РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Формирование духовно-нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с творчеством С. Есенина

Автор: Шлык Ирина Николаевна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №69»

 «Счастье — это родные горячие руки, которые никогда тебя не выпустят,
не уронят, даже если перевернулся весь мир».

С.А. Есенин

В дошкольных учреждениях формирование духовно – нравственных чувств детей дошкольного возраста начинается с формирования понятий о добре и зле, о  поступках людей, о семье, Родине. Дети учатся проявлять уважение к взрослым, бережно относиться к окружающему, к результатам своего труда и труда других. Они овладевают умением сопереживать близким и чужим, эмоционально откликаться на переживания окружающих, помогать им. Большинство этих качеств являются фундаментом общей духовности человека.

Если мы обратимся к  содержанию Федеральной образовательной программы дошкольного образования, то можем отметить  острую необходимость активизации процесса воспитания духовно – нравственных чувств детей. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы. Они легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Этот период в развитии ребёнка для педагога время благодатной почвы, и именно в этом возрасте, возникают большие возможности для формирования духовно – нравственных чувств детей.

И одним из направлений в работе по формированию духовно – нравственных чувств детей дошкольного возраста, является приобщение детей  к творчеству известных писателей, поэтов, художников, композиторов родного края.

Как объяснить маленькому ребенку, что такое духовность, нравственность?  В дошкольном возрасте, в первую очередь через любовь к своим близким, к семье; родной земле, её культуре; через  ощущение неразрывной связи со своим народом, с его языком, бытом и нравами.

Наш город, наша Рязань, имеет богатую историю, славится своими народными промыслами, деятельностью великих людей. И конечно, здесь мы говорим о нашем земляке, великом поэте, творчество которого известно за пределами нашей страны – Сергее Есенине.

Творчество С. Есенина, его нежное, бережное отношение к близким  - матери, сестре, любимым людям, к родному краю, к родной природе, является лучшим средством для начала формирования духовно – нравственных чувств у детей дошкольного возраста. Безусловно, эта работа не может быть разовой, она должна проходить на протяжении всего периода дошкольного образованияи быть включена в каждую  образовательную область развития ребенка.

Мир маленького  ребенка –это, безусловно, его семья, близкие люди. И с детьми мы будем говорить о семейных ценностях, через произведения С. Есенина.  О любви к маме, мы будем говорить через стихотворение «Письмо матери»:

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.

Знакомя детей с данным стихотворением, мы уделяем внимание особо ярким, эмоциональным моментам. Например, читая первую строку, отмечаем особое обращение поэта к матери«Ты жива еще, моя старушка?» И говорим о том, что Сергей Есенин так ласково называет свою пожилую маму. Говорим о том, что наши мамы всегда испытывают за своих, пусть уже взрослых детей, тревогу, волнуются, как они там, вдали от неё… в подтверждение зачитываем строки:

«Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне»

Учим уважительно относится к чувствам родителей.

Стихотворение «Молитва матери» Сергея Есенина также раскрывает  всю полноту чувств матери к своему ребенку.

На краю деревни старая избушка,
   Там перед иконой молится старушка.

Молитва старушки сына поминает,
  Сын в краю далеком родину спасает.

Молится старушка, утирает слезы,
  А в глазах усталых расцветают грезы.

Чтение стихотворения можно сопроводить архивными  иллюстрациями и фотографиями С. Есенина,  а также  семейными фотографиями детей и родителей.

Через шуточное  стихотворение С. Есенина «Тетя Мотя», с ребятами мы обсуждаем членов своей семьи, их увлечения. Как итог, повторяя Сергея Есенина, можно с ребятами сочинить свой собственный  шуточный рассказ о семье.

Тетя Мотя
В розовом капоте,
Дядя Вадя
В праздничном наряде,
Кузина Зина
В плаще резиновом,
Папа
В пижаме,
На маме
Шляпа,
На сынишке Мишке
Новые штанишки —
Делают прогулку
По нашему переулку...

Говоря о семье, мы подчеркиваем важность всех её членов, говорим о семье, как о большой  и дружной, где каждый относится друг к другу с уважением и любовью. Здесь мы знакомим детей со стихотворением С. Есенина, посвященным сестре Шуре «Я красивых таких не видел»:

Я красивых таких не видел,

Только, знаешь, в душе затаю

Не в плохой, а в хорошей обиде —

Повторяешь ты юность мою.

Ты мое васильковое слово,

Я навеки люблю тебя.

Как живет теперь наша корова,

Грусть соломенную теребя?

Знакомя детей с данным стихотворением, мы уделяем внимание особо ярким, эмоциональным, нежным  моментам, передающим отношение к родным:

Ты мое васильковое слово,

Я навеки люблю тебя.

Закрепляя данные представления о нежном отношении к родным, ребятам можно предложить игру «Назови ласково», где они ласково называют членов своей семьи.

Говоря с детьми о понятном, близком, о родном доме, родном крае, который они знают, видят, чувствуют, мы формируем ростки нравственности, духовности, через разучивание  произведений великого поэта:

Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.

Читая, а затем, разучивая с детьми данное стихотворение, мы особо, эмоционально выделяем строки, передающие всю любовь, трепет к родному дому, матери, отцу: «Я покинул родимый дом», «Теплит матери старой грусть»,

«Словно яблонный цвет, седина   У отца пролилась в бороде»

Мы стараемся донести до детей мысль о том, что где бы мы ни были, в другом краю,  и даже в другой стране, мы всегда должны возвращаться к своей семье, к своим истокам, на свою Родину. Туда, где знаком нам каждый уголок, где нас любят и ждут, где мы черпаем силы, где наше сердце.

Работая в данном направлении, формировании  духовно – нравственных чувств, семейных ценностей у дошкольников, мы не ограничиваемся традиционными способами изучения поэзии С. Есенина.

С помощью стихотворений поэта, мы обогащаем лексический запас детей.

Мы их знакомим со сравнениями, которые поэт использует в своих стихотворениях, с образными выражениями, даем толкование словам, вышедшим из  нашего употребления.

Одним из обязательных элементов работы, является использование ИКТ. Материал, оформленный в  виде презентации, привлечет внимание детей к моментам, требующим особого взгляда. С помощью педагога, дети смогут отметить определенные строки, черты, метафоры, понять смысл того или иного стихотворения.  Той же  этой цели послужит чтение, выполненное мастерами художественного слова и чтение самими детьми под музыкальное сопровождение.

Объединяя различные виды деятельности в рамках  духовно – нравственного воспитания посредством изучения творчества С. Есенина, хорошо себя зарекомендовала и  проектная деятельность, как с детьми, так и совместно с родителями. Темы проектов имеют большой  диапазон: « Моя семья», «Семейные традиции», «Мои истоки» и многое другое.

Так же огромную роль в формировании духовно – нравственных чувств у дошкольников играет и экскурсионная деятельность, посещение библиотек, семейных мест Рязани, и, конечно же, родины великого поэта Рязани С. Есенина.

Литература: 

1. Федеральная образовательная программа  дошкольного образования .- Сфера, 2023г. – 224с.

2. Сергей Есенин. Стихотворения и поэмы. – Изд – во: АСТ, 2018г. – 192с.

3. Бондаренко, М.А. А душу можно ль рассказать? Поэзия Сергея Есенина в школе// М.А.Бондаренко // Литература в школе. - 2023 - №10.

4. Гулин, А.В. В сердце светит Русь» Духовный путь Сергея Есенина// А.В. Гулин // Дошкольное образование. - 2021 - №6.



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru