскрывает всю полноту чувств матери к своему ребенку.
На краю деревни старая избушка,
Там перед иконой молится старушка.
Молитва старушки сына поминает,
Сын в краю далеком родину спасает.
Молится старушка, утирает слезы,
А в глазах усталых расцветают грезы.
Чтение стихотворения можно сопроводить архивными иллюстрациями и фотографиями С. Есенина, а также семейными фотографиями детей и родителей.
Через шуточное стихотворение С. Есенина «Тетя Мотя», с ребятами мы обсуждаем членов своей семьи, их увлечения. Как итог, повторяя Сергея Есенина, можно с ребятами сочинить свой собственный шуточный рассказ о семье.
Тетя Мотя
В розовом капоте,
Дядя Вадя
В праздничном наряде,
Кузина Зина
В плаще резиновом,
Папа
В пижаме,
На маме
Шляпа,
На сынишке Мишке
Новые штанишки —
Делают прогулку
По нашему переулку...
Говоря о семье, мы подчеркиваем важность всех её членов, говорим о семье, как о большой и дружной, где каждый относится друг к другу с уважением и любовью. Здесь мы знакомим детей со стихотворением С. Есенина, посвященным сестре Шуре «Я красивых таких не видел»:
Я красивых таких не видел,
Только, знаешь, в душе затаю
Не в плохой, а в хорошей обиде —
Повторяешь ты юность мою.
Ты мое васильковое слово,
Я навеки люблю тебя.
Как живет теперь наша корова,
Грусть соломенную теребя?
Знакомя детей с данным стихотворением, мы уделяем внимание особо ярким, эмоциональным, нежным моментам, передающим отношение к родным:
Ты мое васильковое слово,
Я навеки люблю тебя.
Закрепляя данные представления о нежном отношении к родным, ребятам можно предложить игру «Назови ласково», где они ласково называют членов своей семьи.
Говоря с детьми о понятном, близком, о родном доме, родном крае, который они знают, видят, чувствуют, мы формируем ростки нравственности, духовности, через разучивание произведений великого поэта:
Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.
Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.
Читая, а затем, разучивая с детьми данное стихотворение, мы особо, эмоционально выделяем строки, передающие всю любовь, трепет к родному дому, матери, отцу: «Я покинул родимый дом», «Теплит матери старой грусть»,
«Словно яблонный цвет, седина У отца пролилась в бороде»
Мы стараемся донести до детей мысль о том, что где бы мы ни были, в другом краю, и даже в другой стране, мы всегда должны возвращаться к своей семье, к своим истокам, на свою Родину. Туда, где знаком нам каждый уголок, где нас любят и ждут, где мы черпаем силы, где наше сердце.
Работая в данном направлении, формировании духовно – нравственных чувств, семейных ценностей у дошкольников, мы не ограничиваемся традиционными способами изучения поэзии С. Есенина.
С помощью стихотворений поэта, мы обогащаем лексический запас детей.
Мы их знакомим со сравнениями, которые поэт использует в своих стихотворениях, с образными выражениями, даем толкование словам, вышедшим из нашего употребления.
Одним из обязательных элементов работы, является использование ИКТ. Материал, оформленный в виде презентации, привлечет внимание детей к моментам, требующим особого взгляда. С помощью педагога, дети смогут отметить определенные строки, черты, метафоры, понять смысл того или иного стихотворения. Той же этой цели послужит чтение, выполненное мастерами художественного слова и чтение самими детьми под музыкальное сопровождение.
Объединяя различные виды деятельности в рамках духовно – нравственного воспитания посредством изучения творчества С. Есенина, хорошо себя зарекомендовала и проектная деятельность, как с детьми, так и совместно с родителями. Темы проектов имеют большой диапазон: « Моя семья», «Семейные традиции», «Мои истоки» и многое другое.
Так же огромную роль в формировании духовно – нравственных чувств у дошкольников играет и экскурсионная деятельность, посещение библиотек, семейных мест Рязани, и, конечно же, родины великого поэта Рязани С. Есенина.
Литература:
1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования .- Сфера, 2023г. – 224с.
2. Сергей Есенин. Стихотворения и поэмы. – Изд – во: АСТ, 2018г. – 192с.
3. Бондаренко, М.А. А душу можно ль рассказать? Поэзия Сергея Есенина в школе// М.А.Бондаренко // Литература в школе. - 2023 - №10.
4. Гулин, А.В. В сердце светит Русь» Духовный путь Сергея Есенина// А.В. Гулин // Дошкольное образование. - 2021 - №6.
Скачать вложение